Постоянный контакт человека с гаджетами приводит к перенапряжению и усталости глаз, что в свою очередь ведёт к ухудшению зрения.
Проблема падения зрения коснулась и меня - автора школьного проекта. Поэтому целью проекта явилась разработка рекомендаций для сохранения здоровья глаз, включающих в себя советы по обустройству рабочих помещений учеников на дому и упражнения для органов зрения.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Индивидуальный проект
Профилактика нарушений зрения
Выполнила:
Александрина Прудская
учащаяся 11 класса
Руководители:
Морозова Любовь Анатольевна
Бондарева Ирина Назымовна
Сулейманова Светлана Алексеевна
Волгоград 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………… | 3 | |
Глава 1. | Орган зрения человека: особенности его строения и функционирования………………………………………………………. | 5 |
1.1 | Анатомо-физиологические особенности органа зрения………………. | 5 |
1.2 | Функциональные виды нарушений зрения и их коррекция…………… | 6 |
Глава 2. | Организация профилактической деятельности в профилактике развития дефектов зрения у детей среднего школьного возраста…….. | 11 |
2.1 | Статистическая обработка материалов исследования………………… | 11 |
2.2 | Представление продукта проекта………………………………………. | 12 |
Заключение………………………………………………………………………………... | 13 | |
Список литературы……………………………………………………………………….. | 14 | |
Приложение……………………………………………………………………………….. | 15 |
Введение
“Ораторы восхваляли глаз, певцы воспевали его, но действительная
оценка глаза покоится в безмолвной тоске тех,
кто имел глаз и лишился его.”
Альбрехт фон Грефе
По последним данным, во всём мире от нарушений зрения страдают около 300 млн человек, из них 19 млн — это дети. Ещё 40 млн не видят вовсе. Отдельно по России статистика еще более серьёзная: снижение зрения наблюдается у каждого второго жителя нашей страны. Так, с близорукостью в первый класс приходит уже 5% детей, к одиннадцатому классу их становится 25-30%, а к окончанию института— уже 50-70%.
Одна из причин ухудшения зрения связана с масштабным развитием современных технологий и повсеместном использовании электронных девайсов – планшетов, смартфонов, компьютерных мониторов и другое.
Неконтролируемый контакт человека с гаджетами: постоянная работа за компьютером в рабочее время сменяется чтением, интернет-сёрфингом, играми в свободное время приводит к постоянному перенапряжению и усталости глаз, что в свою очередь, как говорилось ранее, ведёт к ухудшению зрения.
Проблема падения зрения коснулась и меня - автора проекта. Поэтому целью проекта является разработка рекомендаций для сохранения здоровья глаз, включающих в себя советы по обустройству рабочих помещений учеников на дому и упражнения для органов зрения.
Цель проекта обусловила необходимость решения следующих задач:
- изучить анатомию глаза;
- проанализировать причины падения зрения, симптомы ухудшения зрения, виды нарушения зрения;
- провести социологический опрос для подтверждения наличия проблемы;
- изучить эффективные способы профилактики нарушений зрения;
- создать информационную брошюру с рекомендациями по профилактике нарушений зрения.
В связи с поставленной целью был определён объект: нарушения зрения, в частности, миопия.
В рамках данного объекта мы выделили предмет проекта: профилактика миопии среди детей среднего школьного возраста.
Методологическую основу составят:
- теоретические методы: изучение, анализ, систематизация и обобщение специализированных исследовательских работ и информационных статей по таким темам, как: свойства и функции органа зрения, строение органов зрения, основные свойства глаза, основные виды дефектов зрения, факторы, влияющие на зрение, причины ухудшения зрения, лечение нарушения зрения;
- эмпирические методы: проведение социологического опроса среди детей среднего школьного возраста на тему: «Миопия».
Гипотеза проекта заключается в том, что изучение материалов по теме падения зрения позволит сделать вывод о эффективных способах профилактики нарушений зрения.
По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последние годы количество людей с проблемами зрения значительно возросло. Число детей с нарушениями зрения возрастает от младших классов к старшим – это и определяет актуальность проекта.
Практическая значимость проекта состоит в том, что информация, содержащаяся в работе, может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителями биологии и физики при изучении тем, связанных с основной проблемой проекта, а также при проведении уроков по охране здоровья. Результаты проекта будут представлены в виде общедоступной информационной брошюры с рекомендациями по профилактике нарушений зрения.
Глава 1. Орган зрения человека: особенности его строения и функционирования
Глаз – парный орган, состоящий из глазного яблока и вспомогательного аппарата. С помощью зрительного нерва глазное яблоко соединяется с головным мозгом. К вспомогательному аппарату относятся глазодвигательные мышцы, веки, выстланные изнутри конъюнктивой, ресницы, окружающая глаз жировая клетчатка и слезный аппарат.[1]
Стенка глазного яблока[2] состоит из трех оболочек. Наружная — белочная оболочка (склера) в передней части глаза прозрачная, этот участок называется роговицей. Под белочной оболочкой находится сосудистая оболочка, питающая глаз. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужку, имеющую в центре отверстие — зрачок. Кольцевые и радиальные мышцы радужки рефлекторно меняют диаметр зрачка, регулируя количество света, попадающее внутрь глаза. От пигмента радужки зависит цвет глаз. Рядом с радужкой находится ресничное тело, мышца, с помощью которой меняется кривизна хрусталика, осуществляется аккомодация, приспособление к ясному видению предметов, находящихся на различном расстоянии от глаза.
Между роговицей и радужкой находится полость, заполненная влагой — передняя камера глаза. Полость между радужкой и хрусталиком называется задней камерой глаза.[3]
Третья оболочка глазного яблока — сетчатка. В ней расположены светочувствительные клетки — зрительные рецепторы, около 130 млн. палочек, обеспечивающих черно-белое видение и около 7 млн. колбочек, дающих информацию о цвете.[4]
Максимальное количество колбочек находится в сетчатке на оптической оси глаза, против зрачка, этот участок называется желтым пятном. В том месте, где от глазного яблока отходит зрительный нерв, в сетчатке нет рецепторов — слепое пятно. Максимальное количество палочек находится на периферии глаза. Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, для его разложение достаточно небольшого количества света. В колбочках под действие света происходит разложение йодопсина, но для возбуждения колбочек нужно большее количество света.
Сетчатка состоит из нескольких слоев клеток: наружный, прилегающий к сосудистой оболочке — слой пигментных клеток черного цвета. Этот слой поглощает свет, препятствуя его рассеиванию и отражению. Затем идет слой, содержащий палочки и колбочки, перед ним еще три слоя клеток.
Стекловидное тело заполняет всю полость глаза, образовано прозрачным студенистым веществом. Между стекловидным телом и задней камерой глаза располагается хрусталик, упругое прозрачное образование в виде двояковыпуклой линзы. Хрусталик преломляет лучи света и собирает их в фокусе на сетчатке. С помощью цинновых связок он прикреплен к ресничной (цилиарной) мышце. Свет проходит роговицу, жидкость передней камеры глаза, через зрачок попадает в заднюю камеру, проходит через хрусталик, стекловидное тело и попадает на сетчатку. Световые лучи претерпевают наибольшее преломление в роговице и хрусталике, изображение на сетчатке уменьшенное и перевернутое.
Аккомодация осуществляется за счет сокращения ресничной мышцы, при этом расслабляются цинновы связки и хрусталик, в силу природной упругости, становится более выпуклым. Ресничная мышца отдыхает, когда человек смотрит вдаль, при этом цинновы связки натянуты и хрусталик уплощается.[5]
Окружающий нас мир мы видим ясно, когда все отделы зрительного анализатора "работают" гармонично и без помех. Для того, чтобы изображение было резким, сетчатка, очевидно, должна находиться в заднем фокусе оптической системы глаза. Различные нарушения преломления световых лучей в оптической системе глаза, приводящие к расфокусировке изображения на сетчатке, называются аномалиями рефракции (аметропиями)[6]. К ним относятся близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), возрастная дальнозоркость (пресбиопия) и астигматизм.[7]
Функциональные виды нарушений зрения могут развиваться в сопровождении изменений структурного характера. Но ухудшение зрительной функции в таком случае обусловливается совершенно иной причиной – изменениями хода лучей света, которые, проникая в орган зрения, формируют изображение объекта. Эти виды нарушений зрения имеют отношения к патологиям рефракции.
Основные виды нарушения зрения:
Для выписывания очков определяется расстояние между центрами зрачков с помощью обычной миллиметровой линейки. Расстояние между центрами зрачков характеризует индивидуальную анатомическую особенность лица человека. Этот параметр изменяется по мере роста ребенка и приобретает постоянное значение, когда завершается формирование глазных яблок. Стандартное расстояние между зрачками варьируется в диапазоне от 54 мм до 65 мм.
Индивидуальное значение определяется офтальмологом и указывается в рецепте для очков. Изготовление оптического средства с учетом межцентрового промежутка гарантирует фокусировку линз точно на зрачках, что очень важно для правильной и полноценной корректировки зрения.[9]
После определения рефракции производят коррекцию выявленной аномалии. Миопию корригируют двояковогнутыми, самыми слабыми минусовыми стеклами, с которыми достигается максимальная острота зрения. Детям-миопам при расходящемся косоглазии назначается полная коррекция для постоянного ношения, чтобы поставить глаз в условия эмметропии.
Дальнозоркость корригируется положительными (плюсовыми) стеклами. Коррекция производится всем гиперметропам со средней и высокой степенью дальнозоркости наибольшими по степени преломления стеклами, которые переносят больные. Молодым людям (до 30 лет), у которых имеется дальнозоркость 1,0 и менее диоптрий и нет явления аккомодативной астенопии или спазма аккомодации, острота зрения нормальная, очки можно не назначать.
Полная коррекция гиперметропии вне зависимости от высокой остроты зрения показана при сходящемся косоглазии. Детям-гиперметропам дается полная коррекция дальнозоркости, но учитывается индивидуальная переносимость очков ребенком. Если ребенок не может переносить полную коррекцию, то дается переносимая и в последующие 3-4 месяца она заменяется полной. Очки детям назначаются для постоянного ношения.
Для коррекции астигматизма применяются цилиндрические стекла рассеивающие и собирающие. Цилиндрическое стекло не преломляет лучи, падающие по его оси, а преломляет лучи, падающие перпендикулярно его оси. Это дает возможность корригировать один меридиан, не изменяя другой. Сила цилиндрического стекла должна равняться степени астигматизма. Простой астигматизм корригируется только цилиндрическим стеклом, а сложный и смешанный комбинацией сферического и цилиндрического стекол. Чем старше возраст, в котором назначаются астигматические очки, тем они труднее переносятся. Поэтому взрослым, если коррекция производится впервые и астигматизм высокой степени, нельзя назначать стёкла полностью корригирующие астигматизм. В этом случае назначают более слабые стекла, а через 3-6 месяцев после привыкания к очкам следует подобрать более сильные, а затем и полностью корригирующие астигматическую рефракцию стекла.
С возрастом хрусталик теряет эластичность. Устранить явления, связанные с пресбиопией можно только с помощью двояковыпуклых стекол, которые заменяют собой ослабевшую преломляющую силу хрусталика. Расчеты показали довольно точную зависимость между возрастом после 40 лет и величиной корригирующего стекла, которое необходимо для работы вблизи. Для коррекции пресбиопии нужно давать по 1,0 Д на каждые 10 лет жизни после 30 лет, начиная с 40-45 лет. Так, в 40 лет надо добавить для работы на близком расстоянии сферическое собирательное стекло силой в +1,0 Д, в 50 лет – в +2,0 Д, в 60 лет – в +3,0 Д.
При миопии и гиперметропии сила корригирующего стекла должна иметь поправку на характер рефракции. Поэтому, прежде чем назначать пресбиопические очки, надо проверить остроту зрения и рефракцию каждого глаза отдельно, корригировать аномалии рефракции. При близорукости величина стекла для близи должна составлять разность между корригирующим стеклом для дали и стеклом, соответствующим возрасту. При дальнозоркости к стёклам, корригирующим рефракцию, добавляются стекла, заменяющие аккомодацию. При гиперметропии очки для работы на близком расстоянии назначают в более молодом возрасте, т.к. гиперметроп часть аккомодации должен затрачивать для компенсации своей недостаточной рефракции. С присоединением пресбиопии требуются еще более сильные стёкла.
Пресбиопические очки при астигматизме назначают по тому же правилу: к корригирующим астигматизм очкам добавляют собирательные линзы, заменяющие аккомодацию, в соответствии с возрастом. При аномалиях рефракции в пожилом возрасте либо выписывают две пары очков – для дали и для близи, либо назначают бифокальные очки, в которых нижняя часть стёкла служит для зрения вблизи, а верхняя для зрения вдаль.[10]
По результатам многих исследований теми или иными видами нарушений зрения страдают более трех с половиной миллиардов человек. При этом коррекцию зрения проводят только чуть больше миллиарда. Ухудшение зрительной функции, кроме всего прочего, имеет и огромную общественную значимость, так как посредством органов зрения человек получает более девяноста процентов информации об окружающей действительности. Соответственно, ухудшение функционирования такого важного органа восприятия, как глаза, приводит к неспособности адаптироваться в обществе, к определенной утрате работоспособности и прочим неприятным последствиям.
Глава 2. Организация профилактической деятельности в профилактике развития дефектов зрения у детей среднего школьного возраста
2.1 Статистическая обработка материалов исследования
Выбор методов исследования определялся характером задач.
Анализ литературных источников позволили создать представление о состоянии вопроса по теме исследования. Анализу подвергались Отечественной источники литературы и интернет-ресурсы, посвященные вопросу течения миопии и её профилактики.
В школе был проведён опрос при помощи разработанного опросного листа[11].
Всего было опрошено 96 респондентов возрастом от 10 до 15 лет, 53% (51 человек) девочек и 47% (45 человек) мальчиков[12]. В результате, были получены следующие результаты:
Специалисты рекомендуют периодически посещать офтальмолога, даже если у пациента не наблюдаются симптомы ухудшения зрения и нет жалоб. На начальной стадии заболевание может не проявляться, а в запущенной стадии его сложнее лечить.[15]
Главная задача родителей не запрещать сидеть в интернете, а направлять ребёнка и подсказывать ему, как правильно проводить время перед монитором, чтобы не навредить себе.
В этом сложном деле может оказаться полезной брошюра «Рекомендации для родителей по профилактике нарушений зрения у детей среднего школьного возраста», которая является продуктом данного проекта.
2.2 Представление продукта проекта
Продуктом индивидуального проекта является брошюра «Рекомендации для родителей по профилактике нарушений зрения у детей среднего школьного возраста». Данный проспект расскажет родителям о том, как должно быть обустроено рабочее место ученика дома, каково оптимальное расстояние при чтении от глаз до книги, сколько метров должна составлять дистанция между ребёнком и телевизором. Также в брошюре предложен комплекс упражнений для глаз для снятия усталости глаз и поддержания зрения на высоком уровне[16].
Заключение
Таким образом, проведённое нами исследование подтвердило нашу гипотезу, изучив материал по теме проекта, удалось составить список эффективных способ профилактики нарушений зрения.
При проведении данного исследования нами были решены следующие задачи:
- изучена анатомия человеческого глаза;
- проанализированы причины падения зрения, симптомы ухудшения зрения, а также виды нарушений зрения;
- проведён социологический опрос для подтверждения наличия проблемы;
- изучены эффективные способы профилактики нарушений зрения.
Цель, поставленная в начале работы, была выполнена: удалось оформить важную информацию в виде брошюры для общего использования.
Миопия является одним из самых распространённых заболеваний на планете, при это до сих пор не разработаны универсальные способы её лечения. Хирургические вмешательства имеют свои недостатки и возможные риски. Именно поэтому оптимальным методом борьбы с ухудшением зрения остаётся самоконтроль и ответственное соблюдение правильного зрительного режима.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
Приложение 1
Дополнительные иллюстрации к главе 1
Рис. 1. Строение глаза (изображение взято из открытого доступа)
Рис. 2. Строение сетчатки глаза (изображение взято из открытого доступа)
Рис. 3. Ход лучей при различных видах клинической рефракции глаза (изображение взято из открытого доступа)
Приложение 2
Образец используемой формы социологического опроса
Социологический опрос на тему: «Миопия»
Уважаемый участник опроса, просим Вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в написании практической части школьного проекта. Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Ответы пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приложение 3
Круговые диаграммы с ответами респондентов на некоторые вопросы социологического опроса на тему «Миопия»
Круговая диаграмма 1. Половая принадлежность респондентов опроса
Круговая диаграмма 2. Ответы на вопрос «Плохо ли Вы видите?»
Круговая диаграмма 3. Ответы на вопрос «Как часто Вы посещаете офтальмолога?»
Приложение 4
Расширенный комплекс упражнений для глаз
Комплекс №1. По Аветисову
1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Упражнение повторить 5-6 раз.
2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Упражнение повторить 5-6 раз.
3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Упражнение повторить 5-6 раз.
4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Упражнение повторить 5-6 раз.
5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Упражнение повторить 4-5 раз.
6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд.
7. Закрыть веки, в течение 30 секунд помассировать их кончиками указательных пальцев.
Комплекс №2 «Стрелки»
Осуществляем движение глазными яблоками в разных направлениях, движения повторяем по 7-10 раз.
Вертикальные ↑ ↓
Горизонтальные ← →
По диагонали ↘↗ ↙↖
Круговые вращения глазными яблоками в разные стороны
Вращение глазными яблоками «горизонтальная восьмерка» ∞
Данный комплекс рекомендуется выполнять 2 раза в день.
Комплекс №3 «Метка на стекле»
Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 миллиметров. Затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект.
В первые два дня – 5 минут, в остальные – 7 минут. Упражнение рекомендуется выполнять двумя глазами и одним глазом 2-3 раза в день
[1] Козлова, Е.А. Супер-зрение. Лучшие рецепты народной медицины от А до Я / Е.А. Козлова, С. А. Кочнева. – Из-во Олма медиа групп, 2009. – 125 с.
[2] см. Приложение 1 рис. 1
[3] Статья «Зрительный анализатор» [Электронный ресурс], 2015. https://studopedia.ru/9_48548_zritelniy-analizator.html
[4] см. Приложение 1 рис. 2
[5] Статья «Понятие об анализаторах» [Электронный ресурс], 2013. https://studopedia.ru/1_49370_ponyatie-ob-analizatorah.html
[6] см. Приложение 1 рис. 3
[7] Статья «Анатомо-физиологические особенности органа зрения» [Электронный ресурс], 2014. https://studopedia.ru/2_42500_anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-organa-zreniya.html
[8] Статья «Анатомо-физиологические особенности органа зрения» [Электронный ресурс], 2014. https://studopedia.ru/2_42500_anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-organa-zreniya.html
[9] МедСправочник. Межзрачковое расстояние – как измерить, определение для очков от врача-офтальмолога Курьяновой Ирины Валентиновны. Как определить расстояние между зрачками для очков [Электронный ресурс] https://alternativa-mc.ru/korrekciya/mezhcentrovoe-rasstoyanie.html
[10] Федоров, С.Н. Глазные болезни: Учебник для студентов медицинских вузов. / С.Н. Федоров, Н.С. Ярцева, А.О. Исманкулов; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2005. – 431 с.
[11] см. Приложение 2
[12] см. Приложение 3 круговая диаграмма 1
[13] см. Приложение 3 круговая диаграмма 2
[14] см. Приложение 3 круговая диаграмма 3
[15] Информационная статья «Как часто нужно посещать офтальмолога?» [Электронный ресурс] https://www.ochkov.net/informaciya/stati/kak-chasto-nuzhno-proveryat-zrenie.htm
[16] см. Приложение 4
Слайд 1
«Профилактика нарушений зрения» Прудская Александрина, учащаяся 11 «А» класса МОУ СШ № 3Слайд 2
«Ораторы восхваляли глаз, певцы воспевали его, но действительная оценка глаза покоится в безмолвной тоске тех, кто имел глаз и лишился его .» Альбрехт фон Грефе , немецкий хирург-офтальмолог , приват-доцент Берлинского университета
Слайд 3
Целью проекта является разработка рекомендаций для сохранения здоровья глаз, включающих в себя советы по обустройству рабочих помещений учеников на дому и упражнения для органов зрения . Цель проекта обусловила необходимость решения следующих задач : изучить анатомию глаза; проанализировать причины падения зрения, симптомы ухудшения зрения, виды нарушения зрения; провести социологический опрос для подтверждения наличия проблемы; изучить эффективные способы профилактики нарушений зрения; создать информационную брошюру с рекомендациями по профилактике нарушений зрения.
Слайд 4
В связи с поставленной целью был определен объект : нарушения зрения, в частности, миопия. В рамках данного объекта мы выделили предмет проекта: профилактика миопии среди детей среднего школьного возраста.
Слайд 5
Гипотеза проекта заключается в том, что изучение материалов по теме падения зрения позволит сделать вывод о эффективных способах профилактики нарушений зрения.
Слайд 6
1 – наружная глазничная мышца; 2 – водоворотная вена; 3 – белочная оболочка; 4 – сетчатка; 5 – пигментный эпителий сетчатки; 6 – длинная задняя ресничная артерия; 7 – центральная артерия и вена сетчатки; 8 – зрительный нерв; 9 – короткие задние ресничные артерии; 10 – сосудистая оболочка; 11 – стекловидное тело; 12 – передняя ресничная артерия; 13 – конъюктива глазного яблока; 14 – связка хрусталика; 15 – хрусталик; 16 – ресничное тело; 17 – радужная оболочка; 18 – водянистая влага; 19 – роговица; 20 – ресничная мышца. Глава 1. Орган зрения человека: особенности его строения и функционирования 1.1 Анатомо-физиологические особенности органа зрения
Слайд 7
Ход лучей при различных видах клинической рефракции глаза: a – эмметропия (норма); b – миопия (близорукость ); c – гиперметропия (дальнозоркость); d – астигматизм. Глава 1. Орган зрения человека: особенности его строения и функционирования 1.2 Функциональные виды нарушений зрения и их коррекция
Слайд 8
Глава 2. Организация профилактической деятельности в профилактике развития дефектов зрения у детей среднего школьного возраста 2.1 Статистическая обработка материалов исследования
Слайд 9
Глава 2. Организация профилактической деятельности в профилактике развития дефектов зрения у детей среднего школьного возраста 2.1 Статистическая обработка материалов исследования
Слайд 10
Глава 2. Организация профилактической деятельности в профилактике развития дефектов зрения у детей среднего школьного возраста 2.1 Статистическая обработка материалов исследования
Слайд 11
Глава 2. Организация профилактической деятельности в профилактике развития дефектов зрения у детей среднего школьного возраста 2.2 Представление продукта проекта В брошюре представлена следующая информация: – как должно быть обустроено рабочее место ученика дома; – каково оптимальное расстояние при чтении от глаз до книги; – сколько метров должна составлять дистанция между ребёнком и телевизором; – комплекс упражнений для глаз для снятия усталости глаз и поддержания зрения на высоком уровне.
Слайд 12
«Все, что влияет на целое, влияет на часть, все, что влияет на часть, влияет на целое, а посему всякая болезнь организма отражается на органе зрения и каждая болезнь глаз отражается на организме.» Поль Бер , известный французский учёный и государственный деятель, доктор медицины, естественных наук и лиценциата, профессор физиологии
Слайд 13
Спасибо за внимание
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Хризантема и Луковица
Лупленый бочок
Цветущая сакура
Подарок
Комментарии
Огромное спасибо за
Огромное спасибо за интересную информацию.
Профилактика нарушений зрения
Очень хорошо, что автора заинтересовала эта тема . В наш век информационных технологий очень важно сохранить здоровье. К сожалению, большинство учеников школы и многие педагоги проводят за гаджетами огромное количество времени, что не может не сказаться на здоровье глаз. Берегите глаза! Глаза открывают нам самое интересное в этом огромном мире. Не даром говорят: "Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!".
Профилактика нарушений зрения
Серьёзный проект! Молодец!
Действительно серьезная
Действительно серьезная работа. И очень нужная. И очень актуальная!