• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Эссе "Девиантное поведение подростков: какой должна быть реакция уголовного закона?"

Опубликовано Блохина Валентина Александровна вкл 31.03.2022 - 12:54
ОСОБЕННОСТИ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Блохина Тамара Самвеловна
преподаватель, соискатель ученой степени кандидата психологических наук
ПОУ «КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
 
В исследовании приняли участие 50 студентов 1 курса частного профессионального образовательного учреждения «КОЛЛЕДЖ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ». Из них 26 юношей и 24 девушки, возраст испытуемых от 15 до 17 лет, что соответствует старшему подростковому возрасту.
Для выявления склонности к виктимному поведению, была использована психодиагностическая методика предложенная О.О. Андронниковой доцентом кафедры практической психологии НГИ.
Для выявления, половых различий испытуемые были поделены на группы по полу (девушки и юноши) и им было предложено пройти онлайн тест. В таблице 1 представлены показатели склонности к виктимному поведению по шкалам, выявленные у подростков-девушек и подростков-юношей с помощью тест-опросника О.О. Андронниковой.
  • Анализ полученных данных показал, что из 26 девушек в возрасте 15-17 лет, что у 8-ми девушек (≈31%) явно выражена склонность к повреждающему и саморазрушающему поведению, у 6-ти девушек (23%) - склонность к некритичному поведению, у 4-х девушек (≈15%) – склонность к зависимому и бес- помощному поведению.
  • Анализ полученных данных показал, что из 24 юношей в возрасте 15-17 лет, что у 8-ми юношей (≈33%) явно выражена склонность к повреждающему и саморазрушающему поведению, у 3-х юношей (12,5%) – склонность к зависимому и беспомощному поведению. При этом, у 50% испытуемых (n=12) выявлена очень низкий уровень по шкале «Реализованная виктимность».
  • Анализируя полученные данные, следует подчеркнуть, что среди испытуемых примерно 31% склонны к активному виктимному поведению, 23% к некритическому виктимному поведению, 15,5% пассивному виктимному поведению и 7,7% демонстрируют реализованную виктимность. Также низкий уро- вень виктимности у подростков-девушек преобладает по шкале «Реализованная виктимность» (23%).
Таким образом, сравнивая склонность к виктимности девушек и юношей в возрасте 15-17 лет, что соответствует старшему подростковому возрасту, следует отметить, что в целом склонность к виктимному поведению у девушек выражена более явно, чем у юношей. Согласно исследованиям Блохиной Т.С., причиной этому может служить тот факт, что девушки старшего подросткового и раннего юношеского возраста обладают более низким уровнем эмоционального интеллекта, чем юноши этого же возраста. При этом, у испытуемых почти в одинаковой степени выражено активное (31% - девушки и 33% - юноши) и пассивное (15,5% - девушки и 13% - юноши) виктимное поведение. Это свидетельствует о наличии у подростков склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. По мнению Л.В. Сарафановой, индивидуальная виктимологическая активность, проявляется специфическим комплексом личностных качеств, облегчающих или способствующих или даже провоцирующих совершение преступлений против них или с их участием.
Также следует отметить, что у 50% юношей был выявлен низкий уровень реализованной виктимности. Тем самым подтверждая полученные данные учеными (В.А. Кулганов, Н.Н. Самуйлова), что юношам-подросткам свойствен внешний контроль экспрессии эмоций. По их мнению, беря под контроль свою экспрессию, юноши лучше управляют своим поведением, легче справляются с тревожностью, гневом и раздражением, более тактичны и гибки в ситуациях межличностного взаимодействия. Принимая во внимание полученные данные проведенного эмпирического исследования, можно говорить об необходимости разработки программы (рекомендаций), направленной на профилактику виктимного поведения подростков.
Виктимологическая профилактика – это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации. В качестве одной из главных составляющих виктимологической профилактики необходимо отметить работу правоохранительных органов, и систему правовой защиты граждан Российской Федерации. К числу наиболее действенных мер виктимологической профилактики преступлений следует отнести информационно-разъяснительную работу, направленную на повышение уровня осведомленности подростков. Субъектами такой работы могут выступать образовательные учреждения, правоохранительные органы, общественные и некоммерческие организации.
 
Список литературы
  1. Андронникова О.О. Диагностика склонности к виктимному поведению [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://psihologn.org/ (02.05.2020).
  2. Блохина Т.С. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта студентов // Цивилизация знаний: российские реалии: труды Девятнадцатой Международной научной конференции. – М.: 2018. – С. 862-867.
  3. Кулганов В.А., Самуйлова Н.Н. Гендерные особенности управления эмоциями в юношеском возрасте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru/ (09.05.2020).
  4. Криминология и предупреждение преступлений: учебник для среднего профессионального образования / Под редакцией В. И. Авдийского, Л. А. Букалеровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. – С. 128.
  5. Сарафанова Л.В. Процесс виктимизации подростков и педагогические возможности его пре- дупреждения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/ (09.05.2020).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blohina_valentina_aleksandrovna._esse.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

        

РЕФЕРАТ

по дисциплине                             Уголовное право

«Девиантное поведение подростков: какой должна быть реакция уголовного закона?»

Блохина Валентина Александровна

студент Факультета непрерывного образования

специальности Право и судебное администрирование

третий курс, группа ПСА-33а

Москва, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3

Глава 1. Формы девиантного поведения…………………………….............4

        Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста................6

        Глава 3. Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения…………………………………………………………………………….7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................9


ВВЕДЕНИЕ

Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином обществе.

Поведение человека в широком смысле – это его образ жизни и действий, то, как он себя ведёт по отношению к другим людям, идеям, внешнему и внутреннему миру, к себе. Это поведение, которое основывается на общественных нормах.

Нормальное поведение – это любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. В переводе с латинского языка «норма» – это правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Девиантное поведение – это поведение, противоречащее общепринятым нормам, то есть асоциальное поведение. Девиантное поведение зачастую опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые значительные нарушения поведения можно пережить. Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение сильно влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение своевременно не остановить и не подкорректировать, то общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня, слабого человека.


Глава 1. Формы девиантного поведения

Алкоголизм – одна из разновидностей интоксикации. Её характеризует пристрастие к алкогольным напиткам. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками ещё более вреден для нервной системы.

Наркомания – заболевание, которое характеризуется нарастанием симптомов, напрямую связанное с употреблением наркотических средств. Проще говоря, наркомания - это привычка употреблять различные наркотики, седативные препараты, галлюциногенные средства и другие вещества, воздействующие на психику. Данная зависимость приводит к губительным последствиям, как для наркомана, так и для общества в целом. Общими причинами приобщения Молодёжи к наркотикам являются:

  • хранение наркотиков дома;
  • наркотическая наследственность;
  • отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
  • лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;
  • употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
  • конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряжённость.

Игромания – вид расстройства влечений, относящийся к группе психологических зависимостей. При этом азартная игра является подобием наркотика. Разновидностей игровой зависимости много, но наиболее распространёнными являются: компьютерная зависимость, зависимость от игровых автоматов, интернет зависимость.

Основные психологические причины игровой зависимости (игромании) являются:

  • бедность;
  • безрадостная жизнь;
  • умственная отсталость;
  • низкая культура человека;
  • неудовлетворённость собой.

Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом, так называемого, периода подростково-юношеской гиперсексуальности – повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу.

Суицид («убивать себя») – это умышленное лишение себя жизни. Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причём лишь немногие из них достигают своей цели.

Побеги из дома, бродяжничество – является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой.

Причины отклоняющегося поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны родных и близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазёрстве и мечтательности, в желании уйти от опеки родителей, в жестоком обращении со стороны сверстников, в немотивированном желании изменить скучную обстановку.


Глава 2. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст – (от 11 – 15 лет) это переломный, переходный, критический момент в жизни человека. Это время полового созревания. Согласно взглядам Льва Семёновича Выготского, подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый возрастной период. Особенностью подросткового возраста является переход от детства к взрослости.

Грэнвилл Стэнли Холл назвал его периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе идёт быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.

Анна Зигмундовна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование».

В подростковом возрасте возникает новый уровень самосознания. У подростков появляется потребность познать самого себя как личность, обладающая уникальными качествами, это, в свою очередь, порождает стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия (способность проникнуть в свой внутренний мир и анализировать его).

Лидия Ильинична Божович утверждала, что возникновение подросткового кризиса связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены из-за социальной незрелости подростка.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста, а именно эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.


Глава 3. Взаимосвязь семейного неблагополучия и девиантного поведения

Семья – первый социальный институт в жизни каждого ребёнка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:

  1. пример для подражания;
  2. источник жизненного опыта;
  3. источник эмоциональной поддержки.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучная семья. В данных семьях имеет место негативный микроклимат, обуславливающий возникновение отчуждения, грубости, неприязни, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих. Это создаёт объективные предпосылки для появления девиантного поведения, демонстративного неповиновения, разрушительных действий подростков.

Следует выделить определённые стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию девиантного поведения подростков:

  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации);
  • нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, семейная жестокость, насилие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети, которые подверглись жестокому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребёнком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно – ущерб для здоровья ребёнка или опасность для его жизни и социальной адаптации.

Самое страшное – большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Многие родители считают, что их главная задача - обеспечить содержание ребёнка в семье, создать для него условия жизнедеятельности, а воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.

Таким образом, психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребёнка, подростка, приводя к возникновению девиантного поведения. Следствием неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блохина Т.С. Особенности виктимного поведения подростков // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. – 2020. – С. 119 – 123.
  2. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.
  4. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. – М.: Союз, 1996.
  5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения).– М.: Академия, 2003.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь – М: 2000.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет. / Ун-т Рос. акад. образования – 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999 г.
  8. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. – 1998. – №9.
  9. Психологический словарь / под. ред. А.В. Петровского. М., 1990.
  10.  Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005.


  • Мне нравится 
Поделиться:

Про пингвинов

Басня "Две подруги"

Разлука

Шелковая горка

Выбери путь