Исследовательская работа на тему "Цифровизация и её влияние на логическое мышление"
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovizatsiya_v_obrazovanii_i_eyo_vliyanie_na_logicheskoe_myshlenie.docx | 530.41 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение лицей №150
Калининского района Санкт-Петербурга
«Цифровизация в образовании и её влияние на логическое мышление»
Работу выполнила:
Хомякова Анна Сергеевна
Учащаяся 10 «А» класса
Руководитель: Викулова Ирина Вадимовна
Учитель математики
Санкт-Петербург
2022–2023
Оглавление
Паспорт проекта
«Цифровизация в образовании и её влияние на развитие логического мышления»
Исследовательский
Викулова Ирина Вадимовна (учитель математики)
Между лёгкостью в выполнении вычислений с помощью специальных программ и приложений и непониманием человека, как ему поставить вычислительную задачу, отсутствием умения видеть за различными названиями и обозначениями их общую суть.
Как предотвратить деградацию логического мышления, продолжая использовать современные цифровые ресурсы для электронного обучения?
К маю 2023 года с помощью современных цифровых создать обучающую игру для учеников 6–7 классов, развивая с помощью математических викторин и интеллектуальных игр логическое мышление школьников.
Этап | Задачи | Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки |
Проектировочный | 1) Формулировка проблемы и противоречия проекта. 2) Изучение возможных путей реализации проекта. 3) Формулировка требований к продукту. | 1) Изучение выбранной темы для выявления проблемы 2) Работа с литературой | Понимание темы проекта для последующей работы. | Осень 2022 года. |
Основной | 1) Углубление в изучение темы проекта для определения продукта проекта. 2) Изучение существующих аналогов продукта проекта. 3) Выявление недостатков аналогов и создание своего собственного продукта на основе изученного. | 1) Изучение литературы и интернет – источников по теме. 2) Анализ существующих аналогов. | Готовая теоретическая часть проекта и прототип продукта проекта. | Зима 2022 -2023 года. |
Аналитический | 1)Анализ проделанной работы. 2) Выявление и устранение недостатков. | Совместная работа с куратором проекта для анализа теоретической части и контроля качества продукта проекта. | Отредактированная теоретическая часть проекта и готовый продукт проекта. | Март-апрель 2023 года. |
Заключительный | 1) Организация плана защиты проекта 2) Проведение предзащиты проекта | Работа с результатами исследовательской деятельности. | Полная готовность к защите итогового проекта (наличие продукта) | Май 2023 года. |
9) SWOT – анализ проекта
Сильные стороны проекта | Слабые стороны проекта |
1)Актуальность 2)Практическая полезность 3)Появление новых умений и навыков в ходе игр благодаря продукту проекта | 1) Быстрая смена тенденций 2)Узкая адресность проекта |
Возможности | Угрозы |
1)Расширение специализации (благодаря появлению новой вычислительной техники) 2) Проект может помочь повысить успеваемость по математике учеников 6–7 классов. | 1) Наличие аналогов продукта проекта |
Введение
В наше время вычислительная техника, различные программы и приложения повсюду: их используют на предприятиях и в медицине, в науке и образовании. Они помогает автоматизировать трудовые процессы человека, но также приводят к утрате базовых способностей к вычислению. Актуальность проекта напрямую связана с использованием цифровых ресурсов в сфере образования. Множество школьников сейчас не могут провести стандартные вычислительные операции без использования калькулятора или специальных мобильных приложений, что приводит, например, к неудовлетворительным результатам на экзаменах.
Опыт предыдущих исследований показывает, что большинство школьников гораздо лучше и быстрее воспринимает новую информацию в игровой форме, именно поэтому в качестве продукта для проекта была выбрана развивающая логическое мышление игра.
С каждым годом вычислительной техники становится всё больше, поэтому проблема её влияния на логическое мышление обостряется, вследствие этого возрастает актуальность темы проекта.
Аналоговый анализ
Проблема развития логического мышления максимально актуальна в наше время. Многие ребята считают математические викторины и интеллектуальные игры неинтересными потому, что существующие сайты познавательного характера не привлекают должного внимания школьников.
Я нашла несколько сайтов, проанализировала их содержание и сравнила с сайтом, который я бы хотела предложить для реализации.
Название аналога (ссылка) | Краткое описание, сравнительная характеристика. |
На данном сайте представлено всего 3 варианта математических головоломок, рассчитанных на детей 4–5 классов. | |
Данный сайт предлагает различные математические задачи, но отсутствуют математические викторины. Представленные задачи рассчитаны на детей до 4 класса. | |
На сайте представлено 16 небольших задачек, которые не имеют общей тематики и не рассчитаны на детей 6–7 классов. |
Предполагаемый продукт
Продуктом проекта станет игра на развитие логического мышления средствами математики для 6–7 классов. Содержание заданий будет разнообразным: начиная с задачек школьного уровня, заканчивая несложными задачами на общую эрудицию.
Глава 1. Теоретическая часть
Что такое цифровизация?
Термин «цифровизация» в значении «преобразование информации в цифровую форму, которое ведет к снижению издержек и появлению новых возможностей», впервые был употреблен американским информатиком Николасом Негропонте из Массачусетского университета в 1995 году. С тех пор, в связи с бурным ростом индустрии информационных технологий, увеличению вычислительных мощностей устройств, скоростей передачи информации внутри цифровых сетей, а также в связи с всё более глубоким проникновением технологий и ростом цифровой грамотности во всех слоях населения, тренд на цифровизацию ежегодно усиливался.
Рисунок 1, Николас Негропонте, американский информатик.
В общем смысле, цифровизация – это повсеместное внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни: промышленность, экономику, образование, культуру, обслуживание.
Цифровизация в образовании
В процессе совершенствования образования с каждым годом все большую роль приобретают современные технологии, внедрение которых способствует модернизации и развитию образования, а также повышению качества подготовки будущих специалистов и сближению образования с наукой.
Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно перешли на дистанционное обучение (Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации), и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов. Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета. Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.
Использование цифровых технологий уже много лет влияет на развитие системы образования, помогает решать стоящие перед ней задачи (характерный пример — введение ЕГЭ). Есть все основания предполагать, что в ближайшие годы это влияние будет только усиливаться.
Плюсы и минусы цифровизации
О положительных моментах использования интернет-технологий в образовании расскажет каждый. Так, среди явных плюсов цифрового современного образования можно назвать следующие: приучение к самостоятельности учащихся, отсутствие бумажной волокиты для преподавателей, экономия такого важного ресурса, как время, упрощение работы педагогов и др. Однако, существует и другой подход к решению проблемы.
Избыточное использование цифровых технологий, особенно в подростковом возрасте ввиду пластичности мозга, может привести к таким серьезным последствиям, как развитие так называемой «цифровой деменции» или «цифрового слабоумия», которая характеризуется, прежде всего, ограничением использования собственных умственных способностей, поскольку часть действий выполняет компьютер (М. Шпитцер). Повсеместно преподаватели экономят усилия учащихся и студентов в учебном процессе. Информация стала доступной, медиа грамотность педагогов на высоте. Но почему воздействие на мозг сокрушительное, а результатов нет? Если сравнить способности детей усваивать информацию пару десятилетий назад и нынешнее поколение, то преимущество будет у детей того времени.
Обсуждаются проблемы цифровизации их источники. Ключевым в настоящее время является вопрос готовности действующих педагогов к применению цифровых образовательных технологий в работе с учащимися и, безусловно, формирование этой готовности у будущих педагогов при обучении в педвузах.
Какова цель цифровизации школ?
Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. В России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие достоинства цифровой эпохи.
Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.
Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.
Глава 2. Практическая часть
Продуктом моего проекта стала игра в онлайн формате, на приведённых скриншотах можно ознакомиться с внешним видом и принципом работы игры.
На данном слайде можно увидеть скриншот экрана руководителя игры.
В верхней строке слайда расположен адрес ссылки для входа в игру, а также рабочий qr-код, с которым в полном масштабе можно ознакомиться ниже:
На данном скриншоте приведён пример одного из десяти вопросов. На каждый вопрос игрокам даётся 25 секунд на обсуждение и обдумывание.
В конце викторины игроки смогут ознакомиться с доской лидеров, и узнать, сколько баллов они заработали.
Заключение
Цифровизация — это процесс, ставший неотъемлемой частью развития современного образования.
Живя в информационном обществе, люди продолжают и будут продолжать использовать современную вычислительную технику, различные программы и приложения, облегчающие, например, процесс обучения.
Цифровизация в образовании – тема, которая актуальна сейчас и будет актуальна в ближайшем будущем. Школы продолжают осваивать онлайн-платформы, цифровизация образования позволяет увеличить эффективность организации процессов управления, существенно расширить аудиторию обучающихся и количество реализуемых образовательных программ, обеспечить осуществление индивидуальных траекторий обучения.
Цифровая трансформация обуславливает изменения в организации образовательного процесса, позволяя частично заменять очные занятия самостоятельной работой, тестированием, вебинарами. Это приводит к мобилизации обучающихся, а также снижает трудоёмкость образовательного процесса, частично уменьшая количество рутинной работы преподавателя по проверке знаний,
Список литературы
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Солнечная система. Взгляд со стороны
Яблоко
Выбери путь
У меня в портфеле