Архипова Елена Александровна

сайт воспитателя детского сада

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Воспитание детей

Увлечения: Экология родного края

Регион: Нижегородская область

Населенный пункт: с. Починки

Место работы: МБ ДОУ Починковский детский сад №2

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/arhipova-e-a

О себе

В течении последних тридцати лет работаю воспитателем детского сада №2.Починковского района села Починки Нижегородской области. Ответственно отношусь к своей работе. Особое внимание уделяю экологическому воспитанию детей. Считаю, что экологические проблемы современного мира крайне актуальны в воспитании подрастающего поколения.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Николаева С. Н.  " Как приобщить ребенка к природе"

Рыжова Н. А.  "Педагогические модели организации экологического образования"

Виноградова Н. Ф.  "Экологическое воспитание детей"

Мой взгляд на мир

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ –ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО УМА.

Как развивать у ребенка это качество, как необходимое для обучения в школе?

Один из  результативных путей – систематические наблюдения за природой. Некоторым кажется, что ничего сложного в этом нет, вышел на прогулку и гляди вокруг. Однако между понятиями «смотреть» и «видеть» есть существенная разница. Видеть предмет – это значит выделять его среди других, определять его свойства и качества.

Психологи считают наблюдение сложной умственной деятельностью. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается и развивается в дошкольном возрасте. Развитие ее идет успешнее под руководством взрослого.

Даже совсем маленький ребенок способен удержать свое внимание на предметах, которые его заинтересовали. В первую очередь это объекты живой природы (домашние животные, птицы, цветы). Воспользуйтесь этим. Сначала дети должны увидеть предмет в целом,  узнать его название. Вы ставите перед малышом познавательную  задачу в виде вопроса: «Кто (или что) это?», потом учите выделять отдельные признаки «Где голова (тело, ноги, хвост) у котенка?», «Как он ходит (тихо или шумно)?, «Чем покрыто тело котенка (шерсткой), она мягкая или нет?».

Предложите детям потрогать предмет, послушать, какие звуки он издает (если это животные), понюхать (если это цветы), попробовать на вкус (если это овощи или фрукты). Таким образом, у ребенка формируются обследовательские действия. Доказано, что малыш мыслит действуя. Поэтому при наблюдении предложите покормить котенка, птичку, рыбку, а заодно отметьте, как ест животное, как способ питания связан с его строением (кошка лакает молоко язычком, птичка клюет корм клювом, кролик грызет морковку передними зубами и т.д.).

Старайтесь сделать так, чтобы ребенок все, что увидел, понял и выразил в речи. В этом помогут вопросы, которые вы ему зададите.

С возрастом у дошкольника совершенствуется произвольное внимание, увеличивается объем его памяти, богаче становится опыт, он уже достаточно долго может удерживать взгляд на предмете, - может сравнивать в процессе наблюдения.

Трех - четырехлетнему ребенку для сравнения вы предлагаете два предмета, один из которых хорошо ему знаком, и начинаете учить отличать один от другого. Ребенку легче увидеть различия, чем сходства. Наблюдая, используйте игровые приемы: «Покажи, как скачет воробушек?», « А как ходит, прыгает ворона?», «Как прогуливается кошка, что она делает, если испугалась кого-то?»,  «Покажи ручками, куда и как наклоняются ветки от ветра?».

Старший дошкольник должен уметь выделять большое количество разных признаков предмета, характерные признаки для целой группы предметов. Он сравнивает несколько предметов сразу по памяти или по рисунку. В этом возрасте перед ребенком становится задача узнать, что это за предмет, как он взаимодействует с другими объектами природы, как изменяется (развивается), почему это происходит.

Старшим детям вы задаете вопросы, но они несколько другие: «Объясни, пожалуйста, какие изменения  произошли с предметом, почему это случилось?»;  «Как ты думаешь, что произойдет с ним в будущем?» и др. Это вопросы на выявление основных закономерностей,  происходящих в природе, на установление  взаимосвязей и взаимоотношений.

Главное для детей пяти-шести лет – проявление их самостоятельности во время наблюдений, план которых они могут предложить и сами: на что следует обратить внимание в начале, зачем понаблюдать потом, чем закончить.

Они самостоятельно дают отчет тому, что увидели. Выслушайте внимательно ребенка. Если он затрудняется последовательно выразить свои впечатления об увиденном, помогите ему.

Результаты наблюдений полезно зафиксировать. Способы такой фиксации самые различные: дети могут отразить увиденное в рисунке, в лепке, могут составить рассказ или серию рассказов, создать книжку с иллюстрациями. Можно  завести календарь, в котором дети условными обозначениями будут отмечать состояние погоды, растений, животных.НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ –ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО УМА.

Как развивать у ребенка это качество, как необходимое для обучения в школе?

Один из  результативных путей – систематические наблюдения за природой. Некоторым кажется, что ничего сложного в этом нет, вышел на прогулку и гляди вокруг. Однако между понятиями «смотреть» и «видеть» есть существенная разница. Видеть предмет – это значит выделять его среди других, определять его свойства и качества.

Психологи считают наблюдение сложной умственной деятельностью. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается и развивается в дошкольном возрасте. Развитие ее идет успешнее под руководством взрослого.

Даже совсем маленький ребенок способен удержать свое внимание на предметах, которые его заинтересовали. В первую очередь это объекты живой природы (домашние животные, птицы, цветы). Воспользуйтесь этим. Сначала дети должны увидеть предмет в целом,  узнать его название. Вы ставите перед малышом познавательную  задачу в виде вопроса: «Кто (или что) это?», потом учите выделять отдельные признаки «Где голова (тело, ноги, хвост) у котенка?», «Как он ходит (тихо или шумно)?, «Чем покрыто тело котенка (шерсткой), она мягкая или нет?».

Предложите детям потрогать предмет, послушать, какие звуки он издает (если это животные), понюхать (если это цветы), попробовать на вкус (если это овощи или фрукты). Таким образом, у ребенка формируются обследовательские действия. Доказано, что малыш мыслит действуя. Поэтому при наблюдении предложите покормить котенка, птичку, рыбку, а заодно отметьте, как ест животное, как способ питания связан с его строением (кошка лакает молоко язычком, птичка клюет корм клювом, кролик грызет морковку передними зубами и т.д.).

Старайтесь сделать так, чтобы ребенок все, что увидел, понял и выразил в речи. В этом помогут вопросы, которые вы ему зададите.

С возрастом у дошкольника совершенствуется произвольное внимание, увеличивается объем его памяти, богаче становится опыт, он уже достаточно долго может удерживать взгляд на предмете, - может сравнивать в процессе наблюдения.

Трех - четырехлетнему ребенку для сравнения вы предлагаете два предмета, один из которых хорошо ему знаком, и начинаете учить отличать один от другого. Ребенку легче увидеть различия, чем сходства. Наблюдая, используйте игровые приемы: «Покажи, как скачет воробушек?», « А как ходит, прыгает ворона?», «Как прогуливается кошка, что она делает, если испугалась кого-то?»,  «Покажи ручками, куда и как наклоняются ветки от ветра?».

Старший дошкольник должен уметь выделять большое количество разных признаков предмета, характерные признаки для целой группы предметов. Он сравнивает несколько предметов сразу по памяти или по рисунку. В этом возрасте перед ребенком становится задача узнать, что это за предмет, как он взаимодействует с другими объектами природы, как изменяется (развивается), почему это происходит.

Старшим детям вы задаете вопросы, но они несколько другие: «Объясни, пожалуйста, какие изменения  произошли с предметом, почему это случилось?»;  «Как ты думаешь, что произойдет с ним в будущем?» и др. Это вопросы на выявление основных закономерностей,  происходящих в природе, на установление  взаимосвязей и взаимоотношений.

Главное для детей пяти-шести лет – проявление их самостоятельности во время наблюдений, план которых они могут предложить и сами: на что следует обратить внимание в начале, зачем понаблюдать потом, чем закончить.

Они самостоятельно дают отчет тому, что увидели. Выслушайте внимательно ребенка. Если он затрудняется последовательно выразить свои впечатления об увиденном, помогите ему.

Результаты наблюдений полезно зафиксировать. Способы такой фиксации самые различные: дети могут отразить увиденное в рисунке, в лепке, могут составить рассказ или серию рассказов, создать книжку с иллюстрациями. Можно  завести календарь, в котором дети условными обозначениями будут отмечать состояние погоды, растений, животных.

Моё портфолио

Я люблю свою работу!

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы