Использование моделирования в развитии представлений старших дошкольников о животном мире как средство подготовки к школе.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Архипова Елена Александровна

    Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования  занимались многие педагоги – Кондратьева, Маневцова, Белоусова Р.Ю. и т.д.           

       При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить  познание окружающего мира, что очень важно для подготовки детей к школе.

     Проведенная нами наблюдения  сформированности  представлений о животном мире  показала некоторую озабоченность: Были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_arhipovoy_e.a.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Архиповой Е.А. – воспитателя МБДОУ Починковский детский сад № 2 села Починки Нижегородской области.

 Тема: «Использование моделирования в развитии представлений старших дошкольников о животном мире как средство подготовки к школе.

    Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования  занимались многие педагоги – Кондратьева, Маневцова, Белоусова Р.Ю. и т.д.            

       При правильном руководстве к старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, обобщать их и на этой основе строить  познание окружающего мира, что очень важно для подготовки детей к школе.

     Проведенная нами наблюдения  сформированности  представлений о животном мире  показала некоторую озабоченность: Были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к животными.

На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель:   Формировать представления старших дошкольников о животном мире  через  использование метода моделирования.

Задач:

- Формировать обобщенные  представления об общих и существенных признаках  животных на примере представителей родного края.

- Развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира.

- Развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования.

- Формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем), развитие природоохранной деятельности.

Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды. 

Развивающую предметно пространственную  образовательную  среду уголка природы группы  можно представить в виде схемы:

    Материалы  и оборудование уголка природы в группе, условно  мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование.  Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.  Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития  мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.

        В содержание всех занятий мы по природному миру постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.

      Вначале  своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор), где дети знакомились  с многообразием животных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.

      Затем, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных. В нашей работе были использованы следующие модели животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных.

   Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.

Впоследствии данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей.  В повседневной жизни мы  также  используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.  На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.

   Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изодеятельность, конструирование. Дети изготовляли модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли. В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не только рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.

   В декабре 2015 года мы организовали Акцию «Сохраним елочку». Мы с детьми ходили по улицам села Починки, раздавали листовки, брали «интервью» у прохожих, таким образом формируя экологическое сознание детей. Вы презентацию этой акции можете найти на моей страничке.

     Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.

  • Использование моделей позволило стать переходным этапом от оперирования ребёнком  наглядно-образного мышления к словесно-логическому, что существенно повысило возможности детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,
  •  они лучше стали понимать и принимать устные задачи.
  • Формирование системных знаний о животном мире позволило закрепить, обобщить данные умения необходимые для подготовки детей к школе.
  •  У детей сформировались представления о роли животных в мире природы.
  • Повысились практические навыки по уходу за животными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»

Представлен материал по использованию метода моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста...

«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников в окружающем мире».

1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знанийМоделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свой...

Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников

В статье говорится об использовании в  работе с дошкольниками наглядного моделирования. Мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутре...

«Использование метода моделирования в систематизации знаний старших дошкольников в окружающем мире».

1.1. Сущность метода моделирования и его использование при систематизации знанийМоделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств мо...