Экологический проект ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Королевой А.Г. Краткосрочный проект (1 год) Формирование представления у дошкольников о животном мире Краснодарского края.
проект по окружающему миру на тему

Королёва Алевтина Геннадьевна

  Экологический проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_i_opisanie_k_kollazhu.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

          Экологический проект

Краткосрочный проект

(1 год)

формировать представления у дошкольников о животном мире Краснодарского края.

Составитель педагог-психолог:  Королёва А.Г.

Занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста.

         Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по п Краткосрочный проект (1 год), участники которого – педагоги и дети среднего возраста (4–5 лет) и родители, формирует представления у дошкольников о животном мире Краснодарского края, взаимосвязях в природе, дает азы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью, предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

Актуальность.

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери. «Не навреди!» – одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится большое внимание. Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моей работы по самообразованию. Педагогический опыт показал мне наиболее успешную именно для моей педагогической деятельности технологию экологического воспитания – метод проектов. Эта технология имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.

Сроки реализации: краткосрочный 1 год.

Участники проекта: дети среднего возраста (4-5 лет), родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта: формирование представления у дошкольников о животном мире Краснодарского края, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представления о животных (внешних особенностях, потребностях для их роста и развития.
  • Развивать познавательный интерес к животному миру Краснодарского края.

Развивающие:

  • Развивать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
  • Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитать у детей чувство сопереживания ко всему живому, гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия, беседы, игры, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методическое:

  • З.Ф. Аксенова – «Войди в природу другом».
  • С.Н. Николаевой – «Юный эколог».
  • С.А. Веретенникова – «Ознакомление детей с природой».
  • Н.А. Рыжова – «Наш дом природа».
  • Л.Б. Поддубная – «Природа вокруг нас».
  • П.Г. Федосеева – «Система работы по экологическому воспитанию».
  • Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?».
  • А.В. Корзун, С.В. Кишко «Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики».

Материально-техническое:

  • подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
  • разработка группового проекта, конспектов занятий и игр.
  • подбор иллюстраций, фотографий животных, детской литературы.
  • оформление выставки работ в группе.

Этапы проведения проекта

I. Подготовительный:

  1. Подготовка к работе педагогов.
  • Анализ методической литературы, подборка рассказов, фотографий, иллюстраций по теме.
  • Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
  1. Сотрудничество с родителями.
  • Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада.
  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.
  1. Подготовительная работа с детьми.
  • Беседы и игровые ситуации.
  • Рассматривание фото, чтение художественной литературы, дидактические игры.
  • Экскурсия в парк .

II. Практический.

Работа с детьми:

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Перелетные птицы

Игровая ситуация: «Перелетные птицы»
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – косулях; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Однажды в лесу...»
Цель: Закрепить умение придумывать небольшие истории с предложенными героями животных. Развивать память, речь, фантазию.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
 (страничка о перелетных птицах).

Октябрь 

Крот

Игровая ситуация: «Крот»
Цель: Дать первоначальное представление о кротах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей крота.
Просмотр мультфильма «Крот»
Цель: Учить детей внимательно смотреть мультфильм, отвечать на вопросы воспитателя. Закрепить знания детей о кротах, их повадках, питании, образе жизни. Воспитывать доброту и отзывчивость. Учить отличать положительные и отрицательные поступки.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии «Живой мир»
(страничка про крота).

Ноябрь 

Мышь полевка 

Игровая ситуация: «Мышь полевка»
Цель:
Дать первоначальное представление об обитателях полей – мышах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Чтение сказок С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке»
Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Закрепить знания детей о мышах, её повадках, питании, образе жизни, детенышах.
Рисование палочками на снегу «Мышь полевка»
Цель: Закрепить умение рисовать мышку палочками на снегу передовая её характерные особенности.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир» 
(страничка про мышку полевку).

Декабрь

Шиншилла

Игровая ситуация: «Шиншилла »
Цель: Дать первоначальное представление о шиншиллах; их месте обитания; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
 (страничка про шиншиллу).

Январь


Лисица

Игровая ситуация: «Лисица»
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса –лисица; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Кто такой? Чем питается?»
Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных и то чем они питаются. Развивать речь, память , мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
 ( страничка о лисах).

Февраль

Кабан

Игровая ситуация: «Кабан»
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях леса – кабанах; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Чья мама? Чей малыш?» (зонт)
Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть животных и их детенышей. Развивать речь, память, мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
 ( страничка про кабана).

Март

Хомяк

Игровая ситуация: «Хомяк »
Цель: Дать первоначальное представление об обитателях степей – хомяках; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Д/И «Найди отличия»; «Чем похоже?» (крот и хомяк)
Цель: Закрепить умение узнавать и называть отличия и одинаковые качества крота и суслика. Развивать речь, память, мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
 ( страничка про хомяка).

Апрель

Бабочка

Игровая ситуация: «Бабочка»
Цель: Дать первоначальное представление о насекомых –бабочка; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между насекомыми; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним.
Д/И «Кто такой? Чем питается?»
Цель: Закрепить умение детей узнавать и правильно называть насекомых и то чем они питаются. Развивать речь, память , мышление.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
 ( страничка про бабочку).

Май 

Летучие мыши

Игровая ситуация: «Летучие мыши»
Цель: Дать первоначальное представление о летучих мышах; их месте обитания; учить различать по внешним признакам; развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями; вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним. Учить правильно, называть детенышей.
Рассматривание картинок и чтение энциклопедии
«Живой мир»
 (страничка о летучих мышах).

Работа с родителями:

Месяц

Форма работы

Сентябрь

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о перелетных птицах).
Выставка рисунков семейного творчества «перелетные птицы».

Октябрь

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о кротах).
Выставка поделок семейного творчества «Крот».

Ноябрь

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о мышах полевках).
Выставка рисунков семейного творчества «Вот такие мышки».

Декабрь

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о шиншиллах).
Выставка рисунков семейного творчества «Шиншилла».

Январь

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о лисицах).
Выставка рисунков семейного творчества «лисица».

Февраль

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о кабанах).
Выставка поделок семейного творчества «Семья кабанов».

Март

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о хомяках).
Выставка рисунков семейного творчества «хомяк».

Апрель

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о бабочках).
Выставка поделок семейного творчества «Бабочка».

Май

Попросить родителей помочь в оформлении альбома (принести информацию, фото, стихи, песни и картинки о летучих мышах).
Выставка рисунков семейного творчества «Летучие мыши».

Предметно-пространственная среда:

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка о перелетных птицах).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Перелетные птицы».

Октябрь

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про крота).
Приобрести мультфильм «Крот».
Оформить выставку поделок семейного творчества «Крот».

Ноябрь

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про мышь полевку).
Приобрести книжку С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Приобрести книжку С.Я. Маршака «Сказка об умном мышонке».
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Вот такие мышки».
Подготовить палочки для рисования на снегу (песке).

Декабрь

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про шиншиллу).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Шиншилла».

Январь

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про лисицу).
Приобрести энциклопедию «Живой мир».
Оформить выставку рисунков
«Вот такой зверек».
Сделать Д/И «Что за зверь? Где живет?».

Февраль

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про кабана).
Сделать Д/И «Чья мама? Чей малыш?» (Зонт).
Оформить выставку поделок семейного творчества
«Семья кабанов».

Март

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про хомяка).
Сделать Д/И «Найди отличия. Чем похоже?» ( крот и хомяк).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Хомяк».

Апрель

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про бабочку).
Оформить выставку поделок семейного творчества
«Бабочка»
Сделать Д/И «Кто? Чем питается?»Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про шиншиллу).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Шиншилла».

Май

Оформление альбома «Животный мир Краснодарского края» (страничка про летучую мышь).
Оформить выставку рисунков семейного творчества
«Летучие мыши».
Сделать макет «Лес и его обитатели».

III. Обобщающий.

                    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для детей:

  • Развит познавательный интерес к животному миру Краснодарского края.
  • Даны представления о потребностях животных для их роста и развития.
  • Воспитаны чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Для педагогов:

  • Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

  • Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.).
  • Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, мед. работника, музыкального руководителя, психолога.) т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
  • Совместная продуктивная деятельность родителей и детей.


Занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста.

     Знакомя детей с животным миром, я использую разнообразные способы – рассматривание животных в живую, а также иллюстративно – наглядный материал: дидактические картины, сюжетные, репродукции с художественных картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений. Например, с дикими зверями детей младшего возраста можно познакомить лишь через картины.  

  «Животный мир» Коррекционно-развивающее занятие

 

У детей сформировались следующие качества:

  • интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни и повадках;
  • осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
  • желание ухаживать за живым существом;
  • эмоциональность восприятия и общения с животным.

задачи:

  • формирование эмоционального отношения детей к животному миру;
  • формирование представления детей о заботливости;
  • проявления заботливого отношения к окружающему.

 занятие «Дикие и домашние» Коррекционно-развивающее занятие

Цели: Побуждать у детей интерес и любовь к животным.

 Способствовать формированию у детей умения любить окружающих

Активизировать доброжелательное отношение детей со сверстниками

Способствовать развитию самоуважения у детей.

Способствовать развитию сенсорных способностей детей

   «Рыба Шар» релаксация

Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения

 Развивать функцию произвольности

Способствовать снижению уровня тревожности

Развивать доброжелательное отношение к сверстникам

Способствовать расширению кругозора

«Подводное царство» Коррекционно-развивающее занятие

 Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения

Способствовать формированию у детей умения любить окружающих

Снизить уровень тревожности у детей

Активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам

Способствовать развитию креативности.

 

     «Черепашка» рассматривание и релаксация

Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения

 Развивать функцию произвольности

Развивать рефлексию эмоциональных состояний

Способствовать развитию самоуважения у детей

 «Перелетные птицы» релаксационные упражнения

Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения

Способствовать формированию стратегии достижения успеха

 Развивать функцию произвольности

Развивать рефлексию эмоциональных состояний

Способствовать развитию самоуважения у детей

 «Мои домашние питомцы – шиншилла» Коррекционно-развивающее занятие

Программные задачи:

-закрепить знания детей о домашних питомцах, как за ними ухаживать, чем питаются, где живут, какую пользу приносят людям;

-развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, мышление, память, внимание, речь;

-воспитывать бережное, внимательное отношение к природе и окружающим

  «Бабочка» Коррекционно-развивающее занятие

Цели:

-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

-активизация различных функций центральной нервной системы -стимулирование воображения.

-развитие тактильных и зрительных анализаторов.

-обучение навыкам релаксации.

 педагог-психолог:  Королёва А.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в развитии представлений старших дошкольников о животном мире как средство подготовки к школе.

  Проблемой экологического воспитания старших дошкольников средствами моделирования  занимались многие педагоги – Кондратьева, Маневцова, Белоусова Р.Ю. и т.д....

Знакомство дошкольников с растительным миром Краснодарского края.

Материал для воспитателей ДОО. В игровой форме можно познакомить ребят с растительным миром Кубани....

Краткосрочный проект «Роль подвижных игр в формировании представлений о животном мире» в старшей группе

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим «Многообразие животного мира Краснодарского края»...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с животным миром Краснодарского края

Данный материал поможет Вам при знакомстве детей старшего дошкльного возраста с животным миро Краснодарского края...

Статья"Проектная деятельность как средство формирования представлений у дошкольников о животных"

   Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для ознакомления и изучения животного мира. Именно в дошкольном возрасте происходит становление и воспитание личности ребен...