«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»
консультация по теме

Лебедева Татьяна Витальевна

Представлен материал по использованию метода моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»

 «Чтобы обучить другого,

 требуется больше ума,

 чем чтобы научиться

 самому».            

                                           Мишель де Монтень

 (французский писатель и философ)

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Обследование детей с ОНР выявило у них отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении,     логопеду    приходится     искать         вспомогательные    средства,     облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Что такое наглядное моделирование?

 Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Это опорные схемы, мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Средства наглядного моделирования используются при обучении дошкольников:

  • Пересказу;
  • Составлению описательного рассказа о единичных предметах;
  • Составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине;
  • Составлению рассказов из личного опыта;
  • Рассказыванию (с элементами творчества).

При этом метод наглядного моделирования способствует:

- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);

- передачи события при помощи заместителей;

- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;

-  определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения.

Рассмотрим использование наглядного моделирования, представленного в виде картинно-графического плана высказывания, в формировании различных видов речевой деятельности.

  1. Пересказ текстов.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приёмы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники (мнемотехника, или мнемоника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).

С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и т.д.

II. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно-графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.  Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т.д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывающие персонажей.

III.        Составление описательных рассказов по сюжетной картине.

Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка «Зимние забавы».

При составлении повествовательного рассказа по этой картинке детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

IV.  Составление описательных рассказов.

Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

V.  Составление рассказов по замыслу.

Дети  подготовительной  к  школе  группы  могут     самостоятельно  зарисовать  тексты небольших рассказов, загадки.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  1. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

 Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

Рекомендуемая литература:

  1. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. -М.,2005
  2. Глухов В.П. Формирование   связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004
  3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., 2007
  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 №4 с.51 -54
  7. Милостивенко Л.Г.  Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей - СПб., 1995 с. 35-62
  8. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008 №4 с. 102-115
  9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2007
  10. Расторгуева Н.И.    Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед 2002 № 2 с.50-53
  11. Смышляева Т.Н.   Корчуганова Е.Ю.   Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед 2005 №1 с. 7-12
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.    Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1991
  13. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит - СПб., 1997
  14. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи - СПб., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников

В статье говорится об использовании в  работе с дошкольниками наглядного моделирования. Мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутре...

«Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников»

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов скартинками, и он усвоит на лету»К.Д. Ушинский...

«Использование технологии моделирования в развитии связной речи дошкольников».

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....

Использование моделирования в развитии связной речи дошкольника

Всем известно, как непросто научить детей умению описывать предметы и объекты. Описание -особый вид связной монологической речи. Для освоения "описания" можно использовать предметно-схематич...

Использование моделирования в развитии связной речи дошкольников

Данная статья содержит рекомендации  по развитию связной речи старших дошкольников  с применением пиктограмм...