Классическая музыка для детей

Евгения Викторовна Зубенко

О классической музыке

Понятие «классическая музыка» весьма широкое. Оно включает в себя несколько значений. Во-первых, классическая – значит, «образцовая, совершенная». Оно применимо к музыке разных эпох, стилей прошлого и современности в разных странах Западной Европы и России. Поэтому мы вспоминаем имена многих великих композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Э. Григ, М. Глинка, А. Бородин, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многих других.

Классическая музыка предполагает глубокое, серьезное раскрытие в музыке различных сторон жизни человека и общества; воплощение героических страниц истории, обращение к образам природы, утверждение позитивного видения и отношения к миру. Классическая музыка – это всегда высокое мастерство композитора, необходимое для создания совершенных, образцовых произведений. Поэтому классическая музыка сравнима с лучшими произведениями мировой литературы, архитектуры, живописи, театра.

Во-вторых, это понятие может быть связано только с эпохой классицизма XVIII века в Западной Европе и тогда мы ограничиваемся именами австрийских и немецких композиторов – Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Х.В. Глюк. Эти композиторы стали создателями главных жанров классической музыки – оперы, симфонии, сонаты, квартета, концерта для солирующего инструмента с оркестром.

Композиторы-классики детям

Кажется, сами композиторы-классики позаботились о том, чтобы постепенно подготовить детей к будущей взрослой жизни, когда они будут слушать симфонии, оперы, балеты. Но это впереди…

А сейчас – слушайте небольшие пьесы, которые композиторы написали специально для детей, и которые дети могут не только слушать, но и исполнять (если ребенок обучается игре на фортепиано или других музыкальных инструментах). В детских пьесах раскрывается все многообразие жизни ребенка – наблюдение за природой, окружающим миром, бытовые сценки, танцы, песни, игры. Пьесы могут быть достаточно наивными, простодушными и, напротив, не по-детски серьезными.

Кроме отдельных пьес композиторы сочиняли циклы под общим названием «Детский альбом» (или другие варианты этого названия). В них объединяли целый ряд музыкальных пьес – зарисовок, в которых с вниманием и любовью наблюдали за жизнью ребенка. Интересно сравнивать детские циклы разных композиторов, обнаруживая в них общее и различие. Такое музыкальное «общение» формирует у ребенка умение мыслить несложными звуковыми образами, активно развивает его воображение, фантазию, ассоциативное мышление.

Классическая музыка включает в себя все многообразие содержания – радость и печаль, мечтательность и тревога, восторг и сдержанность. И при этом в ней всегда сохраняется благородство звучания, благозвучие всей музыкальной ткани. Внутреннее спокойная, уравновешенная, без нарочитой громкости, резких, диссонирующих звучаний, она не разрушает мир ребенка, его психику, не вызывает страха и агрессии. Красота ее мелодий, гармоний, оркестровых тембров вызывает у ребенка ответную реакцию, ответное чувство красоты, света, покоя, добра. И в этом – польза классической музыки для детей.

Еще о влиянии классической музыки на детей

Влияние классической музыки на детей широко и многогранно. Это формирование музыкальной культуры ребенка, формирование эстетических ценностей через то представление о красоте, которое заложено в музыке. Наконец, это воспитание нравственных ценностей – уважения и любви к человеку, окружающему миру, жизни, что закладывает основы психического здоровья ребенка.

Польза классической музыки для детей заключается и в том, что она способствует их эмоциональному и интеллектуальному развитию, памяти. Ведь что такое «музыка»? Это поток звуков, который нужно осмыслить, понять. Наполнение музыки «своим» конкретным содержанием происходит у каждого человека и у ребенка, в том числе, индивидуально, субъективно, по-своему. Что зависит от его характера, жизненного опыта, способностей. Осмысливая ее образы, ребенок включает в работу свое воображение и фантазию, логику и опыт своей небольшой жизни.

А если ребенок занимается хореографией, то он чувствует музыку еще больше.

«Взрослая» классическая музыка для детей

Оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик» создавались для взрослых. Но с удовольствием слушают эти произведения и дети. Сказочный сюжет, эффектное театральное действо, красивая музыка завораживают всех зрителей в театре. Но можно послушать, посмотреть видео дома, в детском саду и не всего спектакля, а отдельных фрагментов, чтобы не перегружать восприятие детей и не вызывать у них усталости. А понравившиеся сцены послушать, посмотреть еще раз.

Сейчас можно найти многочисленные аудиозаписи классической музыки для детей, в интернете и на дисках.

Как влияет, чем полезна для детей эта «непростая» оперная и балетная классическая музыка? Происходит приобщение к разным видам искусства, их красоте – литературной сказки, музыки, красоте театрального действа, искусства певцов, артистов балета, художественного оформления спектакля… Но главное происходит приобщение детей к Красоте жизни, к красоте человеческих отношений. Это главный ответ на вопрос «Чем полезна классическая музыка для детей?»

Советы «взрослым»

Осознанное восприятие классической музыки – это большой эмоциональный и интеллектуальный труд. Поэтому чтобы не вызвать эмоционального и умственного перенапряжения, усталости у ребенка, нужно разумно ограничивать время общения с музыкой.

Как ребенку лучше слушать классическую музыку? Таких вариантов много.

Первый. Ребенок просто сидит и сосредоточенно слушает. Но ему трудно сосредоточить свое внимание только на слуховых образах. Поэтому детям нужно помочь.

Второй. Можно предложить во время звучания музыки свободно рисовать. Может быть это будут простые линии, цветовые пятна, но они помогут сосредоточиться на музыке, чтобы почувствовать ее характер и передать в цвете, линиях.

Третий. Свободный импровизированный танец, пантомима тоже помогут детям сосредоточиться на музыке и раскрыть в движениях ее образы.

Четвертый. Классическая музыка может быть фоном для мелодекламации стихов, в литературно-музыкальной композиции в союзе со словом.