Калинка-малинка русская народная песня

Евгения Викторовна Зубенко

«Русская песня – душа народа».

Почему, когда мы слышим родную речь,  интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности.  Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры.  Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней:  «Однозвучно гремит колокольчик» — И. Макаров,  «Варяг»— Я. Репинский,  «Вечерний звон» — И. Козлов,  «Лучинушка» — Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)

Ой, ты, доля горькая – лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую – судьбинушку

У России – матушки взяла.

И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей,  прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю,  дабы она не печалилась и обвенчалась с другим,  отпуская ее с миром и любовью,  благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.

И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»

Русь святую разоряют,                                        Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой:                                  Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает,                             Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой!                                      Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу»                     «Как за речкою, да за Дарьею»

 

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

Лучше смерть, чем в рабстве жить.»

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

(«Что за песни»)

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию.  Насаждая свою лжекультуру,  т.е. стараясь подчинить русский народ,  Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий, ни к чему не обязывающий  городской современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности  русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» — символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд,  которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей  замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной  и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими  светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Пожалуй, определённо большая часть людей считает, что композиция «Калинка» является народной песней, но это мнение уже давно признано ошибочным, хоть его и сейчас можно легко найти в некоторых информационных источниках. На самом деле, авторство данной песни принадлежит известному русскому композитору Ивану Петровичу Ларионову, который также считается литератором, музыковедом, фольклористом и хоровым дирижёром.

Композиция «Калинка» была сочинена в период 1860-го года в городе Саратове. В то время Иван Ларионов занимался созданием музыкального оформления для постановки местного любительского спектакля по мотивам драмы «Бобыль». Именно в этом спектакле песня «Калинка» была официально впервые исполнена перед публикой самим автором, чей голос и самобытное исполнение смогли поистине получить абсолютно все зрительские симпатии.

В очередном заезде в Саратов Дмитрию Агреневу-Славянскому посчастливилось познакомиться с песней «Калинка», которая настолько его впечатлила, что он захотел сделать её частью своего репертуара. Именно поэтому он обратился к Ивану Ларионову с особой просьбой, чтобы тот разрешил ему исполнять эту композицию.

Уже через несколько лет в 1868 году Дмитрий Агренев-Славянский создаёт хор «Славянская капелла», с которым он успешно гастролировал как на территории России, так и за границей. Именно с этого момента и начинается мировая слава песни, мотив и слова которой на слуху у людей и по сей день.

Впоследствии права на исполнение композиции были переданы известному российскому певцу и по совместительству собирателю народных песен Дмитрию Александровичу Агреневу-Славянскому, который являлся близким товарищем Ивана Ларионова.

Интересные факты

  • Композиция «Калинка» долгое время считалась достоянием русского фольклора и относилась к народным песням. Но в 2008 году вышла книга, где была рассказана подлинная биография Ивана Ларионова. В книге также приведены важные для истории архивные факты, которые официально доказывают, что именно Иван Ларионов является автором песни «Калинка». С тех пор эта композиция уже не считается народной песней, хоть эта информация известна далеко не всем.
  • Слова песни «Калинка» множество раз пытались переводить за рубежом, но все попытки оказались тщетны. Итоговые версии перевода теряют абсолютно весь смысл и звучат полностью безыдейно. Самое большое недоумение у переводчиков вызвала непонятная для них строчка «Ай, люли, люли, ай, люли, люли».
  • Выражение «Калинка-Малинка» уже давно закрепилось у большинства иностранцев, как что-то такое, что непосредственно связано с Россией или русскими людьми. Такой речевой оборот часто используют, например, при продаже русской народной сувенирной продукции.
  • 3 сентября 2018 года известная по всему миру румынская группа Morandi выпустила песню под названием «Kalinka». В данной композиции участники коллектива использовали часть сэмплов из оригинальной песни, а также позаимствовали несколько строчек из текста. Композиция «Kalinka» хоть и имеет довольно нестандартное для группы звучание, но песня была довольно положительно оценена их слушателями.
  • Песню «Калинка» довольно часто можно услышать в футбольных и хоккейных матчах во время перерывов. Фанаты всегда с особой радостью воспринимают этот бодрящий и живой мотив, который способен поистине вдохновить спортсменов на яркую игру. Особой любовью к песне отличаются болельщики футбольного клуба «Chelsea», для которых «Калинка» уже давно является неофициальным гимном.
  • Известные советские фигуристы Ирина Константиновна Роднина и Александр Геннадиевич Зайцев создали, пожалуй, самый успешный фигурный танец того времени именно под песню «Калинка». Удивительный факт, но в 1973 году на соревновании по фигурному катанию во время выступления Ирины Родниной и Александра Зайцева по неизвестным причинам перестало играть музыкальное сопровождение, что непосредственно повлияло на итоговое решение судей. Но эта оплошность не помешала советским фигуристам занять первое место, ведь они показали поистине блестящее выступление
Русская песня – это живое творчество русского народа и,  покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.