Бакиева Рамзия Газинуровна

Позитив на весь день

Надо сейчас ,чем потом

Профессия: ХМАО-Югра

Профессиональные интересы: психология

Увлечения: спортивная игра в "дартс"

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: Ханты-Мансийск

Место работы: МБДОУ №18 "Улыбка"

Звание, ученая степень: -

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bakieva-ramziya-gazinurovna
Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.
Л Толстой

Приветствую всех,желаю всем всего хорошего.

О себе

Педагог-психолог с опытом работы,всегда помогу ,поддержу.Уважаю мнение других.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Макаренко."Педагогическая поэма"

Мой взгляд на мир

Позитив всегда и во всем

Мои достижения

Педагог-психолог первой категории.

Моё портфолио

Содержание.

1.Общие сведения о педагоге психологе……………………….....………………………………...Стр 3

2. Моѐ педагогическое кредо……………………………………..………………………….Стр 4

3. Направление деятельности……………………………………………………......Стр 5

4. Программа деятельности саморазвития………………………………......................................Стр 6

5. Психологическая диагностика……………………………………………...…….........Стр 9

6. Консультативная работа.…………....…………….……………Стр11

7. Работа с педагогами……………….………………………..…. Стр12

8.Коррекционно развивающая работа……………………………Стр11

9.Профилактическая работа……………… …………………..…..Стр12

10. Экспертная работа………………………………….……….….Стр12

11. Организационно методическая работа………………………………..……………………………... Стр14

12.Задачи на следующий год…………………………………………………………………… Стр15

13.Приложение (мои достижения)………………………………… Стр15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНЬЯ

 Ф.И.О. Бакиева Рамзия Газинуровна

Дата рождения:01. 01.1982.

Образование: Высшее (степень бакалавр) в 2017 г ТГУ.

Квалификация: Педагог-психолог.

Специальность по диплому: Психолого-педагогическое образование.

Стаж работы общий:                  21лет 10 месяцев

Педагогический стаж:                  6 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО

Предлагаю Вам войти в мой мир — такой, каким я вижу его, прикоснуться к необычной профессии, которую подарила мне судьба, которой дышу, живу, существую.

Приглашаю Вас не к слушанью, а к разговору — насколько мне его удастся сделать для Вас интересным. Перефразируя слова классика психологии швейцарца Карла Юнга, психолог, может быть уподоблен проводнику на незнакомой местности — не столько потому, что он лучше знает местность, сколько потому, что он представляет, как на ней ориентироваться. Постараюсь быть таковой для Вас.

Как показывает практика, многие представляют себе профессиональную деятельность психологов весьма приблизительно, основываясь на мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, телепередачами. Альберт Эйнштейн, познакомившись и поговорив с великим швейцарским психологом Жаном Пиаже, воскликнул: «Насколько просто то, чем занимаюсь я, по сравнению с тем, чем занимаетесь Вы!». По иным версиям, его слова звучали так: «Теоретическая физика — это детская игра по сравнению с тайнами детской игры!». Другой вариант: «Господи, насколько психология сложнее физики!».

«В профессии человек стремится также реализовать все лучшее, что у него есть, и именно в этом он создает и для самого себя полноценное счастье, то есть, ориентируясь на других людей (на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность» - написано в умной книжке.

В большей степени сказанное выше относится к профессии психологпоскольку она по сути своей ориентирована на помощь другим людям в решении их самых сложных жизненных проблем. Но именно психологи вместе с представителями других гуманитарно-ориентированных профессий (педагоги, социальные работники, врачи и др.) на первое место ставят интересы тех людей, которые доверились им в самых сущностных вопросах — вопросах смысла своей жизни, вопросах своего развития и достойного поведения в сложных жизненных ситуациях.

Моя профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие–то товары или услуги, но, прежде всего она позволяет мне реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала, помогает даже неблагоприятные обстоятельства использовать во благо, ведь нередко именно преодоление трудностей позволяет сделать что–то действительно значительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Направление деятельности

Эффективность образовательной системы деятельности педагога психолога.

2021

2022

2023

2024

Достижение воспитанников

+

+

+

+

Кружковая работа

-

+

+

+

Работа с родителями

+

+

+

+

Работа с педагогами

+

+

+

+

Открытые мероприятия

+

+

-

 

Руководства  педагогической практикой

-

-

-

 

Наставничество

-

-

+

 

Повышение квалификации

+

+

+

+

Общественная активность

+

+

+

 

Профессиональные конкурсы

+

-

-

 

Награды, поощрения благодарности

+

-

-

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

 

План самообразования на 2023-2024  г.

Тема: «Развитие сенсомоторных навыков дошкольного возраста»

 

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность зрения и движения, движения и слуха. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Именно эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного и психомоторного развития детей. Итак, мы пришли к выводу,  что  сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.

Исходя из выше сказанного, в контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно - пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана сенсорными ощущениями.

Целью создания развивающей предметно - пространственной среды под девизом «Сенсомоторика вокруг нас» является развитие всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно - образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий для реализации речевого, психического развития детей, а так же эмоционально - положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого центра или уголка группового пространства необходимо формировать, развивать и совершенствовать:

  • зрительное восприятие;
  • тактильно - двигательное восприятие;
  • слуховое восприятие;
  • восприятие пространственно - временных отношений;
  • восприятие особых внешних и внутренних свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.

Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе, когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.

Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:

  1. в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;
  2. участия в художественных видах деятельности;
  3. в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально – спортивных развлечениях, досугах детей;
  4. в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая, несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:

  1. рисование пальцами, кистью,  кусочком ваты и т.д.;
  2. лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;
  3. игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;
  4. застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;
  5. всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;
  6. вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), макраме, конструирование из бумаги;
  7. сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.

Сенсомоторное насыщение развивающей предметно – пространственной среды направлено на:

  • стимуляцию сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение);
  • развитие мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
  • создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  •          активизацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

  Сенсомоторное содержание, направленное на развитие восприятия должно включать в себя:

  • картинки – иллюзии;
  • светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие интересные световые эффекты;
  • переливающиеся капельки и т.д.
  • кассеты и диски со звуками, приспособления, издающие интересные звуки.
  • предметы для создания    горячего и    холодного (грелка, формочки для льда);
  • кусочки меха, ткани, бумаги и другого материала с разной фактурой;
  • выпуклые или разнофактурные буквы, цифры;
  • естественные, природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки и др.);

Оборудованием, направленным на сенсомоторное развитие, пронизано все пространство дошкольной образовательной организации, группа, физкультурный или музыкальный зал, бассейн или прогулочный участок, кабинеты учителя – логопеда и педагога – психолога.  В течение дня, во всех режимных моментах, в специально организованной образовательной, самостоятельной или совместной деятельности ребёнка со сверстниками и взрослыми незримо проходит процесс сенсомоторного развития.    Это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Это разнообразные застежки, шнуровки, дидактические игры, «открывалки - закрывалки», развивающие игры, сухой бассейн, различное оборудование для развития мелкой моторики – все это лучший материал для увлекательного сенсомоторного развития ребёнка, которое помогает малышу усвоить разнообразные понятия.   В самый нужный и подходящий для этого момент нам на помощь могут прийти обычные народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении сенсорных эталонов. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка восприятия и формированию представлений о внешних свойствах предметов. К примеру, с детства всем известная сказка «Три медведя», с её помощью можно уточнить знания о размере, соотнести рост медведей с предметами мебели, посудой.

К примеру, обычная логика может превратиться в сенсорную, в тот момент, когда мы обучаем ребенка самым простым  логическим операциям. Или геометрия для малышей. Изучение геометрических фигур можно превратить в веселую игру. Через игровые упражнения можно научить ребенка находить одинаковые предметы, запоминать названия геометрических фигур, их цвет, тренировать мелкую моторику.

Заниматься сенсорным развитием можно и во время прогулки. Самое простое, это находить на площади спортивной площадки или прогулочного участка предметы определенного цвета или формы. Во время прогулки удобно знакомить с понятиями «толстый – тонкий», «высокий - низкий» сравнивая толщину и высоту деревьев на участке. Можно сравнивать ширину проезжей части и тротуара, длину скамеек и т.д. Постепенно через игру, ребенок усвоит все эти понятия.

Сенсорное развитие может проходить и во время спортивных или подвижных игр. Любые знания усваиваются лучше и легче, если у ребенка задействуется крупная и мелкая моторика. Например, спрячьте в пространстве спортивного или музыкального зала, групповой комнаты игрушку и пусть ребенок попробуйте ее отыскать, выполняя словесные инструкции: иди направо, возьми  красный мяч и т.д.

В процессе конструктивной деятельности у детей так же   формируются обобщенные представления. Создавая постройку, ребенок легко запоминает названия геометрических фигур. А эксперименты со строительным набором открывают свойства тех или иных деталей конструктора.

Только благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе, когда осуществляется качественное сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников, мы можем достичь определенных целевых ориентиров. То есть при переходе на школьную ступень обучения у воспитанников должны быть развиты.

Актуальность работы по сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

 

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

​ 1. Выявление степени адаптации к ДОУ вновь прибывших детей. По мере поступления детей в ДОУ выявлялась степень их адаптации. На каждого ребенка заводился адаптационный лист, в котором отмечалось: 1. Настроение; 2. Качество сна и питания; 3. Общение с детьми и со взрослыми; 4. Активность в игре и речи.​ С родителями и воспитателями детей, у которых наблюдалась тяжелая адаптация, проводилась разъяснительная работа, давались рекомендации по повышению уровня положительной установки на пребывание в ДОУ, по облегчению процесса адаптации. Результаты работы оказались положительными, трудности адаптации были преодолены.

​ 2. Выявление особенностей развития познавательных процессов детей от 3 до 6 лет. Для выявления исследования познавательных процессов детей, по запросу родителей или по рекомендательному направлению воспитателя или педагога психолога. Используемые методики: комплект методик Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.:«Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве), «Матрешка 3 - составная» (выявление понимания ребенком инструкции, сформированное понятие величины; оценка уровня развития наглядно- действенного мышления), «Разрезные картинки 2- 3 - составные» (оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом), «Цветные кубики» (оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции), «Парные картинки» (оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти), «Угадай, чего не стало?» (оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания).

2.1 В возрастной группе 4-5 лет .

Для выявления исследования познавательных процессов детей, по запросу родителей или по рекомендательному направлению воспитателя или педагога психолога.Используемые методики: диагностический комплект Павловой Н.Н., Руденко Л.Г.: «Коробка форм» (оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений), «Покажи и назови» (выявление общей осведомленности ребенка) , «Матрешка 4-составная» (выявление сформированности понятия величины, состояние моторики, наличие стойкости интереса), «Разрезные картинки 4-составные» (выявление уровня развития целостного восприятия, способности к зрительному синтезу), «8 предметов» (исследование объема образной памяти), «Лабиринты» (оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия), «Найди такую же картинку» (выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия), «Найди домик для картинки» ( выявление уровня развития наглядно-образного мышле​ния, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова), «На что это похоже?» (выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления).

2.2. В возрастной группе 5-6 лет обследования.

Используемые методики: «Разрезные картинки» (диагностика зрительного синтеза, пространственной ориентации), «Перечеркнутые изображения» (диагностика восприятия, внимания); «10 картинок» (диагностика зрительной памяти); «4-лишний», «Сравни предметы», «Аналогии», «Сочини рассказ по картинке» (диагностика мышления), диагностические вопросы, выявляющие уровень осведомленности, «Пройди по дорожке» (сформированность мелкой моторики).Дети, уровень развития которых ниже среднего уровня были рассмотрены на консилиуме детского сада, для них были подобраны специальные формы и методы коррекционно-развивающей работы. Со всеми детьми, имеющими уровень развития ниже среднего, проводились коррекционные занятия.

3. Диагностика готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.

Первое обследование проводится в сентябре учебного года,и в конце учебного года. Применяется методика «Готовность к школе» под редакцией Павловой Н.Н., Руденко Л.Г

Субтест 1 «Лесенка» (Самооценка)
Субтест 2 «Вырежи круг» (мелкая моторика)

Субтест 3 «Домик»
Субтест 4 «10 слов»
Субтест 5 «4-ый лишний»
Субтест 6 « Последовательные картинки»

 Субтест 7 « На что похоже»
Субтест 8 «Рисунок человека»
Субтест 9 «Найди отличия»
Субтест 10 «Графический диктант»

 

6. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА:

Всего в течение года проводятся консультаций, из них консультаций:

- педагогов

- родителей

 

 

 

7.РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Выступление в педагогическом совете на тему «Само регуляция». Была проведена в лекционной форме. Даны рекомендации по снятию негативного воздействия стресса, примеры само регуляции, а также проведена игра для педагогов «Дом». Для сплочения педагогического коллектива. Где все педагоги в роли стены дома. Таким образом понять свое значимое место в коллективе. Поднять чувства дружбы, улучшить хорошую атмосферу. Составление коллективного коллажа «Весёлое настроение и мечта» целью которой является также сплочение педагогического коллектива. поднять настроение, создание комфортной и доброжелательной атмосферы.

8.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Проводились индивидуальные консультации родителей. Это были консультации после диагностики, а также по проблемам детей. Всего проведено 27 индивидуальных консультаций,3 родительских собрания. В каждой группе работал «Уголок психолога», из которого родители могли получить дополнительную информацию о психическом развитии, воспитании и возрастных особенностях своего ребенка. Были освещены следующие темы:

· ​«Успешная адаптация»

·​ Первые уроки нравственности для детей дошкольного возраста

·​ «Секреты семейного счастья»

·​ Роль мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

·​ Подготовка руки к письму

·​ Кризис трех лет

·​ Причины кусания

·​ Роль сказки в воспитании детей

 

Наиболее характерным запросом со стороны родителей был вопрос по проблемам поведения, эмоционально-волевой сферы, по адаптации ребенка, очень редко - по обучению. С консультируемыми и ребенком проводилась работа по оказанию помощи, в результат добиться благополучного эмоционального состояния ребенка и консультируемого.

А также участие в родительских собраниях на тему:

 «Коррекционная работа с детьми» в коррекционной группе,

 «Причины агрессивного поведения» средней группе,

 «Применение методие М Монтессори в развитие детей» мл гр.

9. КОРРЕКЦИОННОЕ - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.

Работа велась в двух направлениях. Одно направление коррекционной работы - коррекция и развитие интеллектуально-познавательной сферы детей. Второе – коррекция личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей.Коррекционную группу по развитию познавательной сферы. Это дети входящие в группу риска, и дети ОВЗ, которым прописано групповые занятия по развитию высших психических функции, проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программе: Куражева Н.Ю. «Цветик-Семицветик» (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет), Куражева Н.Ю. Приключения будущих первоклассников. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению) Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Останковой Ю.В. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе». На занятиях проводится работа по формированию процессов внимания, памяти, мыслительных операций: исключение, обобщение, сравнение, установление логических связей, выявление закономерностей, развитию мелкой моторики, формированию учебной мотивации. Кроме того, ведется работа с их родителями и педагогами. Воспитателям даются рекомендации по эффективной организации педагогического процесса, использованию практического материала, адаптированному к индивидуальным особенностям ребенка коррекционной группы. Отслеживается динамика развития высших психических функций .

 

10. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

При поступлении новых воспитанников в ДОУ В адаптационный период с детьми проводится работа по облегчению адаптации, наблюдения, и консультации родителям. Педагогам рекомендации по адаптации в группе. В период адаптации вместе с воспитателями педагог-психолог присутствовала при приеме детей, помогая к каждому ребенку найти индивидуальный подход, облегчить процесс адаптации.

 

  11.ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА

1. Наблюдения за детьми во время прогулки, игровой и учебной деятельности с целью выявления причин нарушения эмоционально-личностного развития, профилактики дезадаптации.

2. Просмотр, оценка организации, наблюдение за эмоциональными и поведенческими реакциями детей коррекционных групп на утренниках, мероприятиях ДОУ.

 

12. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА:

В период учебного времени проводится  следующая работа:

1. Посещение Городских МО и семинаров для психологов.

2. Участие в педсоветах.

3. Для родителей подготовлены письменные рекомендации с применением коррекционных игр по интеллектуальным и поведенческим проблемам детей.

4. Обработка результатов диагностических исследований, написание заключений по результатам.

           5. Заполнение ПМПК документов на детей логопедической группы.

6. Составление индивидуальных программ.

7.Составление рабочей программы педагога-психолога.

8. Составление картотеки игр.

9. Участие в утренниках, мероприятиях ДОУ («Новый год», «Масленица», «Маме песенки поем», и др).

10. Обновление диагностического материала.

          11. Родительское собрание, мастер классы для родителей с детьми.

 

 

13. Задачи на будущий учебный год:

1. Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений, повышению уровня сформированности интеллектуальных навыков дошкольников.

 

     Педагог-психолог-Бакиева Рамзия Газинуровна

 

 

 

Мои публикации:
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы