Балашова Анна Юрьевна

сайт учителя географии и экономики

Вижу цель, не замечаю препятствий, верю в себя

Профессия: учитель географии и экономики

Профессиональные интересы: география, экономика, туризм

Увлечения: туризм

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

Звание, ученая степень: Почетный работник народного образования РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/balashova-anna-yurevna
Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем.
Дмитрий Писарев

О себе

Мое педагогическое кредо: «Учёба в радость» Моя педагогическая философия: «Научить сейчас для успеха в будущем» Я руководствуюсь словами ученика: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму» Концептуальные положения моей педагогической деятельности: Активная деятельность Познавательная деятельность Успешная деятельность 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Дети капитана Гранта" Жюль Верн

Моё портфолио

Представление собственного инновационного

педагогического опыта 

Я считаю, что каждый учитель должен находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных способностей детей.

Актуальность и перспективность опыта заключается в  развитии новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности. Очень важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.

В современных условиях можно добиться высокого уровня обучения лишь за счет внедрения новых технологий в учебный процесс. Работая над методической проблемой «Активизация познавательной деятельности на уроках географии и экономики», стараюсь применять разнообразные современные технологии.

Одной из форм работы является организация научно-исследовательская и проектная деятельность школьников.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области географии и экономики и применять на практике.

Современная система образования ори­ентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде по ФГОС, а на организацию обуче­ния самостоятельной деятельности уча­щихся и доведение её до уровня иссле­довательской работы, выходящей за рамки программы.

Практическая значимость состоит в том, чтобы: научить моих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, значительно расширить кругозор, уметь ориентироваться на рынке труда, преодолевать трудности, быть востребованным и успешным.

Концептуальность. Своеобразие исследовательской деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.  

 Научная новизна заключается в том, что выявлены психолого-педагогические аспекты активизации познавательной деятельности учащихся посредством включения в учебный процесс регионального содержания; установлены критерии отбора регионального содержания (региональности, типичности, природоохранности, исключительности, реликтности, практической значимости для человека, доступности,

, доступность, естественность, осмысленность, культуросообразность, наглядность или экспериментальность.

Одним из главных принципов проектно-исследовательской деятельности учащихся является принцип самостоятельности историзма, принципа вхождения в природу, комплексности интегративности).

Основными принципами исследовательской деятельности учащихся являются: самостоятельность. Самостоятельная деятельность в ходе учебного исследования является главным показателем понимания учеником изучаемой им проблемы, показателем становления мировоззренческой позиции автора. Именно принцип самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности.

Определяя тему исследования, проблему для изучения, я даю ученику возможность самостоятельно определить степень ее сложности, выбрать ее, чтобы потом школьник не бросил заниматься ею, уделив уже достаточно времени работе над этой проблемой. 

Принцип естественности заключается в том, что тема исследования, за которую берется школьник, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть реальной и выполнимой, интересной и настоящей. Ее естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребенок может сам ощутить возможности решения проблемы, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.

Необходимым принципом организации исследовательского проекта является принцип наглядность или экспериментальность. В исследовательской деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов.

Вся деятельность ученика в ходе исследования должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы, а  знания должны им осознаваться и осмысливаться, Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования   плод раздумий ученика. В этом случае он в состоянии раскрыть причинно-следственные связи между отдельными компонентами исследования, объяснить главные теоретические идеи, применить изученную теорию для объяснения частных явлений и  полученных результатов

Использование принципа осмысленности требует реализации и принципа культуросообразности, т.е. культуры соблюдения научных традиций, поиска оригинальных подходов в решении научной задачи. Этот принцип творческой исследовательской деятельности, когда ученик привносит в исследование что-то свое, неповторимое, пронизанное своими мироощущениями и мировосприятием.

Многие исследователи (А.В. Кулев, ЭФ. Варганова, И.И. Процик) указывают на то, что эффективность внеурочной и внеклассной работы для развития исследовательских наклонностей выше, чем классно-урочной системы.

Ведущая педагогическая идея: создание системы организации практической деятельности учащихся во время уроков и во внеурочное время с целью повышения мотивации к творческой и познавательной деятельности по географии посредством изучения своего края. Материалы, накопленные во время экскурсий, походов и исследований, помогают наглядно изучить причинно-следственные связи в природе, строить обучение от частного (своего родного края) к общему (страны, мира).

Оптимальность и эффективность средств. При проведении исследовательских и проектных работ часто не хватает доступного, интересного материала. Для этого надо заинтересовать учащихся изучить красоты родного края, помочь им глубже познать особенности его природы. Внеурочная деятельность в виде работы над проектами или исследовательской деятельности – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. В своей работе я использую такие оптимальными видами  научно-исследовательской деятельности, как элективные (модульные) курсы, образовательные экскурсии, туризм. Такие занятия доказали свою жизненность и имеет широкие возможности для повышения уровня географических знаний.

Результативность опыта. Проводимая системная работа по развитию творческих способностей, формированию гибкости и самостоятельности мышления учащихся позволяет мне получить высокие конечные результаты подготовки учащихся.

По результатам итоговой аттестации по географии в форме ЕГЭ в 2010-2014 годах 

90 % учащихся показали результаты выше общереспубликанских.

Учащиеся показывают высокие результаты во Всероссийской олимпиаде на муниципальном и республиканском туре:

 

Учебный год

Количество участников

Количество победителей

Количество призеров

Муниципальный уровень

2010- 2011

7

-

2

2011-2012

5

-

1

2012-2013

8

-

1

2013-2014

6

  

Республиканский уровень

2011-2012

6

-

1

 

Многие учащиеся принимают участие в конкурсе «Школьники города - науке XXI века» научно-исследовательских и проектных работ и становятся победителями и призерами:

 

Учебный год

Количество участников

Количество победителей

Количество призеров

Муниципальный уровень

2010- 2011

1

-

1

2011-2012

1

1

 

2012-2013

1

-

1

2013-2014

1

 

1

 

 

В настоящее время 6 выпускника учатся на географическом факультете Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева.

Возможность тиражирования

С материалами из опыта работы по данному направлению деятельности выступала перед слушателями МРИО по теме: «Структура экономического образования в школе», «Общие закономерности экономической организации общества» в районных и республиканских семинарах. С исследовательскими и проектными работами учащиеся участвовали в республиканских и российских конкурсах.

Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися

- исследовательская работа: «Экономический кризис в России»,

- - конспект урока: «Основные виды конкуренции»;

- презентация урока «История культуры Мордовии»;

- Викторина «Знаешь ли ты Мордовию!»;

- доклад: «Профессиональный стандарт современного педагога.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы