Реализация технологии развивающего обучения на уроках различной целевой направленности
статья по географии на тему

Балашова Анна Юрьевна

В докладе раскрывается использование  технологии   развивающего   обучения   на   уроках  рефлексии позволяет реализовать рефлексивно структурированную деятельность ученика.

 Развивающие   уроки  контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
а) написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
б) сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
в) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями;
В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различают следующие формы организации  развивающих  контрольных  уроков : самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar_13.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

  Реализация   технологии   развивающего   обучения   на   уроках  различной целевой направленности


Несмотря на многообразие типов, все  уроки  в традиционной системе  обучения  ориентированы на развитие ученика через деятельность учителя. Однако Закон РФ «Об образовании» требует от современной школы сформировать у выпускников способность к саморазвитию. Не только  развивать , но и учить развиваться – вот смысл новых целевых требований. Естественно возникает вопрос: можно ли научить развиваться? И если да, то как?»

Способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии со следующей структурой: индивидуальная деятельность ученика, затруднение в процессе ее выполнения, выявление причин затруднения, определение пути выхода из затруднения. Научить развиваться можно только при постоянном включении ребенка в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием шагов, позволивших выйти из этих затруднений.  Уроки , организованные по такой структуре, называются развивающими .

В соответствии с целями  уроки   развивающего  типа можно разделить 
на четыре группы:
1)  уроки  «открытия» нового знания;
2)  уроки  рефлексии;
3)  уроки  общеметодологической направленности;
4)  уроки  контроля.

 Уроки  «открытия» нового знания направлены на формирование новых понятий и алгоритмов, их основная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
 Уроки  рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин и построение проекта устранения их.
Целью 
 уроков  общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Целью 
 развивающих   уроков  контроля знаний является формирование способности к самооценке выполненной деятельности.

Остановлюсь подробнее на 
особенностях организации  уроков  рефлексии.  На   уроках  этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
а) выявление индивидуальных затруднений (фиксирование недостижения цели при выполнении определенного вида учебной деятельности);
б) локализация места затруднения;
в) выявление причины затруднения;
г) самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
д) анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения. 

 Реализация  этой структуры возможна на основе деятельностного подхода. Например, логика построения  урока  рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:
1. Во время организационного момента учитель устанавливает тематические рамки повторяемого содержания.
2. На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная самостоятельная деятельность учащихся, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами.
3. На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ими ошибки.
4. На этапе устранения затруднений организуется выявление причин зафиксированных затруднений и построение проекта выхода из них. Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.
5. На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.
6. На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Учащиеся, не допустившие ошибок, выполняют творческое задание.
7. Этап повторения проводится в соответствии с технологией.
8. На этапе подведения итога  урока  учащиеся повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки

Таким образом, использование  технологии   развивающего   обучения   на   уроках  рефлексии позволяет реализовать рефлексивно структурированную деятельность ученика.

 Развивающие   уроки  контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
а) написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
б) сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
в) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями;
В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различают следующие формы организации  развивающих  контрольных  уроков : самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

 Уроки  контроля  развивающей  направленности проводятся в соответствии с  технологией  деятельностного подхода.
1. Организационный момент посвящается сообщению учащимся темы контроля и формы контроля.
2. Актуализация знаний предполагает повторение основных алгоритмов и понятий в теме и связывающего их метода.
3. Написание учеником контрольной или самостоятельной работы аналогично этапу постановки проблемы. Завершение этого этапа связано с предъявлением ученику в той или иной форме эталонного варианта.
4. Этап самоконтроля аналогичен этапу «открытия» нового знания.
5. Этап согласования оценок аналогичен этапу первичного закрепления и при необходимости проводится после получения учащимися проверенного варианта собственных работ. Этот этап может быть вынесен за пределы  урока  в индивидуальную беседу.
6. Следующий этап – этап повторного самоконтроля – предполагает переоценку учеником собственной деятельности после согласования вариантов оценок и происходит после урока.
7. При проведении итого урока проговаривается механизм деятельности по контролю для формирования способностей к выполнению контрольной функции.
 КОНЦЕПЦИЯ

«Построение модели современного образовательного учреждения экономического профиля»

1. Экономическое образование

«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий» Н.М. Верзилин.

Экономика образования учащихся образовательных учреждений инновационного типа в условиях перехода общества на рыночную систему хозяйствования, становится одним из условий обеспечения потребностей социума в специалистах экономического профиля, обладающих профессиональным знаниями и умениями, отвечающим современному уровню развития экономической науки и практики. Выявление и проверка педагогических условий эффективного экономического образования учащихся образовательных учреждений экономического профиля является одной их актуальных педагогических проблем в связи с возрастанием противоречия между потребностями социума в экономистах новой формации, владеющих знаниями экономических закономерностей развития общества на этапе перехода к рыночной экономике и слабой разработкой проблемы профессиональной экономической подготовки специалистов сферы экономики. В настоящее время становится очевидным и противоречие между сохраняющимися в профессиональной экономической подготовке специалистов традиционными приемами овладения экономическими знаниями и инновационными подходами к содержанию и структуре образовательного процесса, в которых ведущую роль играют системные начала и идеи гуманистической педагогики. Сферой особого внимания педагогической науки становится разработка инновационных подходов к экономической подготовке будущих специалистов в образовательных учреждениях экономического профиля. Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования должна быть направлена, прежде всего: - на развитие многообразия программ воспитательной деятельности, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучаемым, приобретение умений и навыков, способствующих формированию активной жизненной позиции, умению противостоять асоциальным явлениям; - на разработку инвариантных моделей содержания воспитания в образовательном учреждении экономического профиля с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения; - на формирование у педагогов и руководителей образовательного учреждения экономического профиля системного видения процесса воспитания; - на актуализацию потребности педагогов в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью с целью преодоления ряда разрушительных социальных тенденций; - на инициирование создания авторских программ по различным направлениям воспитания с учетом особенностей современного образовательного учреждения экономического профиля; - на разработку критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения экономического профиля. Инновационный характер образования в деятельности образовательного учреждения экономического профиля должен стать важнейшим инструментом в его конкуренции с другими социальными институтами за влияние на подрастающее поколение. Оно должно играть ведущую роль в его социализации.

2. Экономическое воспитание

«Нет нужды давать правила, советы и наставления, которые легко забываются; достаточно изучить природу души с ее недостатками и слабостями, а средства для их устранения найти нетрудно» Лейбниц.

Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время. ЭКОНОМИКА – неотъемлемая часть нашей современной жизни. Экономические закономерности иногда кажущиеся чуть ли не мистическими силами, но на самом деле формируют нашу жизнь. Экономику начали изучать сравнительно недавно. Все чаще мы испытываем чувство национального единения, без которого человек бессилен что-либо изменить в этом «лучшем из миров». Мы ищем не только «точки» нашего экономического роста, но и точки роста духовных сил общества. Наше подрастающее поколение должно создать в России экономическую систему, способную обеспечить устойчивый рост народного благосостояния, достойную жизнь для всех и каждого. Мировой практикой хозяйственного и культурного развития давно и точно установлено, что среди всех возможных инвестиций самыми надежными являются инвестиции в человеческий капитал, от качества которого зависит будущее цивилизации, вступившей не только в новый век и новое тысячелетие, но и в новую эпоху-эпоху глобализации и универсализации, стремительного цивилизационного перехода к новой форме развития, когда количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества. В тесной связи с всеобщим средним образованием обучение должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся. При более строгом научном подходе, экономическое образование и экономическое воспитание следует рассматривать как две разные, хотя и органически переплетающиеся стороны единого процесса и явления - экономической подготовки. Экономическая подготовка этого процесса и результат усвоения учащихся экономическими знаниями, навыками и умениями. Сочетание стимулов моральной и материальной заинтересованности населения в экономическом образовании. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность. Экономическое воспитание есть систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования Знаний, Умений и Навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка. Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В процессе ее осуществления школьники усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономики, о развитии производительных отношениях, о действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию. Единство экономической подготовки и экономической деятельности представляет собой экономическую культуру. Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественный цикл обеспечивает усвоение детьми основных понятий экономики. Школьники узнают об экономическом бизнесе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении, о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ, вносят свой вклад в предметы естественного цикла. На уроках ребята решают задачи экономического содержания, а также прямо связанно с задачами интенсификации производства изучение школьниками информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности. Благодаря этому они должны своеобразными консультантами по осуществлению экономической подготовки учащихся во всем учебно-воспитательном процессе, координировать эту работу в школе. Активное включение учащихся в экономическую деятельность: - в определенной мере это осуществляется в процессе обучения (выполнения упражнений, решения практических задач). Но главное – практическое включение учащихся в экономическую жизнь в процессе общественно полезной деятельности. В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в результате прямого участия детей в общественно полезной работе и сохранении общественных богатств. Ребята оберегают имущество школы. Особое значение в экономическом воспитании школьников приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны. Важнейшей ее задачей является наряду с практической деятельностью широкое ознакомление учащихся с конкретными проблемами экономики. В условиях совершенствования рынка труда идет интенсивный процесс формирования труженика нового типа, которому присущи (наряду с высоким общеобразовательным уровнем, широкими политехническими знаниями и профессиональным мастерством) сознательное, творческое отношение к труду, забота об общих результатах производства, активное участие в управлении общественным производством.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Цель экономического воспитания:

становление и развитие качеств личности на основе экономических знаний, навыков, умений, нравственных ценностей и исторического мирового опыта и опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позици

Основные задачи экономического воспитания.

Система экономического воспитания призвана обеспечить:

- формирование готовности и способности личности выполнять систему экономических и социальных ролей;

- приобщение к основам экономической науки, национальной экономики и мировой экономики для развития экономических знаний;

- воспитание: бережного отношения к окружению; культуры поведения учащихся как потребителей;

- формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научно-экономического мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;

- формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;

- развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания; - усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Задачи, определяемые возрастом воспитанников:

а) Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:

- развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и экономических явлениях и закономерностях;

- формирование начального представления об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей;

- формирование дополнительных знаний об основах бизнеса и предпринимательства;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

- формирование основы системного и экономического мышления;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.

б) Задачи воспитательной работы с подростками:

- дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия информации о развитии экономики как целостной системы;

- развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; - укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям

– это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;

- воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.

в) Задачи воспитательной работы с юношеством:

- освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;

- формирование умения критически осмысливать и систематизировать информацию об экономических процессах;

- формирование умений применения полученных знаний для решения задач в экономической и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;

- закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков; - формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям; - вовлечение подростков и молодежи в многообразную экономическую практику и деятельность институтов гражданского общества.

Процесс воспитания в образовательном учреждении экономического профиля организуется на основе следующих принципов:

- системности, обладающей свойствами целостности, наличием организации и многообразных связей, а также интегративных качеств подхода к воспитанию как к сложному системному процессу;

- историзма, предполагающего подход к экономическому воспитанию детей, подростков, молодежи как изменяющемуся во времени под влиянием конкретных экономических факторах и связей;

- преемственности, последовательности и систематичности организации педагогического процесса, который направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- интегративности процесса обучения и воспитания, который основывается на единстве целей и задач организованного педагогического процесса;

- индивидуальной избирательности, когда программы деятельности должны быть рассчитаны не на массу, а на конкретного человека с его интересами, взглядами, жизненной позицией;

- комплексного подхода, который предполагает определение содержания воспитания, вычленения его узловых, стержневых моментов и распределение ответственности всех структурных компонентов;

- возрастной целесообразности, основанной на том, что в каждом возрастном периоде продуктивно воспитание определенных качеств личности;

- воспитания в коллективе и через коллектив, который предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

- гуманистической направленности педагогического процесса, который выражает необходимость сочетания целей общества и личности;

- уважения к личности молодого человека в сочетании с разумной требовательностью, который вытекает из сущности гуманистического воспитания, при которой требовательность является своеобразной мерой уважения к личности обучаемого;

- ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения, требующей организации деятельности, в которой обучающиеся должны постоянно убеждаться в истинности получаемых знаний, при овладении умениями и навыками социально ценностного поведения; -

связи организации воспитательного процесса в образовательном учреждении экономического профиля с социокультурной средой, который предполагает комплексность, целостность всех компонентов воспитательного процесса, единство действий и требований учебного заведения, семьи, общественности, всех учреждений структур социума;

- организационно-управленческого, предполагающего определение механизма реализации деятельности, планирование, координацию деятельности и функционирования подсистем, контроль, выявление критериев эффективности.

3. Создание модели экономического образования учащихся.

Одним из основных направлений развития школы является создание модели экономического образования учащихся. В меняющихся экономических условиях возрастает роль профессионально-личностных качеств учащихся, обеспечивающих конкурентоспособность среди абитуриентов и студентов, успешность профессиональной самореализации, построение карьеры, общей компетентности, мобильности, высокой работоспособности, инициативы, трудолюбия. Модель современного образовательного учреждения экономического профиля представляет собой совокупность целей и задач, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда. В узком же смысле модель современного образовательного учреждения экономического профиля можно определить как трехсторонний договор на оказание образовательных услуг между образовательным учреждением высшего профессионального образования, среднего образовательного учреждения экономического профиля и учащимся. Как и любой другой договор, договор на оказание образовательных услуг имеет свои существенные условия, которые устанавливаются по согласованию сторон. Естественно, что одним из таких условий является качественная подготовка учащихся, которую на сегодняшний момент невозможно осуществить без разработки профессиональных программ экономического образования в результате функционирования социального партнерства. Эти тенденции самым существенным образом влияют на систему экономического образования, в частности, на формирование и функционирование методических систем обучения. Нам представляется целесообразным выделение, во-первых, внешних по отношению к системе экономического образования предпосылок, рассматриваемых как требования модели современного образовательного учреждения экономического профиля на подготовку учащихся, во-вторых, внутренних предпосылок, существующих внутри образовательной системы и представляющих собой условия реализации модели современного образовательного учреждения экономического профиля на подготовку учащихся.

К внешним предпосылкам можно отнести:

• социально-экономические процессы, происходящие в обществе;

• структуру и состояние рынка труда;

• уровень развития производственных технологий;

• нарастающую информатизацию общества как фактор, обуславливающий возникновение и существование современной информационной среды и играющий первостепенную роль при построении модели современного образовательного учреждения экономического профиля на подготовку учащихся.

К внутренним предпосылкам относятся:

• увеличение объема учебной информации, необходимой для усвоения;

• усиление потребности в использовании информационных технологий в обучении;

• создание профессионально ориентированной среды;

• формирование портфеля заказов на целевую подготовку учащихся как будущих специалистов экономического профиля.

Кроме того, модель современного образовательного учреждения экономического профиля на подготовку учащихся как будущих специалистов экономического профиля предполагает создание «модели» будущего специалиста и применение в процессе его подготовки профессиональных стандартов экономического профиля. В значительной мере изменились цели обучения учащихся. В отличие от традиционной образовательной системы значительную роль, наряду с целями, непосредственно отражающими профессиональную подготовку, повысилась роль практических умений и профессиональных компетенций, и, прежде всего, навыков работы с информацией и компьютером.

К таким умениям относятся:

• умение находить и анализировать необходимую информацию;

• умение проектировать собственное обучение с целью получения необходимой информации;

• умение предоставлять информацию в доступной форме;

• умение организовать процесс решения поставленной задачи.

Существенным образом необходимо менять и содержание обучения. Ведущим блоком в учебных планах модели современного образовательного учреждения экономического профиля должен быть блок обучения основам экономики, поскольку именно экономический сектор становится доминирующим на современном рынке труда. При рассмотрении процесса профессиональной подготовки учащихся образовательного учреждения экономического профиля под социальным заказом мы будем подразумевать определенную совокупность требований, которые высшее учебное заведение выдвигает перед образовательным учреждением.

Исходя из основных целей построения модели современного образовательного учреждения экономического профиля необходимо выделить круг задач, решаемых в процессе подготовки учащихся:

• коренное изменение организации учебного процесса путем увеличения экономической направленности обучения с целью развития профессиональных компетенций;

• эффективная организация познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса с применением средств инновационных технологий;

• индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных экономических программ;

• научное обоснование и разработка содержания экономического образования в системе профессиональной подготовки; • создание и внедрение инновационных технологий экономического обучения;

• создание и внедрение комплексных методик обучения (на интегративно-модульной основе);

• создание и внедрение интенсивных информационных технологий обучения;

• создание и внедрение системы поиска и обработки научно-технической и педагогической информации на основе использования автоматизированных систем управления.

Основные экономико-информационные области, необходимые учащимся в процессе профессионального обучения. Это знания:

• своих потенциальных возможностей;

• своей будущей профессии; • рынка образовательных услуг;

• рынка труда;

• региональной специфики.

Современное образовательное учреждение экономического профиля немыслимо без использования современных информационных технологий, позволяющих получать, обрабатывать и анализировать состояние спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, учитывать изменения в динамике процессов, происходящих во всех сферах экономической деятельности региона, связанных с появлением потребности в специалистах нового профиля и отказами от устаревших профессий.

Таким образом, необходимо сформировать многокомпонентную экономическую информационно-образовательную систему, которая имеет следующие особенности:

• экономико-педагогическая направленность всей структуры подготовки учащихся, обеспечивающая приоритетность получения профессиональных умений на основе информационных технологий;

• аналитический характер, так как в эпоху развития экономики особую ценность приобретает так называемый «учащийся знания», т.е. профессионал, для которого экономика и информация являются новым сырьем и продуктом его деятельности, базой для применения профессиональных умений;

• системность, т.е. единство образовательной и кадровой политики в процессе подготовки учащихся современного образовательного учреждения экономического профиля.

4. Роль уроков экономики в экономическом воспитании школьников

Задачи урока экономики, вытекающие из содержания учебного материала, соответствующие уровню подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям и способностям, обеспеченности средствами обучения урока, методической подготовленности учителя.

1. Образовательные задачи обучения формируют у учащихся основы разносторонних общественно политических, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических знаний.

2. Развивающие задачи при обучении – это формирование умений и навыков учебной деятельности.

3. Воспитательные задачи обучения взаимосвязанных между собой нравственным, трудовым, этическим, эстетическим, физическим, санитарно – гигиеническим, правовым, экономическим и экологическим воспитанием школьников.

Между различными дисциплинами не всегда существуют четкие границы и это дает возможность проработки интегративных тематических линий и их объединения. Экономика тесно взаимодействует с естественными, техническими и гуманитарными областями знаний. В процессе изучения элективных и факультативных курсов учащиеся познают основные экономические категории и овладевают умениями ориентироваться в главных вопросах экономической жизни страны. Умение читать и анализировать таблицы, графики, диаграммы, знакомиться с особенностями специальных уроков или бесед по экономике. Поэтому экономическое воспитание требует гармоничного взаимодействия между современными знаниями и хорошую практическую подготовку, то есть «теснее увязать их с требованиями жизни». Воспитательное значение факультативов по экономике многогранно. Знание закономерностей развития общества формирует мировоззрение, сознательное отношение к выбору профессии, показывает необходимость активной творческой работы каждого члена общества во имя укрепления экономической мощи нашей страны.

5. Внеклассная и внешкольная работа по экономическому воспитанию учащихся.

Естественное развитие достигается при условии в поведении родителей (и учителей) вносится «поправка на присутствие Малыша, что поможет сделать его жизнь счастливой, а развитие полноценным». Дж. Лешли. Сюда относится работа кружков экономических знаний: - организация бесед, диспутов, собраний; - лекции о необходимости различного отношения к материальным ценностям; - проведения викторин, семинаров; - выставок; - конкурс за бережное отношение к книгам, учебникам. В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии. Содержание этих форм экономического воспитания тщательно планируется с целью последовательного систематического ознакомления школьников с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением дела Развитию способностей к труду помогает участие школьников в различных формах школьного самоуправления. Участие в управлении расширяет кругозор школьникам, помогает им осмыслить сущность и цели воспитания. Необходимо, чтобы каждый ученик чувствовал себя хозяином школы, активно участвовал в управлении делами своего коллектива. Привлечение учащихся к управленческой деятельности, так же как и создание в каждой школе атмосферы бережного отношения к общественному добру; учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности. Повышение эффективности экономического воспитания во внеурочное время в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности. Очевиден тот факт, что если воспитание в школе не подкрепляется участием родителей в данном процессе, то эффективность формирования тех или иных качеств резко снижается.

Немаловажное является также экономическое воспитание в семье и призваны решать следующие задачи:

1. Формировать у детей разумные потребности.

2. Умение соизмерять их с возможностями удовлетворения.

3. Понимание необходимости труда для наиболее полного удовлетворения потребностей.

Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства. Чтобы устранить этот недостаток, необходимо расширить и углубить пропаганду экономических знаний среди родителей, обучать их формам и методам экономического воспитания. Заключение Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. Истина очевидна и тем, кто действительно заинтересован в развитии экономического образования и воспитания школьников, кто понимает, что этот предмет необходимо глубоко и всесторонние изучать в каждой школе. Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения труда. Концепция воспитания определяет систему взглядов на сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, руководства и критерии эффективности воспитательного процесса, адекватные современному социально-экономическому и политическому состоянию общества. Внедрение настоящей Концепции в практическую деятельность предполагает создание системы воспитательной работы, включающей возможности всех институтов (семьи, образовательного учреждения экономического профиля, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.).

Методические рекомендации.

1. Экономическое воспитание формирует рациональный тип мышления школьника. В этой области в учебном плане массовой школы у экономики нет конкурентов.

2. Экономическое воспитание представляет собой основу формирования мировоззрения ученика.

Именно они в наибольшей степени имеют отношение к реалиям окружающей действительности и затрагивает интересы каждого ученика. В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика - это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука. Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

Как необходимо организовать учебный процесс на уроке, чтобы учебная проблема послужила стимулом активизации мышления учащихся? Эти и другие проблемы затрагиваются в данной работе....

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Инновационный проект: технология развивающего обучения,урок биологии в режиме развивающего обучения.

Проект педагогический, раскрывающий актуализацию перехода преподования биологии на уровень развивающего, деятельностного обучения, где ученик является не обьектом, а субьектом учебного процесса, приме...

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств учащегося. (Из опыта работы)

В статье дан анализ применения педагогических технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС

Текст выступления на тему "Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС"...

Реализация технологий развивающего обучения на уроках английского языка

На уроках иностранного зыка  исследовательская деятельность учащихся может быть организована при выведении грамматических правил и определении семантических значений лексических единиц. В результ...