Банцыкин Сергей Валентинович

Сайт преподавателя специальных дисциплин, учителя технологии, педагога дополнительного образования

Быть профессионалом

Профессия: Преподаватель специальных дисциплин, педагог дополнительного образования, учитель технологии

Профессиональные интересы: Декоративно-прикладное творчество, автодело

Увлечения: Декоративно-прикладное творчество

Регион: Нижегородская область

Населенный пункт: Нижний Новгород

Место работы: ГБПОУ Нижегородский технологический техникум, МБОУ СОШ №138

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bantsykin-sergei-valentinovich
Природа - источник вдохновения

 

Дизайн в декоративно-прикладном творчестве на основе ИКТ

 

Развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает огромное влияние на все сферы деятельности человека. Не стало исключением и декоративно-прикладное творчество во всех его видах. Возможности распространения опыта, обмена информацией расширились во много раз. Это в свою очередь дает импульс не только для развития и совершенствования существующих видов декоративно-прикладного творчества, но и создает большие возможности для появления новых направлений творческой реализации человека.

Наше направление декоративно-прикладного творчества учащихся – «Сказочная скульптура» своим развитием и разнообразием в определенной степени основано на применении ИКТ. Главное значение имеет практически неограниченный объем доступной информации. При выборе идеи для создания очередной коллективной работы мы предлагаем учащимся обратиться к живой природе -  растительному и животному миру, окружающему ландшафту. Например, просмотреть картинки или видео «Рыбы красного моря», «Птицы» и т.п. В результате появляется много вариантов, которые имеют и сказочное воплощение, к примеру,  «Цветик-семицветик», «Аленький Цветочек» и многие другие.

Следующий этап проектирования – конструирование сказочного персонажа начинается с многочисленных эскизов, которые выполняются карандашами, красками и обязательно с применением компьютерной графики (Word, Paint). На этом этапе наряду с многочисленными эскизами обязательно вычерчиваются и полномасштабные рисунки. Затем делается собирательный образ будущего героя сказки. На этой стадии применение компьютерной графики позволяет быстро менять детали и части скульптуры, этот процесс напоминает создание фоторобота человека.

Для иллюстрации эскизного этапа покажем как создавался собирательный образ Жар-птицы. Главная деталь по предварительной задумке –  хвост, наилучший вариант не вызвал особых обсуждений – это хвост павлина. При этом за основу были взяты его очертания, но не детали. Голова – лебедя-шипуна, а нос после рассмотрения многих эскизов сделали с горбинкой, это придало характер и немного очеловечило образ скульптуры. Воротник напоминает оперение самца дрофы во время брачного танца. Ноги породистых голубей бывают густо оперены, это натолкнуло нас на мысль сплести небольшие шорты. При создании крыльев было принято наиболее простое технически решение: полукруглые, как бы в сложенном виде.

Второй этап конструирования с применением ПК носит просто увлекательный характер даже для взрослых, не говоря уже о детях. Это поиск цветовых решений. Материалы, которыми мы располагаем, обладают «теплыми» тонами, поэтому работа с ними вдвойне приятна. Современный ПК обладает огромными возможностями в выборе цветов и оттенков, формировании структуры цветовой поверхности. В нашем случае это позволяет разработать  множество вариантов, сравнить их и выбрать наилучший.

Информационная составляющая проектирования обязательно включает изучение опыта работы  мастеров декоративно-прикладного творчества с различными материалами в нескольких направлениях. Здесь акцент делается, естественно, на природные материалы, как наиболее доступные и экологически чистые. Именно многообразие материалов в сочетании с отправной точкой нашей деятельности – лозоплетением, сделало возможным появление достаточно оригинальных по исполнению работ.

Многообразие информации вырабатывает творческое отношение к использованию опыта мастеров декоративно-прикладного творчества. Например, очень хороший декоративный эффект дает работа с соломкой, когда ею покрываются достаточно большие площади поверхности изделий. Мы, используя этот прием, значительно увеличили поверхности с декоративной отделкой, это придало изделиям замечательный теплый цвет.

Видя огромное разнообразие применяемых материалов, мы решили использовать в аппликации тростник. Этот материал практически не применяется, но нами отмечены его замечательные качества: гамма цветов включает оттенки от белых и желтоватых до зеленых, при этом цвет не меняется в течение семи лет наблюдений. Прекрасное сочетание дает одновременное использование соломки и тростника – мягкие солнечные тона. Огромный пласт культуры нашей страны составляет все, что связано с использованием бересты. Познакомившись с основами берестяного промысла, мы выбрали свой подход в ее использовании в сочетании с другими материалами – соломкой, тростником, лозой. Теплые коричневатые тона изнаночной бересты и все оттенки матовой лицевой дополнили палитру наших изделий.

Велико значение информационной составляющей ИКТ в стимулировании желания особенно молодого поколения заниматься декоративно-прикладным творчеством. Демонстрация презентаций дает очень хороший результата в популяризации нашего направления декоративно-прикладного творчества. Мастер-класс в современных условиях обязательно проводится с использованием мультимедийных средств. Это добавляет красок в творческий процесс и древние ремесла органично вписываются в реалии современной жизни.

Наличие безграничного количества изделий в современном информационном поле вызывает соблазн и дает возможность просто использовать уже воплощенные в реальные формы идеи. Чтобы снизить это отрицательное влияние ИКТ применяется пилотный творческий поиск, когда творческие решения вырабатываются до обращения к информации, предлагаемой нам всемирной паутиной. В дальнейшем появляется возможность сравнить коллективные и индивидуальные предложения учащихся с заимствованными из Интернета. Это сравнение показывает большие творческие возможности детей. Далее творческий процесс продолжается, происходит развитие своих и заимствованных решений путем дополнения, развития, использования различных сочетаний.

Важной задачей учителя является выбор момента применения информационных технологий для повышения активности детей, когда время изготовления изделия затягивается, не все получается и необходимо вселить уверенность учащемуся в своих силах. Создание графических образов будущих изделий и их последующее изготовление очень хорошо моделируют  реальный производственный процесс, это способствует получению очень важных навыков.

Опыт использования информационно-коммуникативных технологий на занятиях дополнительного образования позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

- повысить эффективность занятия.

Применение ИКТ дает возможность:

- расширить возможности самостоятельной деятельности;

- формирует навыки исследовательской работы;

- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- делает занятия насыщенными, полноценными, наглядными;

- прививает учащимся навыки проектирования и последующего самоконтроля;

- повышают качество обучения.

Основными целями ИКТ являются:

- развитие мышления;

- формирование приемов мыслительной деятельности.

При подготовке к занятиям используются следующие электронные ресурсы учебного назначения:

- презентации;

- ресурсы Интернет.

Использование ИКТ в педагогической деятельности позволяет:

- повысить качество знаний;

- продвинуть учащегося в общем развитии;

- преодолеть трудности на различных этапах практической деятельности;

- создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учеников, их сотрудничества в учебном процессе.

         Использование ИКТ на занятиях дополнительного образования является вспомогательным элементом учебного процесса. Продолжительность и частота применения ИКТ на уроках дополнительного образования занимают небольшую часть процесса обучения, чтобы не повредить здоровью детей и основное время уделить практической работе.

 

О себе

Родился и вырос в Казахстане. Образование - инженер-механик. Профессиональная деятельность - преподаватель автодела в системе начального профессионального образования и педагог дополнительного образования в средней общеобразовательной школе (декоративно-прикладное творчество на основе природных материалов).

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Авторы: Валентин Пикуль, Джек Лондон, Виталий Бианки, Стефан Цвейг, Михаил Шолохов и многие другие.

Мой взгляд на мир

Мир требует усовершенствования.

Мои достижения

Победы личные и победы учеников в конкурсах и выставках муниципального и регионального уровней. Создание собственного направления декоративно-прикладного творчества - "Сказочная скульптура". Более 100 учеников декоративно-прикладного направления и более 500 учеников в системе начального профессионального образования.

Моё портфолио

Работа педагога дополнительного образования направлена на развитие творческих способностей ребенка. В своей работе при создании изделий декоративно-прикладного направления мы используем только природные возобновляемые естественным путем материалы без нанесения ущерба окружающей среде. Такая деятельность способствует формированию экологической грамотности учеников, дети получают навыки рационального природопльзования. обращение к природе естественно приводит и к народному фольклору. В нашей деятельности - это сказочные персонажи. работа над ними открывает неограниченые возможности детской фантазии.. 

Мои публикации:
Дополнительное образование
Образование и педагогика
Транспортные средства
Публикации моих студентов:
Научно-техническое творчество
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио