Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования
статья по теме

Банцыкин Сергей Валентинович

В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал отражает создание собственного направления декоративно-прикладного творчества - сказочная скульптура. Высокая результативность деятельности кружка - это главный итог работы с подрастающим поколением. Иллюстративная составляющая представлена в альбоме "Мои фотографии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_duhovno-_nravstvennym_tradiciyam.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение к духовно-нравственным ценностям на занятиях  дополнительного образования»

     Кружок «Золотая лоза» работает в  средней общеобразовательной школе №138 Ленинского района города Нижнего Новгорода более десяти лет. В процессе его работы реализуется дополнительная образовательная программа «Лозоплетение», которая  рассчитана на два года.  

     Главной целью нашей работы является сохранение  традиций родного края, развитие у подрастающего поколения бережного отношения к родной природе и получение навыков рационального природопользования без нанесения вреда окружающей среде.

     Занятия кружка  развивают у детей трудолюбие, упорство в достижении практического результата, умение  работать в коллективе и помогать товарищам. В кружке практикуется стиль плетения без шаблонов, что хорошо развивает художественный вкус и глазомер.    Создание изделий из лозы требует длительного, напряженного труда, многократного повторения однообразных операций. Этот процесс  иногда занимает несколько недель, в связи, с чем появляется необходимость  переключаться на разные виды деятельности даже в пределах одного занятия. Вот тут  и раскрываются секреты нашего мастерства, что позволяет нам использовать кроме лозы  другие природные материалы – соломку, тростник, бересту. Опыт работы по применению различных видов материалов зарождает собственное  новое декоративно-прикладное направление –  сказочная скульптура.

     Выработанное нами направление творческого поиска является результатом обобщения нескольких лет напряженной работы. Такая деятельность очень сложна, но открывает огромные возможности для формирования многих положительных качеств детей, повышает интерес к созданию материальных ценностей.

       Появление новых оригинальных изделий – классический пример перехода количества в качество. На занятиях кружка по лозоплетению выполнялись различные работы декоративного и хозяйственного назначения: оплетались лозой дощечки с выполненными на них узорами из соломки, изготавливались объемные фигурки, делалось защитное оплетение для изделий из стекла. При выполнении узоров на дощечках возможностей одной соломки без применения красителей было недостаточно, поэтому для аппликации стали использовать другие природные материалы. В результате наибольшее применение получили береста, тростник, как наиболее доступные и имеющие много цветов и оттенков.

       Духовная и материальная культура народа неразрывно связаны. Это ярко проявилось при выработке нашего направления декоративно-прикладного творчества. На вопрос, какие поделки можно создавать, дети совершенно естественно обратились к героям народного фольклора. Количество предложений было огромным: царевна-лягушка, царевна-лебедь, жар-птица, доспехи былинных героев и многие другие. Поэтому можно сказать, что безграничная детская фантазия, обращенная к истокам духовной культуры народа – это коллективный автор  идеи создавать сказочные персонажи.          Первый коллективный проект из мира сказок – это Чудо-дерево, на котором росли маленькие корзиночки. Выполненный исключительно из ивового прута, он наглядно показывал ограничения, присущие применению только одного материала.

        В 2005 году выполнен первый проект нового направления – «Жар-птица». Тогда же  сформировалось и название – «Сказочная скульптура». Жар-птица создавалась из различных материалов с учетом уже накопленного опыта. Этот сказочный персонаж был изготовлен без проекта, по большому количеству эскизов обучающихся, которые они выполняли во время занятий  и дома. При создании Жар-птицы отражено желание обучающихся создать нечто необычное путем использования нескольких направлений прикладного творчества.

     В процессе создания изделия применяются лозоплетение, резьба по дереву, объемная аппликация. Все использованные материалы – природные (лоза,   высохший тростник с берегов небольшой речки, древесина упавшей осины, пшеничная соломка со скошенного поля, береста с погибшей  березы) и  доступные, их заготовка не наносит вреда родной природе. Наша птица получилась очень представительная – 150 см в высоту с распущенным хвостом, яркая и солнечная, как в сказке.

     В дальнейшем была создана небольшая галерея сказочных персонажей. «Чудо-мельница»    обладает замечательным качеством – она может вращать ветряком, ведь внутри нее установлен электрический двигатель и механическая передача. При изготовлении и отделке применялось: плетение из лозы, столярные работы, токарная обработка древесины, объемная аппликация. Материалы: ивовая лоза, тростник, пшеничная соломка, древесина осины и детали вышедших из строя школьных столов. Высота изделия около полутора метров.

      Детская фантазия не знает границ. Кропотливый труд многих маленьких рук позволил соединить в себе несколько различных техник и материалов. К уже привычным -  ивовой лозе, тростнику, соломке, добавились береста, немного металла и пластика. Так  появилась на свет совершенно необычная бабочка – огромная, яркая, глазастая «Бабочка-красавица».

      Не остался  без детского внимания сказочный персонаж «Золотая рыбка».  Она выполнена в двух вариантах: маленькая - учениками первого года обучения, и  большая  - детьми постарше.

       При выборе идеи для создания очередной коллективной работы мы обращаемся к живой природе -  растительному и животному миру, окружающему ландшафту и обязательно погружаемся в мир сказок. Гармоничному развитию личности ребенка способствует применение современных технологий и знаний при работе над сказочными героями. Конструирование сказочного персонажа начинается с многочисленных эскизов, которые выполняются карандашами, красками и  с применением компьютерной графики (Word, Paint), что носит просто увлекательный характер - это поиск цветовых решений, изменение деталей и частей скульптуры.

       Секрет проектирования собирательного  образа «Жар-птицы»  заключается в применении  теории решения изобретательских задач, здесь использованы элементы мозгового штурма. Главная деталь по предварительной задумке –  хвост, это хвост павлина. При этом за основу были взяты его очертания, но не детали. Голова – лебедя-шипуна, а нос после рассмотрения многих эскизов сделали с горбинкой. Воротник напоминает оперение самца дрофы во время брачного танца. Ноги породистых голубей бывают густо оперены, это натолкнуло нас на мысль сплести небольшие шорты. При создании крыльев было принято наиболее простое технически решение: полукруглые, как бы в сложенном виде. При изготовлении других изделий мы используем морфологическую матрицу, это очень помогло нам при создании большой золотой рыбки. Сложные поделки выполняются по разработанным проектам, неотъемлемой частью которых являются технологические карты.

          Информационная составляющая проектирования обязательно включает изучение опыта работы  мастеров декоративно-прикладного творчества с различными материалами  и в нескольких направлениях. Здесь акцент делается, естественно, на природные материалы, как наиболее доступные и экологически чистые. Именно многообразие материалов в сочетании с основным видом нашей деятельности – лозоплетением, сделало возможным появление достаточно оригинальных по исполнению работ.

     В рамках одной небольшой статьи невозможно подробно изложить большое количество решенных нами задач организационного и технологического характера, но кратко основные из них мы попытались изложить.

     Из всего множества художественно-декоративных приемов и технологических решений, используемых при изготовлении экспонатов,  на наш взгляд можно выделить такие:

- сочетание многих видов декоративно-прикладного творчества в одном изделии;

- аппликация соломкой и тростником способом «квадратик» (для сравнения традиционную аппликацию соломкой можно сопоставить с вышиванием гладью, а  наш способ – с вышиванием крестиком);

- большие площади и объемы покрытия соломкой, тростником и берестой что создает совершенно новое восприятие образов и цветовых решений;

- создание изделий крупной формы (оценка данного приема - фотосессии посетителей выставок декоративно-прикладного творчества детей с участием наших сказочных персонажей). В планах по развитию данного направления декоративно-прикладного творчества разрабатываются два новых приема, которые будут использоваться при создании последующих работ:

- многослойные панно из лозы ивы;

- аппликация соломкой, тростником, берестой по основе, сплетенной из лозы ивы.

     Популяризации лозоплетения способствуют ежегодные мастер-классы и выставки-продажи изделий хозяйственного назначения из лозы. Коллективные работы участников кружка являются украшением выставок декоративно-прикладного творчества обучающихся различного уровня, а главное – это оценка  посетителей: рядом с нашими персонажами дети и взрослые очень любят фотографироваться, а у «Золотой рыбки» самые маленькие даже просят исполнения желаний.

     Создание очередного сказочного героя – это большая организационная работа, некоторые изделия имеют до 30000 деталей. Количество участников творческого процесса выходит  за рамки кружка, в работе используются весь инструмент и весь станочный парк школы.  Некоторые детали будущих персонажей изготавливаются на уроках технологии в рамках учебной программы, внося элемент творчества.

      Проект имеет и социальное значение, занятия способствуют разностороннему развитию личности, прививают положительные трудовые навыки, ориентируют на материальное производство и на достижение конечного результата. Главный результат – привлечение детей к полезному, развивающему занятию, обращение к народному духовному наследию. Летом, находясь в деревне, дети изготавливают простые, но очень полезные в быту вещи – лукошки, корзины. Эти работы находят самое разнообразное, а иногда и неожиданное применение – в корзинах домашняя птица любит устраивать гнезда. После летних каникул обучающиеся делятся способами плетения корзин, которые им показали местные деревенские умельцы. Такие творческие контакты показывают, что мы на верном пути. Нередко на занятия кружка дети приносят изделия выполненные мастерами лозоплетения, иногда эти работы нуждаются в ремонте, который выполняется юными мастерами. И совсем неожиданное явление проявилось в процессе нашей деятельности – к детям обращаются взрослые и даже пожилые  люди с просьбами помочь вспомнить или даже научить плести корзины.

      Изделия, выполненные детскими руками прослужат долго, их увидят будущие дети нынешних воспитанников кружка, кто-то обязательно попросит научить ремеслу.

Список литературы:

1.  Балашов К. В.  Плетение из лозы. Лучшие идеи. – М., 2011.

2.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

3.  Лазарев А.В. Плетение лозой, соломой, берестой. – М., 2003.

4.  Лисин А.С. Поделки из лозы: простые и сложные. – П.,2009.

5.  Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.

6.  Никулина В.И. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня.-  Белгород, 2010.

7.  Онищенко В.В.  Лозоплетение: Азы мастерства. Плетение - один из самых древних видов деятельности человека. Сплетенные из прута.- М.,2003.

8.  Фисанович Т.М. Плетение из лозы: Секреты мастерства. - П.,2001.

9.  Ханников А.А. Художественное плетение из лозы. – М.,2008.

10. Хомяк А. Н. Плетение из лозы для начинающих. – П.,2009.

11. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.

12. Эрнандес К., Паскуаль Е. Плетение из лозы. Секреты мастерства. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования

Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...

Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.

Соотношение искусства и религии уходит своими корнями далеко в прошлое.            ...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выс...