Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"
статья по теме

Ветошкина Ольга Михайловна

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_sisteme_odod.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся  в системе  дополнительного образования

Ольга Михайловна Ветошкина ,

педагог-организатор  ОДОД ГБОУ гимназии № 528

Невского района Санкт-Петербурга

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие. Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.

Воспитание духовно-нравственного гражданина - одна из задач, стоящих   перед отделением дополнительного образования детей.  Занятия в кружках и секциях ОДОД формируют у детей основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие.  Всю систему работы можно представить как четыре  взаимосвязанных блока.

           Первый блок - традиционные  районные и городские  мероприятия. Тематика конкурсных работ самая разнообразная, свидетельствует о стремлении молодых людей разобраться в проблемах современной жизнедеятельности, в том числе, выяснить, что является основой духовности, определить, какие поступки можно назвать нравственным и безнравственным.

               Второй блок мероприятий, способствующих духовно-нравственному воспитанию, - мероприятия, посвященные памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям нашего города  и страны.

Многие данные мероприятия проводятся традиционно в образовательных учреждениях: это многочисленные концерты (День учителя, День матери, 23 февраля, День Победы, и т.д.), это праздник знакомств в начале учебного года «И снова здравствуйте!» и итоговое в конце года «Планета успеха». Все они проводятся с обязательным участием родителей и служат объединению семьи, учат детей дарить свое творчество людям.

               Третий блок мероприятий - осуществление духовно-нравственного воспитания непосредственно через образовательную деятельность.

  Без сомнения,   в каждой образовательной программе прописана цель духовно-нравственного воспитания. Но есть творческие объединения, в которых формирование духовности, нравственности на основе воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу окружающего мира является основополагающим, и вокруг этого момента строится все обучение и воспитание. И тут важно для педагога определить тот стержень, который позволит дойти до сердца ребенка. А дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого.

                Творческое объединение «Волшебный мир красок» рисуют природу родной страны, портреты дорогих людей, участвуют в городских и районных конкурсах. Ребята из творческого объединения «Бисероплетение» - изучают и хранят традиции в декоративно-прикладном искусстве. Творческое  объединение "Основы издательской деятельности" - большое поле деятельности для духовно-нравственного воспитания: участие в создании сегодняшней истории нашей страны.

                И, наконец, четвертый блок мероприятий основан на одном из  педагогических принципов: сам педагог должен быть примером духовности и примером высоконравственных дел. Одна из задач педагогов дать не только знания и умения, но и передать детям свою любовь к живописи, литературе, истории родного края.

       Таким образом, занимаясь духовно-нравственным воспитанием, мы стремимся выпустить в жизнь духовно-нравственную личность, которую отличают следующие нравственные характеристики:

- стремление к здоровому образу жизни,

- приобщение к общечеловеческим ценностям,

- гуманистическое отношение к миру,

- любовь к Родине,

- осознание ответственности за судьбу своих близких, Отчизны.

    В настоящее время в гимназию  приходят дети, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Ребёнок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому в нашей гимназии продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребёнка.

И как отмечалось выше, структурное подразделение ОДОД, разнообразные кружки и секции в полной мере способствуют формированию необходимых компетенций современного школьника, необходимых для его социализации, душевной и нравственной гармонии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования

Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:Дополнительное образование детей «строитс...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области

Завершается 2016-2017  учебный год,  но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...

Правила нравственного воспитания учащихся в системе дополнительного образования

Предметом нравственного воспитания является изучение условий развития и раскрытия способностей в личностной структуре ребенка, способствующих  социальному развитию  общества.Предметом социал...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...