Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777
статья по географии на тему

Белова Александра Александровна

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)

Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)

Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Сегодня экологическому образованию в школьной классно-урочной системе уделяется  значительное внимание, но у него есть существенные недостатки: оторванность от жизни, невозможность применять полученные вербальным путем знания, овладеть практическими умениями и навыками и, наконец, применять все это на практике. Исправить это положение достаточно эффективно может краеведческая деятельность, естественно интегрирующая познание окружающего мира, воспитание и оздоровление. Педагогически правильно организованная краеведческая деятельность обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воздействует на все сферы личности: интеллектуальную, физическую, волевую, эмоциональную, нравственную, способствуя всестороннему, гармоничному развитию личности. Путешествия позволяют учащимся изучать, исследовать мир с его сложными взаимосвязями за пределами классной комнаты путем концентрического охвата все более широких пространств окружающей их среды. Знания, приобретенные наглядным путем, не только более прочны, они помогают сформировать у ребенка такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность, смелость, способствует приобретению умений и навыков общения с природой. Непосредственные контакты с окружающим миром стимулируют активизацию сенсорной сферы, на основе чего вырабатывается эстетическое восприятие окружающего мира в единстве его многообразных форм и содержания. Краеведческая деятельность помогает детям приобрести опыт партнерства, выработки коллективных решений,  работы в команде. Важным для экологического воспитания подростков является непосредственное общение с природой, с тесным кругом единомышленников, когда проявляется истинное лицо каждого, формируются привычки и взгляды.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что краеведческая деятельность может стать эффективным средством формирования экологической культуры личности, если она сама будет экологизирована, то есть, организована таким способом и наполнена таким содержанием, результатом которых будет формирование у учащихся нравственно- ценностного и деятельно-ответственного отношения к природе, обществу, себе.

Наиболее эффективным видом деятельности, успешно реализующим задачи экологического образования подрастающего поколения, является целостный научно-исследовательский подход. Одним из важнейших этапов проведения учащимися научных исследований является сбор материала, который происходит непосредственно в природе.  В моей педагогической практике главной  формой осуществления такой работы является, помимо традиционных экскурсий, эколого-географическая исследовательская деятельность школьников, которая реализуется в следующих направлениях:

  • работа на экологической тропе,
  • экологический мониторинг,
  • изучение элективного курса «География и экология Москвы и Московской области»

Эффективным средством экологического образования и воспитания является создание учебно-экологической тропы - специального экскурсионного маршрут на местности. Учебная тропа - специально оборудованный и тщательно изученный маршрут в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления. Американский эколог Олдо Леопольд говорил: «Каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой. Однако его не всегда пожинают». Наша экологическая тропа проходит в лесопарке «Кусково». В работе на экологической тропе учащиеся создают маршрут, где указаны  все объекты (точки) в строгом порядке следования. На все точки маршрута учащимися создаётся биологическая, эколого-географическая характеристика. На нашей тропе объектами являются: деревья, редкие растения, пруд, овраг, поляна, сооружения лесопарка. Также учащиеся составляют план маршрута, изучают архивные материалы лесопарка, работают над теоретической частью.  Разработку маршрута тропы мы начали с марта 2006 года, составили план, разработали проект, сетевой график работ. Планируется посещение тропы не только учащимися нашей школы, но и других школ, а  также установление информационных щитов на маршруте. При создании тропы мы обращали внимание на то, чтобы она была доступна для проведения экскурсий почти круглый год, обладала достаточной информационной емкостью.

Другое направление экологического образования в нашей школе – экологический мониторинг. Мониторинг окружающей природной среды - система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени за состоянием окружающей природной среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных и опасных для здоровья людей и других живых организмов. Основная цель экологического мониторинга - показать на конкретных, доступных примерах природные взаимосвязи, законы природы, губительные последствия их нарушения или разрушения человеком. В процессе такой работы ученикам прививается вкус к исследовательской деятельности, закладываются основы общенаучного мышления, умение правильно поставить исследовательскую задачу, использовать различные методы, проанализировать и обобщить материалы, а участие в работе конференции приучит к правильной речи, к самостоятельной работе над составлением докладов, отчетов, сформирует привычку к публичным выступлениям. Третий год учащиеся нашей школы занимаются мониторингом экологического состояния Рязанского проспекта г. Москвы. Основой работы является определение влияния автотранспорта на состояние указанной местности по следующим показателям:

  • расчётная оценка количества выбросов автотранспорта; сравнение с результатами прошлых лет;
  • оценка загрязнения почвы на основе биоиндикации с помощью кресс-салата;
  • определение кислотности почв;
  • определение кислотности осадков;
  • исследование снега- как индикатора чистоты воздуха;
  • оценка шумового загрязнения;
  • изучение степени запылённости воздуха, а также определение избыточного содержания химических элементов в почве методом биодиагностики;
  • определение засоления почвы после внесения в зимний период антигололёдных реагентов по состоянию липовых листьев.

Данная работа предусматривает несложные методы исследования, которые носят комплексный характер. Это позволит подчеркнуть взаимосвязь физических,  биологических, социальных, географических, химических аспектов проблем окружающей среды.

Мне  представляется, что именно к подобным работам приемлем известный принцип международного экологического движения: "Мыслить глобально - действовать локально!" В процессе работы и обработки  данных, школьники получат элементарные знания по экологической  безопасности.

Организация работы по предложенной программе предусматривает систему разнообразных занятий: теоретических, практических, комбинированных, преемственно рассматривающих основы экологии с ее  теоретическим, прикладным  и  социальными аспектами содержания. В настоящем практикуме  каждая  практическая работа представляет небольшое исследование,  которое проводиться индивидуально или группой  учащихся,  снабжено справочным материалом, позволяющим  сравнивать данные, полученные в процессе выполнения исследовательской работы.

Такой подход позволяет активно приобщать учащихся к исследовательской работе по изучению природы родного края, развивать наблюдательность, навыков исследований, к участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Кроме того, он позволяет обеспечить учет показателей экологического состояния тех территорий, которые не охвачены государственными экологическими службами.

Следующее направление реализации экологического образования в нашей школе – изучение учащимися 8-9 классов элективного курса «География и экология Москвы и Московской области». Программа курса разработана мною,  рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю). В курсе предусмотрены практические работы по созданию тематических стендов, демонстрационных таблиц, макетов для оформления  школьной музейной экспозиции, а также экскурсии и полевые практики. В таблице представлены основные разделы курса и соответствующие им практические работы и экскурсии.

Раздел

Кол-во час.

Практические работы

Экскурсии

Введение

Геологическое строение и рельеф

Климат

Гидрография

Почвы

Растительный покров

Животный мир

Экологические и полевые практики

2

4

3

4

4

4

3

7

Знакомство с источниками географической информации;

оформление тематического стенда.

Оформление макета «Геологический столб», оформление тематических стендов, коллекции полезных ископаемых МО

Оформление тематических стендов

Оформление тематических стендов

Оформление тематических стендов

Оформление тематических стендов

Оформление тематических стендов, создание каталога «Растения МО, занесённые в Красную Книгу»

Оформление тематических стендов

Оформление тематических стендов

Домодедовский карьер, Коломенское, Крылатское.

Метеостанция МГУ, Гидрометцентр РФ

Музей воды

Музей общего землеведения МГУ

Музей леса

Приокско-Террасный заповедник, НП «Лосиный остров»

Лесопарки : «Кузьминки», «Кусково», «Измайлово», «Битцеский парк».

Эколого-географический музей Моквы и Московсий области, созданный силами учащихся, несомненно, гордость нашей школы.

В учебно-воспитательном процессе по естественным дисциплинам должно быть обеспечено формирование основ экологического мировоззрения и действительного его осуществления.
Становится очевидным, что при преподавании географии и других естественных дисциплин геоэкологические проблемы должны быть расширены и стать составной частью всех курсов школьной географии, поскольку географические знания необходимы и важны в качестве основы формирования экологического мировоззрения.

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер. Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах: а однопредметной основе (преподавание экологии); на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы); по смешанной модели конструирования учебного процесса; по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана.

В заключение хотелось бы отметить что образовательная работа в области экологического воспитания очень интересна детям, и держится она на добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя. Дети остро чувствуют неискренность взрослых, поэтому учитель должен, прежде всего, сам осознать важность этой работы, только тогда успех обеспечен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области

Завершается 2016-2017  учебный год,  но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Психолого-педагогические условия для повышения качества географического образования (из опыта работы)

Цель: Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образованияВ соответствии с темой и целью концепции...