Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
статья на тему

Мартынова Марина Владимировна

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sistema_raboty_s_odarennymi_detmi_iz_opyta_raboty.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования

Мартынова Марина Владимировна, методист методического отдела Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Тихонова Елена Владимировна,  заведующий методическим отделом, методист методического отдела Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

В настоящее время государство уделяет большое внимание выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей. Именно поэтому администрация ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб (далее Дворец), методическая служба Дворца и педагог-психолог приступили к изучению данной темы и рассмотрели возможность создания системы работы с одаренными учащимися Дворца. В результате этой работы были подготовлены выступления на педагогическом совете, проведены занятия в Школе педагогического мастерства, где педагоги познакомились с нормативными документами по работе с одаренными детьми, видами одаренности; возможными диагностическими методиками выявления одаренных детей. Вопросы по изучению данного вопроса рассматривались на собраниях отделов и коллективов Дворца.

В результате проведенной работы было принято решение о необходимости проектирования системы работы с одаренными детьми: разработке положения и программы работы с одаренными детьми, рассчитанной на три года.

На данный момент работа с одаренными учащимися во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района  проводится согласно разработанной и утвержденной в учреждении «Программе работы с одаренными учащимися на период 2016 -2019 годы» и ориентирована на развитие интеллектуальных, художественных, творческих и коммуникативных способностей. Целью программы является создание образовательной среды для оптимального развития одаренных детей и дальнейшей успешной социализации их в обществе. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

•        разработать и принять локальные акты, обеспечивающие системную работу с одаренными учащимися;

•        создать творческую группу из инициативных педагогов;

•        сформировать пакет диагностических методик для выявления одаренных детей;

•        выявить одарённых детей;

•        разработать индивидуальные образовательные маршруты развития на каждого одаренного учащегося;

•        использовать на занятиях дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использовать исследовательский и проектный метод обучения;

•        отобрать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, креативности, творчества;

•        организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению семей одаренных учащихся;

•        разработать систему поощрения учащихся и педагогов за достигнутые результаты.

Ожидаемыми результатами реализации «Программы работы с одаренными учащимися на период 2013-2016 годы» ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района  стали:

  • сформированная база одарённых детей учреждения;
  • разработанные и апробированные диагностические методики;
  • разработанные индивидуальные образовательные маршруты развития на каждого одаренного учащегося;
  • включенные в образовательный процесс  современные образовательные технологии (дифференцированные и индивидуально-личностные,  исследовательские и проектные технологии);
  • специально подобранные средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, креативности, творчества;
  • системная работа по психолого-педагогическому сопровождению семей одаренных учащихся;
  • системные  мероприятия по поощрению учащихся и педагогов за достигнутые результаты.

Для определения результативности реализации программы были выделены следующие количественные  (таблица №1) и качественные критерии  (таблица №2).

Таблица №1

Количественные критерии

Инструментарий

1.

Создание не менее 8-ти индивидуальных образовательных маршрутов развития одаренных учащихся (с приложениями)

База данных индивидуальных маршрутов

2.

Увеличение количества учащихся - победителей  конкурсов

База данных одаренных детей школы

3.

Увеличение количества педагогов, разработавших индивидуальные учебные программы по своему предмету

Количество программ  с разработанным учебным планом для одаренных детей.

4.

Увеличение числа открытых занятий

Карта активности педагога

5.

Рост числа педагогов, активно использующих в педагогической деятельности индивидуальные учебные маршруты

Анализ занятий

6.

Ведение портфолио и  отслеживание результатов по индивидуальным маршрутам (портфолио и результатов выполнения плана достижений)

Анализ портфолио

Таблица №2

Качественные критерии

Инструментарий

1

Повышение уровня мотивации одаренных учащихся

Шкала Дж. Рензулли в адаптации Л.В.Поповой

2

Использование педагогами современных образовательных технологий с одаренными учащимися

Анализ занятий

3

Использование родителями одаренных учащихся рекомендаций педагогов и психолога по поддержке и развитию одаренности в своих детях

Анкетирование родителей

Результаты работы планировалось представить на семинарах и конференциях различного уровня.

В итоге реализации «Программы работы с одаренными учащимися на период 2016-2017 годы»  были получены следующие результаты:

  • разработаны и приняты два локальных акта: «Положение о работе с одаренными учащимися», и «Система работы с одаренными детьми»;
  • создана инициативная творческая группа из 16 человек  (1 – заместитель директора, 3 – методиста, 1 педагог-психолог, 11 педагогов ДО). Специфика группы педагогов обусловлена наличием в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе специального времени, отведенного на работу с одаренными детьми: большинство педагогов группы  (пять человек) из инструментального отдела (обучение игре на музыкальных инструментах), один педагог – хоровик, три – театрала, один  из отдела изобразительного искусства, один из отдела экологии и здоровья). С участниками группы проведены занятия в Школе педагогического мастерства по теме «Особенности работы с одаренными учащимися»,  
  • разработаны, апробированы, и приняты к работе  диагностические методики по выявлению одаренных детей;
  • запущена в реализацию «Система работы с одаренными детьми». Она состоит из трех этапов.

Первый этап - стартовая диагностика и анализ достижений учащегося за предыдущий год. Первичное выявление одаренных и способных детей проводится на основе заполнения педагогами карт отслеживания одаренных и способных детей. Такие карты разработаны педагогом-психологом для педагогов художественно-изобразительного, социально-педагогического, экологического, музыкального, спортивного, театрального направления в учреждении.

Карта наблюдения состоит из двух блоков. Первый блок одинаков для всех направленностей и включает в себя характеристики творческой одаренности. Второй блок включает характеристики качеств, присущих тому или иному виду одаренности (академическая, интеллектуальная, артистическая, физическая, музыкальная, социальная).

После заполнения карт наблюдения на всю группу, на ребенка набравшего наибольшее количество баллов и выделенного из общей группы, для подтверждения полученного результата используется методика для оценки поведенческих характеристик одаренных школьников Дж. Рензулли.

Заполненная карта отслеживания одаренности и бланк методики Рензулли, портфолио достижений учащегося вкладываются в отдельную папку и рассматриваются педагогом в комплексе.

Второй  этап - составление  и реализация индивидуального образовательного маршрута каждого одаренного ребенка.

Третий этап – подведение итогов.

В течение года педагог формирует портфолио достижений одаренного учащегося.

Портфолио достижений - это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его индивидуальные усилия, прогресс и образовательные достижения в период его обучения в объединении. Все необходимые документы и материалы для отслеживания способностей ребенка собираются и систематизируются педагогом вместе с ребенком.

 Работа по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в рамках системы может быть организована как индивидуально, так и в группах.  Общее руководство работой с одаренными учащимися осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе.  Сопровождение одаренных учащихся осуществляют педагоги дополнительного образования. Сопровождение педагогов - методисты Дворца.

  • весной 2016 и 2017 годах была проведена стартовая педагогическая диагностика: заполнены карты наблюдений в 27  и 23 учебных группах;  стартовой диагностикой были охвачены 324 и 276 учащихся (соответственно), в результате выявлено 12 и  9  одаренных обучающихся. В результате были разработаны индивидуальные образовательные маршруты и планы достижений выявленных одаренных учащихся, сформированы портфолио одаренных учащихся. В мае 2017 г. были подведены результаты работы с одаренными учащимися за 2016-2017 учебный год.. Большинство учащихся, определенных как одаренные, показали высокие результаты в соответствии с прогнозируемыми результатами. Подведение итогов за три года  и запуск новой программы работы с одаренными детьми запланировано на  июнь 2019 г.

Конечно одаренных учащихся в нашем учреждении гораздо больше чем участвующих в Программе по работе с одаренными детьми и ежегодный мониторинг творческих достижений обучающихся ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района тому доказательство. С мониторингом творческих достижений обучающихся можно познакомиться на сайте ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб в разделе «Публичный отчет» .