Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово
статья по теме
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26-28 октября 2011 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_-_kopiya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ПОСЁЛКА АГАЛАТОВО
Бородкина Наталья Ефимовна
директор, преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
АМОУДОД «Агалатовская ДШИ»
Нам кажется недостаточным оставить тело
и душу детей в таком состоянии, в каком
они даны природой, - мы заботимся об их
воспитании и обучении, чтобы хорошее
стало много лучшим, а плохое изменилось
и стало хорошим.
Лукиан
Многочисленные примеры активнейшего участия искусства в жизни общества, в воспитании гармонично развитого человека неоспоримо свидетельствует о его социальной сущности.
Дробление наук, узкая профессионализация, особенно в условиях техногенного развития, создают опасность превращения молодого поколения в однобоких специалистов. Между тем, успешная деятельность в любой сфере возможна сегодня только при наличии широкого взгляда на мир, знания своей национальной культуры, патриотического самосознания при единстве теорико-познавательного, этического и практического отношения к действительности. Патриотизм как идейно-нравственное качество личности включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Интеллектуальный компонент предполагает сформированность у детей представлений и понятий о семье, о Родине. Эмоциональный включает переживание детьми разнообразных эмоций, чувств, появление стремлений и интересов, благородных влечений. Деятельностный компонент - наличие умений отразить полученные знания в творческой деятельности, сформированность умений и навыков нравственного поведения, внутренняя потребность принимать участие в труде на общую пользу.
Вот почему в современных условиях, когда во многом утрачены духовные ценности, особенно возрастает роль искусства в формировании мировоззрения детей и подростков, воспитании их нравственных качеств и эстетических вкусов, их культуры в целом.
Сегодня в Агалатовской школе искусств реализуется более 90 образовательных и учебных программ, обучаются около 300 детей по специальностям фортепиано, скрипка, флейта, аккордеон, баян, балалайка, гитара, клавишный синтезатор, кларнет, классическое вокальное исполнительство, хоровое вокальное исполнительство, общее эстетическое развитие, изобразительное искусство, хореографическое искусство, фольклор. Программы построены на изучении лучших образцов мировой и национальной культуры. Среди наших учеников – лауреаты районных, региональных, всероссийских и международных конкурсов; стипендиаты различных уровней. Мы видим и ценим успехи каждого ученика, уважаем в каждом личность.
Наша школа искусств - единственное учреждение сферы культуры в Агалатовском поселении. Она представляет собой по сути «маяк культуры» для жителей более 10 деревень и посёлков. Стремясь приобщить к миру искусства и детей, и взрослых, преподаватели и учащиеся проводят большую культурно-просветительскую работу – концерты к праздничным датам, шефские концерты, тематические лекции-концерты, художественные и фотовыставки, спектакли, отчётные концерты классов.
Являясь методическим руководителем филармонического просветительского цикла «Музыкальная гостиная» и музея школы, одним из организаторов праздников и общественных мероприятий, не могу не отметить их положительную роль в этическом и культурном формировании детей.
Цикл творческих встреч с профессиональными музыкантами «Музыкальная гостиная» проводится в Агалатовской школе искусств с 2002 года. За 9 лет здесь было много гостей: лауреаты международных конкурсов, заслуженные деятели искусств РФ, заслуженные работники культуры РФ - исполнители Виктор Попов (труба), Александр Корбаков (аккордеон), Дмитрий Кравченко (фортепиано), солисты театра «Санкт-Петербург опера», Мария Радилова (альт), Сергей Форостяный (фортепиано), фольклорный ансамбль «Таусень» (художественный руководитель Лилия Шамова); ансамбль под управлением Михаила Говорушко; Антон Болдырев (фортепиано), Геннадий Татуйко (гитара); музыковеды Людмила Воронцовская, Любовь Богданова, композиторы Александр Смелков, Людмила Семёнова, Сергей Баневич, Алексей Мыльников.
Каждая творческая встреча неповторима: это и презентации новых сборников, и тематические концерты из цикла «В мире музыкальных инструментов», концерты к юбилейным датам композиторов и многое другое. Это не просто концерты, но и возможность пообщаться с очень интересными, глубокими людьми. А сколько у детей возникает вопросов! Подчас эти вопросы смущают, нас, педагогов, но больше радуют. Ведь детей не обманешь. Если внимательно, чутко слушают, что-то записывают в свои блокнотики (много и таких), а после выступления появляется лес рук, значит, музыка их затронула. Детям интересно всё. Детям интересен человек, пробудивший в них чувства. Каждая встреча оставляет добрый след в наших умах и душах, даёт заряд энергии, желание слушать, чувствовать, познавать, совершенствоваться. Занимаясь организацией творческих вечеров, я столкнулась с тем, что ни один музыкант не отказался выступить в нашей школе. Радостно, что профессионалы высочайшего уровня открыты для общения с детьми, дарят им свою доброту, искренность, талант. Дарят им МУЗЫКУ. Она вносит гармонию, заставляет наши души трудиться: печалиться и радоваться, острее чувствовать чужую боль и не оставаться равнодушным, помнить о прошлом и мечтать о прекрасном.
Значительным событием стало открытие в апреле 2010 г. музея, приуроченное к 15-летию школы. Музей создан для изучения, сохранения и возрождения традиций народной культуры; поиска и внедрения новых форм и методов работы с учащимися; привлечения родителей, общественных организаций и деятелей культуры к совместной работе; расширения научно-исследовательской работы преподавателей. Музей состоит из 2-х залов, в которых в настоящее время представлены экспозиции:
- «История школы» - фотографии из жизни школы, грамоты и благодарности коллективу; кубки победителей всероссийских и международных конкурсов; буклеты, афиши, ноты, книги с памятными автографами для нашей школы деятелей культуры и искусства (композиторов, исполнителей, музыковедов).
- «Нотные издания 19 – начала 20 веков» - антикварная нотная литература, историческая справка о нотных издательствах России 19 - нач. 20 веков;
- «Песни прошлых лет» - представлены граммофон в рабочем состоянии и грампластинки 30-50-х годов 20 века;
- «Быт народов России 19 века» – прялки, утюги, вышивка 19 - начала 20 века; выставка декоративно-прикладных работ учащихся и преподавателей школы «Дымковская игрушка», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Куклы на выхвалку». Дети, их родители, гости школы с интересом посещают наш музей; преподаватели проводят в музее увлекательные уроки.
Наша школа искусств стала инициатором проведения конкурса художественного творчества детей «Пасхальная открытка». С 2005 года он проводился как муниципальный, а в 2010 году получил статус районного. Цель конкурса – развитие детского художественного творчества, привлечение внимания к сохранению и развитию лучших традиций национальной российской культуры; духовное, нравственное и патриотическое воспитание детей. Отличительной чертой данного конкурса является благотворительность. Яркие, оригинальные, с фантазией и мастерством выполненные в самых разнообразных техниках открытки, юные художники дарят ветеранам Дома-интерната для престарелых пос. им. Свердлова, а подарок от юных музыкантов – концерт. И, конечно, самое главное – общение с пожилыми людьми, связь поколений, духовное развитие детей.
Несмотря на насыщенный учебный процесс, большое внимание в нашей школе уделяется и общественным мероприятиям. Традиционными стали праздники ко Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы, которые сопровождаются яркими концертами, выставками художественного и декоративно-прикладного творчества.
Например, в 2010 году в ознаменование празднования 65-летия Победы мы провели целый ряд мероприятий:
- тематические уроки «Песни Великой отечественной войны» по предметам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература»;
- введение в репертуар вокальных ансамблей и учащихся отделения вокального исполнительства песен военных лет;
- выставка художественных работ учащихся «Память сердца»;
- экспозиция «Песни прошлых лет» и тематические экскурсии в музее школы;
- литературно-музыкальная композиция «Вечной памяти – вечный огонь»;
- активное участие в районном концерте «Помним, знаем, чтим».
Большое внимание в нашей школе уделяется знакомству детей с родным краем. Преподаватели школы систематически выезжают с учащимися на экскурсии по Ленинградской области, активно участвуют в народных праздниках и гуляниях, школах ремёсел; знакомят детей с историческими местами Санкт-Петербурга и пригородами; посещают театры и концертные залы.
В 2010 году Агалатовская школа искусств стала победителем областного конкурса «Звезда культуры» в номинации «Лучшая сельская детская школа искусств Ленинградской области». За достигнутые успехи наша школа включена в федеральную энциклопедию «Одарённые дети – будущее России». Наши ученики хорошо образованны, воспитаны, имеют развитый кругозор, лучше адаптируются в обществе, толерантны.
С 1995 года у нас ведётся книга отзывов и пожеланий, где каждый родитель, учащийся, гость может выразить своё впечатление о школе, различных мероприятиях и дать предложения по улучшению качества учебного процесса. Многочисленные положительные отзывы, переполненные залы и постоянно увеличивающееся количество учащихся свидетельствуют о высоком качестве художественно-эстетического образования детей и правильном векторе развития школы.
Таким образом, мы видим, насколько велика роль творчества в воспитании гармонично развитого человека. Нравственно-патриотическое воспитание детей через приобщение к мировому и национальному культурному наследию является одной из важнейших задач современной школы искусств.
Литература
- Кирнарская Д.К.. Музыкальные способности. «Таланты –XXI век», 2004
- «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы»
- Мудрость воспитания. Книга для родителей. Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М., 1987
- «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. 4-е изд., СПб, 2008
6. Писарев Д.И. Влияние искусства на воспитание. Избранные педагогические высказывания. М., 1938, с. 66-70
7.Сохор А. Музыка и общество. М., 1972
8.Сохор А. Воспитательная роль музыки. Издание 2-е, дополненное. Музыка, 1975
9.Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М. , 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.
В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизм...
Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...
Патриотическое воспитание подрастающего поколения на Колымской земле (из опыта работы)
В статье представлено описание воспитательной работы учителя истории и классного руководителя. Обозначены цели модели воспитательной деятельности, задачи воспитания. Определены направления и фор...
Консультация для родителей: "Патриотическое воспитание детей через книгу"
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодуш...
Патриотическое воспитание детей через декоративно - прикладное искусство
«Патриотическое воспитание детей через декоративно – прикладное творчество».Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого и...
Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества
Текст на районную конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...
аттестационный материал по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».
В работе отражена теоретическая и практическая сторона вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к народному творчеству. Не секрет, что современная Россия прео...