аттестационный материал по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».
материал на тему

Татаровсая Дарья Николаевна

В работе отражена теоретическая и практическая сторона вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к народному творчеству. Не секрет, что современная Россия преодолевает глубокий духовный (моральный) кризис. Обществом  утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности русской культуры и традиций в жизни и воспитании. Идет псевдо-культурная замена русских традиций на западничество. Требуется  совершенствование  и обновление  практики духовно – нравственного и   гражданско – патриотического  воспитания детей и  поиск новых подходов к воспитательной и образовательной деятельности  детского сада, приоритетным направлением должен стать именно акцент на знание истории народа, его  духовно – нравственных традиций и  культуры нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya.docx119.08 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1.  Аналитическая часть

6

  1.  Теоретические аспекты формирования нравственно – патриотического воспитания дошкольников

  1. Народное творчество как основополагающее патриотического воспитания

11

Глава 2.  Практическая часть

16

2.1. Современные педагогические средства организации нравственно – патриотического воспитания дошкольников

2.2. Анализ предметно – пространственной среды

22

2.3. Анализ результатов деятельности педагога

25

Глава 3 Проектная часть

27

3.1. Результаты реализации проекта «Я познаю мир» по развитию нравственных качеств

3.2. Перспективное планирование на следующий межаттестационный период

34

Заключение

Список литературы


Введение

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Одним из приоритетных направлений ФГОС (ДО), является развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

На уровне государственной политики это поддерживается следующими документами:

  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ);
  • ФГОС ДО (от 17.10.2013г. №1155);
  • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"  (от 30 декабря 2015 г. № 1493).

Ребенок не рождается нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким, в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает.

Нравственно - патриотические чувства закладываются в процессе всей жизни человека. Нравственность - это внутренняя мораль - духовность, мораль не показная, не для других - для себя.  Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Чувство Родины - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к отцу, матери, бабушке, дедушке – они первые подают пример нравственного воспитания. Затем оно продолжается восхищением того, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, однако только к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре страны. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна перерастать в национализм, потому что он ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой и многим другим проявлением русского народного творчества. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Важно подвести ребенка к пониманию того, что нам необходимо любить свою Отчизну, чтить своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, эмпирически. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная идентичность, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Обобщая сказанное, можно заключить, что цель образовательного процесса состоит в приобщении детей ко всем видам национального творчества - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Темой работы является: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».

Актуальность проблемы  - гражданское общество в современной России преодолевает глубокий духовный (моральный) кризис. Обществом  утрачены нравственные основы стабильного общественного развития, выраженные в идеях духовной преемственности русской культуры и традиций в жизни и воспитании. Идет псевдо-культурная замена русских традиций на западничество. Требуется  совершенствование  и обновление  практики духовно – нравственного и   гражданско – патриотического  воспитания детей и  поиск новых подходов к воспитательной и образовательной деятельности  детского сада, приоритетным направлением должен стать именно акцент на знание истории народа, его  духовно – нравственных традиций и  культуры нашей страны.

Объект работы – процесс формирования нравственно – патриотических ценностей дошкольников.

Предмет исследования – средства, методы и приемы по ознакомлению дошкольников с историей народного творчества страны.

Цель исследования – определить возможности формирования нравственно – патриотических ценностей дошкольников через приобщение к народному творчеству страны.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

  1. Проанализировать историко – педагогическую, психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме. Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.
  2. Определить педагогические методы, условия и средства направленные на решение проблемы формирования нравственно – патриотических ценностей дошкольников.
  3. Сделать выводы эффективности своей деятельности и спроектировать деятельность на следующий аттестационный период.

Гипотеза исследования – предполагает, если спроектировать и реализовать систему мероприятий, направленную на принятие и обогащение участниками культурно – исторических ценностей страны, то приобретенный опыт положительно повлияет на формирование нравственно – патриотических ценностей дошкольников.


Глава 1. Аналитическая часть

  1. Теоретические аспекты формирования

нравственно – патриотического воспитания дошкольников

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв

        

Проанализируем значение слов «воспитание», «нравственность» и «патриот» изучив различные источники: словарь В. И. Даля, БСЭ, психолого-педагогический словарь и словарь Википедия. (см. Приложение 1)

Таким образом, проанализировав данные источники, можно сделать выводы, что:

  • «воспитание» - это создание благоприятных условий, для комплексного формирования личности с самого раннего возраста;
  • «нравственность» - это духовное воздействие на внутреннее миропонимание человека, через исторический опыт народа. От этого будет зависеть и третья составляющая – «патриотизм»
  • «патриотизм» - это любовь к Родине.

Эти три компонента могут применяться только в единстве. На сегодняшний момент в нашей стране много времени и сил уделяется воспитанию патриотов, но при этом нет духовного стержня воспитания или делается все, чтобы его завуалировать, в итоге в стране с богатым историческим наследием, вновь встаем на те же грабли, которые приведут к застою, либо к полнейшему западническому окультуриванию и полной потере национальной идентичности будущего поколения. В нашей стране после революции 1917 г. произошел первый разрыв преемственности поколений. Следующий разрыв произошел после 1991г., когда люди, используя опыт предыдущего поколения, жить уже не могли, новых устоев и опыта еще нет и не могло быть, и происходила псевдо замена опыта не своей страны, а страны навязывающей свою культуру, это навязывание начиналось еще в процессе становления Руси, более 1000 лет назад. И имеет под собой именно духовную составляющую – и сейчас наша первостепенная задача понять это и начать исправлять ошибки. Во ФГОС этому соответствует п.1.6.: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Необходимо понять, что сделать детей патриотами можно только путем нравственного воспитания и привития им национальной идентичности, но особая, сложность заключается в том, что нельзя переносить на детей «взрослые» показатели проявления патриотизма и нравственного воспитания. Это может быть только через взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке нравственных качеств личности, приобщение к источникам национальной культуры, экологического воспитания, и эмоционально – действенного отношения, чувства привязанности к Родине, ко всему, что окружает. В основе этого лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Воспитание начал патриотизма — одна из составляющих нравственного воспитания. «Вот поэтому сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, критерии нравственности, мы вновь обращаемся к мудрости народной культуры, к её устному творчеству, народно – прикладному искусству». [1, с. 479]

Учитывая ошибки прошлого, если организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием. [7, c.5]

Первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста уделялось большое внимание ещё в Древней Руси. Князья и церковь распространяли переводные сборники поручений, в которых содержались педагогические идеи по воспитанию детей дошкольного возраста. К ним можно отнести «Поучение Владимира Мономаха детям» (XII век), «Домострой» (XVI век), «Юности честное зерцало», в которых основными воспитательными задачами были воспитание у детей чувства страха перед Богом, уважения к родителям, а также работы более позднего времени Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Татищева, Посошкова. Воспитание почти до XVIII века оставалось в основном делом семейным. Причём особую роль в воспитании детей оказывала церковь. Во второй четверти XIX века происходит значительное развитие педагогической мысли в области воспитания и обучения детей. При разработке теории первоначального воспитания и обучения детей до 9 лет доучилищная подготовка, дающая подготовку к систематическому обучению в школе. Значительную теоретическую и практическую работу в области улучшения воспитания и обучения малолетних детей проводили педагоги Е.О. Гугель и В.Ф. Одоевский. Я. А. Коменский в области нравственного воспитания имел религиозную основу, его советы звучали призывом воспитывать детей с раннего возраста в стремлении к деятельности, правдивости, мужественности, вежливости, почитании старших. Также К. Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию огромное значение в своей педагогике. На современном этапе развития образования нравственному воспитанию, как составляющему духовное развитие ребенка посвящает Ш. А. Амонашвили.

Русский народ – совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества. Воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущи и свойственны именно той народности, где он живет. И дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

«Существовала некогда пословица, что дети не живут, а жить готовятся, но вряд ли в жизни пригодится тот, кто жить готовясь, в детстве не живет». С. Я. Маршак

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, друзьям  по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. 

В младшем возрасте формирование любви к Родине идёт через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Воспитание начинается с рождения и здесь самое главное не упустить время, найти достойные методы и приёмы, создать благоприятные условия для воспитания, именно, нравственной личности. В период раннего детства формируются те чувства, черты характера, которые незримой ниточкой могут связать ребёнка со своим народом, своей страной и в значительной мере определить жизненный путь. Корни этого влияния — в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от быта, нравов, обычаев, труда людей, среди которых живёт ребёнок. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями маленький ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к своей Родине зарождается в период раннего детства, когда ребёнок особенно восприимчив. Работая с  младшими дошкольниками, мы приобщаем их к устному народному творчеству, рассказывая в процессе деятельности потешки, приговорки, попевки, народные песни. Воспитателям и родителям необходимо постоянно использовать их в своей работе, обращая внимание детей на то, что русский народ отображает в них свою жизнь. С первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку, и этим мы помогаем воспитывать  аккуратность, опрятность, приучать к чистоте, воспитывать у детей желание делиться друг с другом, воспитывать трудолюбие, желание помогать ближнему. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, уже на раннем этапе развития личности в духе патриотизма.

Для дошкольного периода, характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому – то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы российских педагогов в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

  • профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;
  • сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;
  • сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
  • взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;
  • единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

  1.  Народное творчество как основополагающее    

патриотического воспитания

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Для решения этой задачи использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается одна из разновидностей устного народного творчества – сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно – этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли нравственную направленность развивающейся личности.

Также наше устное народное творчество богато малыми формами устного фольклора: пословицами, поговорками, загадками. Через загадки воспитываются у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней, ответственность за поступки. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа «Поговорка-цветочек, пословица- ягодка». Пословицы и поговорки своими краткими изречениями заключают в себе выводы из наблюдений об окружающем. Они учат правилам поведения, моральным нормам. Великий А. С. Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и доступны детскому пониманию, есть книжечки, где ярко в самобытном стиле русского народа раскрыта суть, главная мысль.

При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, но в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей. В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования: профессиональная компетентность, основанная на личностно – ориентированном взаимодействии с ребенком.[5]

 Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно – прикладное искусство. Мы не имеем право, оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели, Каргополя, Борисовских мастеров керамики.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей, но только в художественно – эмоциональной форме. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие.

Исходя из вышеизложенного, в практическом плане  приобщения детей к истокам русской народной культуры мною были определены приоритеты в предполагаемой работе:

  • окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа;
  • использование всех видов фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д.;
  • формирование художественного вкуса дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, которое обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. 

Как можно остаться в стороне от всего этого богатства русского народного творчества, на котором воспитывалось не одно поколение истинных русских патриотов, как можно его заменять чем-то иным. Каждый ребёнок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться результатов в воспитании детей важно не забывать об этом. Необходимо постоянно изучать детей, их внутренний мир, их запросы, замечать происходящие изменения в их развитии. Следует сказать, что возможности патриотического воспитания не реализуются сами по себе, необходима систематическая работа педагогов и родителей. Использованные источники русской народной культуры являются наглядно-действенными, яркими и доступными для детского восприятия. Они в своей сущности отражают жизнь людей прошлого с их обычаями и традициями, показывая нам, как нужно жить и каким быть человеку, чтобы стать полезным своей Родине. И не потерять своей национальной идентичности, потому – что без всего этого любовь к Родине позже не привить, и не воспитать детей в нравственно-патриотическом духе.

В своей работе по ознакомлению детей с историей России, через народное творчество – приоритетной задачей является оставить яркое впечатление у детей, так как это и будет тем зерном, которое потом даст росток любви к Родине. Хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картинки, образы».

В основу этой идеи легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма – реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.
  2. Принцип гуманизации – ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации – создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности – этот принцип реализуется в сотрудничестве с окружающим социумом (семья, библиотеки, музеи и т.д.).
  5. Принцип наглядности – для лучшего усвоения материала народного творчества, который невозможно передать словами, а всю полноту красок возможно увидев только воочию.
  6. Принцип  развивающего обучения – прилагать все средства педагогического мастерства для воспитания творческой личности, способной разрешать нестандартные ситуации и в будущем принести свой результат на благо Родины.

Цель педагогической работы – помочь детям через примеры прошлого прочувствовать первые чувства любви к Родине, её богатой истории, её героям и традициям.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Формировать у детей интерес к истории России, её народным промыслам и устному творчеству.
  2. Развивать и расширять в процессе ознакомления эмоционально – ценностное отношение к Отечеству.
  3. Просвещать родителей через детей, показывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.

В настоящее время единого подхода к определению «нравственного воспитания» не существует. По мнению Р.С. Буре – нравственное воспитание – это «целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм».

С.А. Козлова определяет нравственное воспитание как «целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества».

Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, управляют моральными взаимоотношениями. Любовь к Родине, добросовестный труд на благо общества, коллективизм, взаимопомощь, другие нормы нравственности – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений.

В исследованиях, проведенных учеными В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, А.А. Анциферовой, Н.Ф. Виноградовой, В Г Пушминой и др., воспитание патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в процессе формирования у детей общественных представлений. В их работах большое внимание уделялось формированию положительного отношения детей к различным явлениям нашей социальной действительности и отмечалось, что именно в этой области нравственного воспитания наиболее отчетливо выступает взаимосвязь нравственного и интеллектуального компонентов личности. Наиболее полно такое взаимодействие чувств и сознания было отражено в концепции патриотического воспитания С.А. Козловой. Она основывается на интегрированности патриотического чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую и физическую. Это позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве, включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его проявления. С.А. Козлова показала, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.

Необходимость взаимосвязи нравственного и патриотического воспитания подчеркивали многие исследователи (С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова и др.). Обращение к отеческому наследию, изучение культуры предков, истории народа, его культуры, по их мнению, воспитывает у дошкольников уважение и любовь к родному краю, а также гордость за землю, на которой они живут.

Бесспорно, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  • особенности дошкольного возраста;
  • многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире;
  • отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).


ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Современные средства организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с дошкольниками.

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования нравственно-патриотических качеств важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, о их необходимости и о преимуществах овладения ими.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества.

Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, механизм нравственно – патриотического воспитания можно представить формулой:

(знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)= нравственно-патриотическое качество.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен или заменен другим. Нельзя сформировать нравственное качество личности лишь воспитывая представление о нем, не вызывая положительного отношения к этому качеству и желания овладеть им.

Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста объекта воспитания. Опираться на понимание важности формирования нравственно – патриотических качеств личности у ребенка дошкольного возраста нельзя. Но это не значит, что не пришло время воспитывать его нравственно. Необходимо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Нравственно – патриотическое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

  1. группа художественных средств:
  • художественная литература,
  • изобразительное искусство,
  • музыка,
  • кино,
  • диафильмы

Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

  1. Средством нравственно – патриотического воспитания дошкольников является природа родного края – это группа экологических средств. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
  2. Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
  3. Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений. Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности воспитанника в соответствии с целями воспитания.

В педагогике существует несколько подходов в классификации методов воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников:

  • организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности);
  • формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). К обеим группам методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы в три группы:

  1. методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);
  2. методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);
  3. методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).

Наиболее целесообразна та классификация методов нравственно-патриотического воспитания, которая соответствует его механизму. Эффективный результат методы воспитания дают при определенных условиях:

  • любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающем его прав;
  • метод должен быть реальным, осуществимым, логически завершенным. В нравственно-патриотическом воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;
  • для использования метода должны быть подготовлены условия, средства;
  • метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Иначе метод убеждения может превратиться в назидание и перестанет приносить нужный результат;
  • методы воспитания следует применять тактично, опосредованно. Ребенок недолжен почувствовать, что его воспитывают;
  • при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;
  • проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;
  • применение методов нравственно-патриотического воспитания требует терпимости и терпения. Следует терпеливо повторять уже используемые и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу;
  • преобладающими в нравственно-патриотическом воспитании должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если опираться на осознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет. Положительные поступки взрослых не гарантируют таких же поступков у ребенка; методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

Существуют следующие формы работы, направленные на формирование патриотических чувств:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине – взаимосвязь различных средств, методов и форм воспитания.

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет дать представление ребенку о всей стране. Такую задачу, он сможет решить, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов, тематических презентаций.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей, основная из которых – тематические занятия. Они направлены на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо объединение одной темой нескольких занятий не только по родному языку, но и ознакомление с природой, музыкой, изобразительной деятельностью, ручным трудом.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Например, изучение народных промыслов России может проходить в ходе проведения игры «Магазин сувениров», «Ремёсельная мастерская». Большой интерес вызывают у детей игры – путешествия в прошлое. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Желательны посещения музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе материалов по истории своей семьи, родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций. Формы совместной с родителями деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными:

  • семейные клубы,
  • семейные экскурсии в музеи,
  • осмотры памятников культуры и истории,
  • организация выставок,
  • экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В настоящее время наблюдается усиление интереса людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников:

  • различные формы,
  • методы,
  • приемы работы,
  • организация предметной эвристической среды,
  • специализированная направленность занятий.

Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.


2.2. Анализ предметно – пространственной среды

Для успешной реализации программы в дошкольном учреждении необходимо наличие специально созданной предметно – развивающей среды. Во ФГОС это отражено в п: 2.7 и п: 3.3. Такая среда строится на принципах, разработанных В. А. Петровским, Р. М. Чумичёвой:

  • принцип дистанции;
  • определённой позиции при взаимодействии ребёнка с другими детьми и взрослыми;
  • принцип активности;
  • принцип самостоятельности, предполагающий развитие творчества, фантазии;
  • принцип стабильности и динамичности;
  • принцип индивидуальной комфортности.

С момента начала работы в детском саду уделяла особое внимание обогащению и систематизации всех материалов, созданию предметно – развивающей среды группы с учетом образовательных областей.

Предметно – пространственная среда имеет визуально – условное разделение на зоны:

  • зона общего развития;
  • игровая зона,
  • зона творчества,
  • зона патриотического воспитания;
  • зона познавательно – исследовательская.

Постепенно, зоны группы приводятся в соответствие с требованиями ФГОС:

  • обладают многофункциональными качествами, возможно оперативное изменение среды;
  • являются полифункциональными – имеют возможность изменения среды в зависимости от образовательной ситуации;
  • безопасность среды обеспечивает соответствие требованиям надежности и безопасности использования игрового оборудования.
  • доступность среды предполагает свободный доступ детей к игровым материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности;
  • обеспечивает возможность для различных видов деятельности детей их самовыражению и эмоционального благополучия;
  • имеет отражение наработанной темы «Русское народное творчество», «Великие полководцы страны», поэты и писатели и многое другое.

Таким образом, развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, оздоровления детей, развития их познавательного интереса, воплощения творческих идей.

Взаимодействие с детьми:

Подобрала и систематизировала следующие картотеки:

  • «Великие полководцы России»;
  • «Русские поэты и писатели»;
  • Детские писатели;
  • Росписи России;
  • «Мой город»;
  • «интересные места России»;
  • Современное вооружение России;
  • «Столица России - Москва»;
  • Северная столица;
  • Традиционные костюмы народов России;

Подобрала аудио – материал в соответствии с возрастом детей и выбранной темой:

  • Русские народные сказки;
  • Сказки народов России;
  • Стихи поэтов читаемые артистами театров России;
  • Классические музыкальные произведения;
  • Музыкальные произведения русских классиков;
  • Русские музыкальные инструменты.

Создала уголок девичьего ряженья с атрибутами русского костюма. Подобрала театральные маски для постановки русских – народных сказок.

Подобрала и систематизировала картотеку подвижных игр в группе и на свежем воздухе, физминуток, разминок для пальчиков и глаз.

Разработала и реализовала проекты (фото отчет см. в Приложении):

  • «Урок мужества»;
  • «Спортивная семья» (совместно с педагогом – физического воспитания);
  • «День семьи любви и верности» (совместно с педагогом - психологом);
  • «Зарница»;
  • «Семейный морской бой»;
  • «Военная игра»;
  • «Я юная фото модель» (способствование раскрепощению детей во время фото съемки);
  • Видео ролик «для мамы»
  • Мультфильм по пожарной безопасности «Это каждый должен знать!».

Взаимодействие с родителями:

  • Создание блога группы: http://kindergarden202-9.blogspot.ru/;
  • Анкетирования родителей;
  • Создание информационного стенда;

Проведение совместных мероприятий:

  • Спортивная эстафета: «Спортивная семья»;
  • «Урок мужества»;
  • «День семьи, любви и верности»;
  • «Семейный морской бой»;
  • Создание фильма посвященного 70 – летию со дня победы.
  • Разработала информационные буклеты о необходимости домашнего чтения;

Взаимодействие с педагогами:

  • Для педагогов провела консультацию по теме: «Развитие предметно – пространственной среды по ФГОС»;
  • Создала совместный фильм посвященный 70 – летию со дня победы;
  • Проведение совместных мероприятий направленных на укрепление семейных традиций и приобщение семей групп к здоровому образу жизни.

Таким образом, создано единое образовательное пространство, построенное на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированное на интересы каждого ребенка и его родителей, учитывая социальную ситуацию и способности каждого. Это способствовало осуществлению дифференцированного подхода к детям с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка.


2.3 Анализ результатов деятельности педагога

С целью изучения результатов педагогической работы по овладению детьми нравственных качеств была проведена диагностика в которой использовались следующие методики: «Закончи историю» и «Сюжетные картинки» (Г. А. Урунтаева, Ю. А, Афонькина).

Диагностика нравственного и эмоционального развития.

Данная методика подходит для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности.

Методика «Закончи историю»

Цель. Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1.        У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2.   Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3.   Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4.   Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1   балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2   балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3   балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4   балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

«Сюжетные картинки»

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, которые указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

 1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2  балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3   балла- правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

По результатам диагностики, отмечается повышение нравственного воспитания детей, осознание ими значимости быть знающим правила поведения и этические нормы общества. Также отмечается повышение познавательной мотивации детей во время знакомства с новыми историческими знаниями, получаемыми в ходе различной деятельности.

Глава 3. Проектная часть

  1. Результаты реализации проекта «Я познаю мир» по развитию нравственных качеств

Данная программа разработана на основе программы «Истоки», под общей редакцией Кузьмина И. А.

Научная новизна проекта состоит в том, что:

  • на основе анализа нормативно-правовой базы организации духовно-нравственного  воспитания детей дошкольного возраста ДОУ  разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;
  • разработаны и апробируются критерии оценки результатов и эффективности духовно-нравственного  воспитания в системе работы ДОУ.

Цель программы: Создание условий для духовно ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире. Воспитывать национальную идентичность, через ознакомление с историей и культурой России.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Ознакомление детей с историей и культурой России.
  • Обучение анализировать полученные знания.
  • Расширение представления детей о становлении русского государства в различных эпохах;
  • Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному творчеству русского народа.
  • Совершенствование образной речи дошкольников;

Развивающие:

  • Развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
  • Развитие причинно – следственного мышления.
  • Развитие интереса и любви к художественному слову детей дошкольного возраста, через совершенствование разнообразных форм устной речи.
  • формирование любви к России, родному городу, интереса к прошлому и настоящему Родины;

Воспитательные:

  • формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
  • Воспитание честности, дисциплинированности, умения считаться с другими.

Образовательные области:

  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • социально-коммуникативное развитие.

Возрождение России – это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, т.е., воспитание будущих граждан нашего Отечества, формирование у них высоких духовно-нравственных и патриотических качеств, и национального самосознания. Данная программа призвана поддержать важнейшее для государства и общества направление внутренней политики – воспитание граждан Российской Федерации как сознательных и достойных восприемников отечественной истории и культуры через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе  ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов России. К значимым особенностям образа жизни в Уральском регионе мы относим сознание то, что Урал – это опорный край России. Его история, как и история всей России своеобразна по своему развитию. И приоритетным является передача этих знаний именно детям дошкольного возраста, чтобы они, перейдя на следующую ступень образования, смогли осознавать истинный смысл выражения «быть русским».

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников  являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"  (от 30 декабря 2015 г. № 1493).
  • Устав МАДОУ «Радость».

Программа направлена на создание современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.     

МОДУЛЬ №1

Духовно-нравственное направление.

Цель: воспитание целостной  личности в духовной традиций русского народа, воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольников.

Задачи: — познакомить с традициями русской национальной культуры и самосознания народа; сформировать предпосылки к становлению русского национального характера, зиждущийся на семье, церкви и образе жизни.

Ценности:  нравственный выбор; свобода совести и вероисповедания;  представление о вере, духовной культуре, жизнь и смысл жизни; уважение к родителям; уважение достоинства человека.

Содержание модуля:

  • представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

 Планируемые результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

МОДУЛЬ №2

Патриотическое направление.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье и согражданам.

Задачи: — дать представление об историческом прошлом нашей страны и государства, народов России, как основы Российского патриотизма и гражданственности; — сформировать личность с активной гражданской позицией и четким представлением  о гражданской ответственности  и долге.

Ценности: любовь к России, своему народу, Свердловской области;  служение Отечеству, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Содержание модуля:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Свердловской области и родного города Нижнего Тагила;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, Свердловской области, города Нижнего Тагила;
  • привитие любви к детскому саду, городу, области, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в группе, на общественных мероприятиях, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

  Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

МОДУЛЬ №3

Социальное, личностное направление

Цель: социальная адаптация поколения дошкольников, защита личности от деструктивных влияний, а также приобщение детей к многовековым традициям самовоспитания человека.

Задачи: создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников; развитие Евангелиевской мотивации в выполнении своих обязанностей во всех целевых группах: (дети детского сада, родители, воспитатели); профилактика заблуждений в восприятия основ христианском вероучения.

Ценности: справедливость; милосердие; честь; достоинство; ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших.

Содержание модуля:

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в группе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • милосердное отношение к одиноким людям, старикам,
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных

Планируемые результаты:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

МОДУЛЬ №4

Оздоровительное, экологическое направление:

Цель: воспитание внутренней ответственности, т.е. духовно-нравственной позиции человека, его отношения к себе, окружающим, своей семье, здоровью, болезни и смерти, образу чувств и мыслей, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи: — сформировать у дошкольников  понятие «Здоровье» в христианском мировоззрении, а также ответственность за собственную  жизнь и здоровье;  расширить представления о себе, о своих возможностях;

Ценностижизнь, здоровье, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Содержание модуля:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

 Планируемые результаты:

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
  • Все направления реализуются посредством воспитательных программ:

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

            Каждое из основных направлений начала духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

            В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания,  должно обеспечиваться достижение следующих результатов:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил дошкольник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

• воспитательного эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие дошкольника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности дошкольника, формирование его социальных компетенций и т. д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям дошкольника.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение дошкольниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитателя с детьми группы (непосредственно в самой группе и при проведение дополнительных образовательных программ) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение дошкольниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие дошкольников между собой на уровне коллектива, ДОУ, т. е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение дошкольниками начального опыта самостоятельного  общественного действия, формирование у дошкольника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии ребенок действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, или приглашение гостей в ДОУ, а также в открытой общественной среде (в семье).

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности дошкольников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, социально-ролевых игр;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия дошкольников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни, игре со сверстниками, в семье и т.д.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются дошкольниками и становятся их личностными смыслами.


  1. Перспективное планирование на следующий

межаттестационный период

Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. Именно в этот период осуществляется развитие познания действительности через: восприятие, образное мышление, воображение и другие чувства. У дошкольника формируется представление о доступных его пониманию фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать приобщении детей к культурному и историческому наследию своего народа.

Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста является,  и будет являться первостепенной задачей современной образовательной системы.

Работа в духовно – нравственном и нравственно – патриотическом  воспитании дошкольников должна быть системной и развивать неповторимую индивидуальность личности каждого ребенка, задействовать творческий потенциал всех участников педагогического процесса:

  • Ребенка,
  • Педагога,
  • Родителя.

В связи с повсеместной «технологизацией» и «интелектуализацией» воспитания, все меньше и меньше уделяется внимание воспитанию нравственности. Это влечет за собой ряд весьма серьезных проблем, нарушение социальных и коммуникативных навыков; нарушение понимания семейных устоев, национальной идентичности, восприятие гендерных различий и многое другое.

Благотворное противостояние всей «сухой интеллектуализации»  на современном этапе развития общества, может оказать только ознакомление детей с историей страны, с ее традициями, народным творчеством и героями страны. Только история страны, может зародить в детях на начальном этапе становления личности первичное чувство патриотизма, которое позже при постоянном поддержании и развитии духовно – нравственных и нравственно – патриотических чувств может заложить в ребенке любовь к Родине, привязанность к ней и почитание традиций своего народа и своей семьи.

Для того чтобы, заинтересовать детей историей своего отечества, необходимо расширять методы и средства ознакомления детей с историей России. Самым доступным средством ознакомления является устное народное творчество, одно из направлений - сказка. Также используя современные информационно – коммуникационные технологии создавать познавательные мультфильмы, направленные на ознакомление детей с бытом и традициями прошлого.

Таким образом мы будем приобщать детей сохранять традиции своей страны используя при этом современные технологии во благо.


Перспективный план предстоящей деятельности на следующий межаттестационный период

Срок

Задачи

Предполагаемый результат

2017 - 2018

Изучение и анализ педагогической литературы по данной теме. Изучение технологий

Создание мини библиотеки и фото галереи по разделу «История страны»

2018 – 2019

Подбор оптимальных диагностических методик, направленных на выявление уровня развития эмоционального интеллекта

Подбор инструментария

Каждый год (по плану)

Диагностировать уровень формирования нравственных чувств и знаний об истории страны. Отслеживание результатов диагностики.

Анализ деятельности

Разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности психолого – педагогической работы по теме.

Разработка информационных листов, конспектов совместных мероприятий, консультаций, родительских собраний.

Повышение компетентности педагогов по формированию духовно – нравственных и нравственно – патриотических чувств  дошкольников.

Разработка конспектов, наглядных пособий, совместных занятий.

Посещение КМО, курсов повышения квалификации по теме

2018 – 2019

Продолжать развивать предметно – пространственную среду. Создание новых игр, дидактического материала, пособий, атрибутов. Пополнение кабинетов разными видами театров. Систематизация материалов по возрастам.

Разработка базы данных игр и упражнений, цикла занятий по истории адаптированных для детей разного возраста.

2019 – 2020

Обобщение опыта работы на различных мероприятиях: педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.

Методические рекомендации

Заключение

В современной ситуации сложившейся в России красной нитью проходит тема воспитания детей.  Развитие нравственных качеств детей, включает в себя воспитание у ребенка является одной из приоритетных задач, заложенных во ФГОС ДО. Россия – страна обособленная, со своими богатыми традициями и опытом воспитания, абсолютно отличающимся от другого мира. И нашей задачей стоит такое воспитание детей, которое поможет им приобрести национальную идентичность,  привить любовь к Родине, помочь в умении сознавать и различать добро и зло, в развитии сочувствия и желания стать полезным своей стране.

Проделанная работа за межаттестационный период показала, что в современной практике, существует множество методик и различных педагогических технологий способствующих развитию нравственности и патриотизма. Но без предшествующего опыта, без ознакомления детей с историей страны, мы не сможем вырастить их настоящими патриотами, такими, чтобы им хотелось жить в России, стать ей полезной и самое главное просто любить свою страну.

В соответствии с поставленными задачами были проанализированы теоретические аспекты нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста, через ознакомление с историей русского народного творчества страны.

Предложенная план – программа показала свою актуальность и действенность направленную на формирование нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, через ознакомление с русским народным творчеством.

Но помимо всего перечисленного, одним из самых главных аспектов работы воспитателя остается его взаимодействие не только с детьми, но и родителями, ведь прививая нравственные чувства детям, нам необходимо вести параллельную работу с родителями, чтобы они в домашних условиях показывали собственный пример детям. Потому что даже самые успешные методики нравственно – патриотического воспитания, не дают того, что дает собственный пример родителей и воспитателя.

Работа убедила в том, что возможно сформировать нравственно – патриотические чувства детей, если спроектировать и реализовать систему мероприятий, направленную на принятие и обогащение участниками культурно – исторических ценностей страны, то приобретенный опыт положительно влияет на формирование нравственно – патриотических ценностей дошкольников.


Список литературы

Нормативные документы

Конституция РФ;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"  (от 30 декабря 2015 г. № 1493).

Устав МАДОУ «Радость» д/с № 202.

Методическая литература

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Аргос, 1990. - 213с.

Зиньковская О. М., Шопоняк Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 479-480.

И.А. Зимняя Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.34с.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.; Педагогический словарь М.: Аcademia 2003

Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978.256с.

Нравственное и трудовое воспитание дошкольников // Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей // Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.

Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов // Под. ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2007. - 128 с.

Подласый И. П.,  Программа дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» // Под ред. О. Л. Князевой. - М.: Сфера, 2004.- 86с.

Потаповская О. Воспитание в вопросах и ответах. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержание, методики, новые формы. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста Колпакова Н. // Дошкольное воспитание. - 1999, № 10.

Романенко О. Г., Дорошина Т. В., Григорян К. И. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.

Содержание нравственно-патриотического воспитания в ДОУ. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе // А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.

Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Майкоп, 2004. - 340с.

Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 319 с.

Электронные носители

http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-4107.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия

http://www.moluch.ru/archive/76/12939/

http://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-sredstvami-narodnoy-pedagogiki


Приложение 1

воспитание

нравственность

Патриотизм

Словарь В. Даля

воспитывать,  заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении кормить и одевать до возраста; в высшем знач. научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.

нравственный, противоположный телесному, плотскому: духовный, душевный. 

Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся, к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

 полный любви к отчизне.

Большая Советская

Энциклопедия

 процесс целенаправленною, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни, оно тесно связано с обучением; Вместе с тем воспитат. воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, лит-pa, иск-во, средства массовой информации и пропаганды - печать, радио, телевидение 

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Психолого-педагогический словарь [4]

педагогический компонент социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, ведущее и определяющее начало социализации и приобщения личности к культуре.

1)особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.;

2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные интересы интересам страны, верно служить ей и защищать ее. Но… патриотизм, основанный на противопоставлении своего народа (этноса), своей страны другим народам и странам не является подлинным и сравнительно легко перерастает в национализм и шовинизм.

Википедия

под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание) или изменение личности (перевоспитание).

термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда —этики. при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду

нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей через приобщение к искусству. Из опыта работы школы искусств п. Агалатово

Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Система совершенствования патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей" (26...

Презентация "Нравственное воспитание детей через приобщение их к народной культуре"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их нравственных чувств и развития духовности. Данный опыт направлен на активное приобретение детьми культурного богатства рус...

кукла как средство приобщения к народному творчеству

Кукла как средство приобщения к народному искусству МанюковаО.Н.,МБОУ ДОД «Дом детского творчества»,Корочанский район, Белгородская область  Народная мудрость гласит: «Человек, утративш...

Духовно-нравственное воспитание через кружок устного народного творчества «На завалинке».

В статье рассказывается о работе кружка устного народного творчества.Какие методы и приёмы применяются....

Нравственно-эстетическое воспитание детей через приобщение к русской народной культуре на занятиях декоративно-прикладного творчества

Текст  на районную  конференцию педагогов дополнительного образования «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общност...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...