кукла как средство приобщения к народному творчеству
статья на тему

манюкова ольга николаевна

Кукла как средство приобщения к народному искусству

 

МанюковаО.Н.,

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»,

Корочанский район, Белгородская область

 

 

Народная мудрость гласит: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества». Испокон веков на Руси занимались рукоделием, женщины изготавливали одежду, украшая её вышивкой, игрушки для своих детей, обереги, украшали избы. Народное декоративно-прикладное искусство является частью культуры, раскрывает истоки духовной жизни русского народа, его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, отражает своеобразное историческое развитие. Все это заставляет нас вглядываться в русский быт сравнительно недавнего прошлого, раскрывая для себя всю важность народного искусства, наследовать  и развивать новым современным мировосприятием. Интерес к декоративно-прикладному творчеству возрастает с каждым годом все больше и больше.

Начиная свою работу в дополнительном образовании, я поставила перед собой вопрос, как увлечь  детей народным творчеством, заинтересовать народным искусством. А так как в моём объединении занимаются дети младшего школьного возраста и, в основном, девочки, я решила осуществить эту цель  через изготовление русских народных кукол.

  Мной была разработана образовательная программа с учетом возрастных особенностей, пожеланий и интересов ребят «Русская народная игрушка», которая предполагает обучение детей выполнению кукол в русской народной традиции с учётом православных и народных праздников.

Кукла – это миниатюрная копия человека, которая и создается человеком. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе черты создающего её народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником.

В давние времена на Руси традиционную русскую куклу подразделяли на игровую, обереговую, обрядовую и этнографическую.

Её мастерили девочки по мере взросления. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.  Изготавливали куклы из подручного материала. И всегда это было делом семейным, игрушка готовила ребёнка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.

На Руси кукол и кукольные костюмы шили из домотканины. Когда мастерили кукол, лоскуты тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на изготовление самых красивых кукол. Куклы из нового лоскута  специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела или другому празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

До наших дней дошло много образцов тряпичной куклы: «Крестушка» или крестец; кукла «На палочке»; «Пеленашка»; «Столбушка»; кукла «Закрутка» и т.д.

Каждый образец кукол «рассыпался» на множество вариантов, характерных для той или иной местности. Традиционную русскую куклу подразделяли:

1. по назначению:

а) игровые;

б) обереги и этнографические;

в) обрядовые

2. по способу изготовления:

а) сшивные;

б) не сшивные (закрутка)

3. по социальному  статусу:

а) кукла – крестьянка;

б) кукла – барыня;

в) царская кукла

Традиционная кукла прошла долгий путь от простой нитяной кисточки над колыбелью, до трудоемких и очень красивых современных кукол. И всегда она несла в себе пожелание благополучия, здоровья и любви тому, кто становился её счастливым хозяином.

В игре через куклу, через игрушку, развивается не только воображение, но и мышление переходит на более высокую ступень развития: от наглядно-действенного к наглядно-образному. Игровые куклы относятся к типу образных игрушек, роль которых – стимулировать развитие речевых навыков у детей младшего возраста. А многократное обыгрывание различных ситуаций, знакомых ребенку («кормление куклы», «пора спать», «кукла заболела»), - простой и естественный путь закрепления приобретения жизненного опыта. Игрушка готовила ребенка к самостоятельной жизни, приучая к усердию и терпению.

И в современной жизни функции куклы не изменились. Кукла также актуальна и востребована в игровой деятельности детей. А народная кукла, изготовлением которой мы занимаемся на занятиях объединения «Русская народная игрушка», помимо всего прочего, вызывает у детей большой интерес к русскому народному творчеству.

На своих занятиях я использую чередование видов деятельности, что дает ребёнку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к творческой деятельности.

.Нестандартные, оригинальные приемы и методы работы активизируют учащихся, повышают интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту понимания, запоминания и усвоения учебного материала. Так в процессе обучения я широко использую урок-игру, занятия в мастерских, музейные уроки, уроки-чаепития, уроки-праздники и другие.

         Направляя ребенка к успеху,   предлагаю  новые проблемные ситуации. Например, мы активно участвуем  в районных выставках и областных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству, где не однократно становились победителями.

 Большое внимание в работе уделяю детским идеям, поддерживаю их,  развитию. Выявляя одарённых детей, разрабатываю для них индивидуальные задания, так как им неинтересно работать по образцу. Предоставляю им необходимое пространство свободы для создания образа  заданного с элементами исследования, выбора способов изготовления, самостоятельность творчества. Такое обучение предполагает возможность выбора и собственные пути решения поставленных задач.

Основные принципы моей работы с детьми: создать творческую и дружескую обстановку, похвалить детей за оригинальные идеи, уметь видеть в каждом ребенке только хорошие качества, понять и помочь, не навредить, научить  оценивать свое творчество. Я считаю, что такой подход к работе помогает мне заинтересовать детей  народным искусством. И, с другой стороны, выявить и развить творческие способности,  привить обучающимся потребность в максимальной реализации этих способностей в деятельности, научить самостоятельно принимать  решения, искать новые подходы к реализации проблем.

 

 

 

 

Литература:

  1.  Г.Л. Гарибова «Волшебный мир народной игрушки» Издательство «Воронеж» 1977 год.
  2. В.Б. Касьминская, Н.Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей» М. «Просвещение» 1981 год.
  3. Дополнительное образование  2012 №4 . с. 35-38.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_microsoft_office_word.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Кукла как средство приобщения к народному искусству

МанюковаО.Н.,

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»,

Корочанский район, Белгородская область

Народная мудрость гласит: «Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества». Испокон веков на Руси занимались рукоделием, женщины изготавливали одежду, украшая её вышивкой, игрушки для своих детей, обереги, украшали избы. Народное декоративно-прикладное искусство является частью культуры, раскрывает истоки духовной жизни русского народа, его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, отражает своеобразное историческое развитие. Все это заставляет нас вглядываться в русский быт сравнительно недавнего прошлого, раскрывая для себя всю важность народного искусства, наследовать  и развивать новым современным мировосприятием. Интерес к декоративно-прикладному творчеству возрастает с каждым годом все больше и больше.

Начиная свою работу в дополнительном образовании, я поставила перед собой вопрос, как увлечь  детей народным творчеством, заинтересовать народным искусством. А так как в моём объединении занимаются дети младшего школьного возраста и, в основном, девочки, я решила осуществить эту цель  через изготовление русских народных кукол.

  Мной была разработана образовательная программа с учетом возрастных особенностей, пожеланий и интересов ребят «Русская народная игрушка», которая предполагает обучение детей выполнению кукол в русской народной традиции с учётом православных и народных праздников.

Кукла – это миниатюрная копия человека, которая и создается человеком. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе черты создающего её народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. Всюду, где селился человек, кукла была его неизменным спутником.

В давние времена на Руси традиционную русскую куклу подразделяли на игровую, обереговую, обрядовую и этнографическую.

Её мастерили девочки по мере взросления. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.  Изготавливали куклы из подручного материала. И всегда это было делом семейным, игрушка готовила ребёнка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.

На Руси кукол и кукольные костюмы шили из домотканины. Когда мастерили кукол, лоскуты тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на изготовление самых красивых кукол. Куклы из нового лоскута  специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела или другому празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

До наших дней дошло много образцов тряпичной куклы: «Крестушка» или крестец; кукла «На палочке»; «Пеленашка»; «Столбушка»; кукла «Закрутка» и т.д.

Каждый образец кукол «рассыпался» на множество вариантов, характерных для той или иной местности. Традиционную русскую куклу подразделяли:

1. по назначению:

а) игровые;

б) обереги и этнографические;

в) обрядовые

2. по способу изготовления:

а) сшивные;

б) не сшивные (закрутка)

3. по социальному  статусу:

а) кукла – крестьянка;

б) кукла – барыня;

в) царская кукла

Традиционная кукла прошла долгий путь от простой нитяной кисточки над колыбелью, до трудоемких и очень красивых современных кукол. И всегда она несла в себе пожелание благополучия, здоровья и любви тому, кто становился её счастливым хозяином.

В игре через куклу, через игрушку, развивается не только воображение, но и мышление переходит на более высокую ступень развития: от наглядно-действенного к наглядно-образному. Игровые куклы относятся к типу образных игрушек, роль которых – стимулировать развитие речевых навыков у детей младшего возраста. А многократное обыгрывание различных ситуаций, знакомых ребенку («кормление куклы», «пора спать», «кукла заболела»), - простой и естественный путь закрепления приобретения жизненного опыта. Игрушка готовила ребенка к самостоятельной жизни, приучая к усердию и терпению.

И в современной жизни функции куклы не изменились. Кукла также актуальна и востребована в игровой деятельности детей. А народная кукла, изготовлением которой мы занимаемся на занятиях объединения «Русская народная игрушка», помимо всего прочего, вызывает у детей большой интерес к русскому народному творчеству.

На своих занятиях я использую чередование видов деятельности, что дает ребёнку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к творческой деятельности.

.Нестандартные, оригинальные приемы и методы работы активизируют учащихся, повышают интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту понимания, запоминания и усвоения учебного материала. Так в процессе обучения я широко использую урок-игру, занятия в мастерских, музейные уроки, уроки-чаепития, уроки-праздники и другие.

           Направляя ребенка к успеху,   предлагаю  новые проблемные ситуации. Например, мы активно участвуем  в районных выставках и областных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству, где не однократно становились победителями.

 Большое внимание в работе уделяю детским идеям, поддерживаю их,  развитию. Выявляя одарённых детей, разрабатываю для них индивидуальные задания, так как им неинтересно работать по образцу. Предоставляю им необходимое пространство свободы для создания образа  заданного с элементами исследования, выбора способов изготовления, самостоятельность творчества. Такое обучение предполагает возможность выбора и собственные пути решения поставленных задач.

Основные принципы моей работы с детьми: создать творческую и дружескую обстановку, похвалить детей за оригинальные идеи, уметь видеть в каждом ребенке только хорошие качества, понять и помочь, не навредить, научить  оценивать свое творчество. Я считаю, что такой подход к работе помогает мне заинтересовать детей  народным искусством. И, с другой стороны, выявить и развить творческие способности,  привить обучающимся потребность в максимальной реализации этих способностей в деятельности, научить самостоятельно принимать  решения, искать новые подходы к реализации проблем.

Литература:

  1.  Г.Л. Гарибова «Волшебный мир народной игрушки» Издательство «Воронеж» 1977 год.
  2. В.Б. Касьминская, Н.Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей» М. «Просвещение» 1981 год.
  3. Дополнительное образование  2012 №4 . с. 35-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"

Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

аттестационный материал по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народному творчеству».

В работе отражена теоретическая и практическая сторона вопроса о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через приобщение к народному творчеству. Не секрет, что современная Россия прео...

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей по средствам приобщения их к русской народной кукле»

Методическая разработка«Развитие познавательной активности детей по средствам  приобщения их к русской народной кукле»...