Главные вкладки

    Гражданско-патриотическое воспитание детей через работу в школьном музее.
    статья по теме

    Балабина Людмила Ивановна

    В этой статье можно найти материал о том, как ребята БОУ города Омска "СОШ № 130" работают в школьном музее, чем занимаются. Как эта работа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patriot_vosp_ch-z_muzey_ttt.docx26.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гражданско-патриотическое воспитание детей

     через работу в школьном музее

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача,  особенно актуальная сегодня,  и   не может быть  успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.  Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – естественные чувства человека. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества,  ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.  Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

                      Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов - значит своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В этом и заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.

                     Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе, как и в других  образовательных учреждениях,  можно определить следующие: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое.  В нашем школе неплохо поставлена работа по патриотическому воспитанию через музей.

    С именем Дмитрия Михайловича Карбышева непосредственно связано создание  зала Боевой славы в нашей школе.

    Школа №130 была открыта в 1964 году, и в этом же году учащиеся 5-го класса под руководством классного руководителя Родионовой Зои Владимировны начали знакомиться с жизнью и деятельностью нашего земляка Д.М. Карбышева. Стали собирать материал о нём и его подвиге.

    Так в нашей школе началась поисковая работа под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», а пионерская дружина школы стала носить имя Д.М. Карбышева.  Цели и задачи  работы музея:

    - воспитание патриотизма, уважение к подвигу русского народа;

    - расширение кругозора учащихся, получение дополнительных знаний об истории русского народа;

    - ознакомить учащихся с возникновением и деятельностью карбышевского движения;

    - ознакомить учащихся с основными событиями жизни Д.М. Карбышева, его подвигом;

     - показать организацию  движения юных карбышевцев на примере подвига Д.М. Карбышева.

     В  январские каникулы 1965-66 учебного года нашу школу пригласили на I слёт карбышевцев, который проходил в столице нашей Родины, городе-герое Москве. На этом слёте делегация нашей школы установила первые связи с пионерскими дружинами имени Д.М. Карбышева из разных городов страны.

    Завязалась переписка, и полетели письма со всех уголков страны в нашу школу. Все эти письма, телеграммы, открытки до сих пор хранятся в нашем музее.

    Учащиеся нашей школы были участниками десяти слётов. Три из них проходили в нашем городе. Это V слёт в 1971 году, XIII слёт в 1990 году и 21 слёт в 2008 году. В нашем музее собраны  материалы о Д.М. Карбышеве и карбышевском движении: дневники слётов карбышевцев и переписка с участниками карбышевского движения.

    В музее собран богатый материал о 362 стрелковой дивизии, о наших земляках воинах – омичах. Также есть материал о Герое Советского Союза Бенеше Николае Алексеевиче. Есть вырезки из газеты «Омская правда» от 12 ноября 1965 года, где напечатан очерк «Сыновья». Этот очерк посвящён памяти Николая Алексеевича. А в украинской газете «Перемога» напечатана статья «В гостях друг героя». В этой статье Василий Николаевич Секретарук, фронтовик и друг Николая Алексеевича, накануне  Дня Победы рассказывает о нашем герое. Собирать материал о Николае очень помогла его мама, Анисия Андреевна. В музее есть копии писем с фронта Николая к маме, письмо друга к  Анисии Андреевне, которое было написано уже после гибели Николая Алексеевича. Есть копия переписки наших учеников с его мамой. Весь материал находится у нас в музее, на экскурсиях  мы рассказываем о жизни Николая Алексеевича, который прожил очень мало и погиб, защищая Родину. Этим темам посвящены выставки в музее.

     Важная особенность  музейных  выставок - участие в их создании детей. Ученики  вносят свой посильный вклад в работу музейных выставок и осознают свою личную причастность к сохранению истории. Актив музея, работая над пополнением фондов, ведёт обширную работу. В 2010 году ребята 7 класса приняли участие в городском конкурсе «Лучший экскурсовод» и стали лауреатами.

    В городе Омске, в Кадетском корпусе, проходили первый и второй Областные слёты юных карбышевцев. На слётах присутствовали делегаты нашей школы и в своих выступлениях делились опытом работы в музее.

     В июне этого года ребята 9 класса, делегация школы, ездили на 23 Слёт карбышевцев в город Тюмень. К Слёту готовились очень серьёзно: приготовили презентацию на тему «Моя малая Родина» и приняли участие в данном конкурсе, оформили книгу о Слётах карбышевцев, которые проходили в городе Омске, сочинили гимн юных карбышевцев. Вернувшись из поездки, ребята рассказали о новых музейных проектах, о выставках, о военных играх, в которых принимали участие. Также в этом году ребята из нашей школы были приглашены в музей Боевой Славы на встречу с экскурсоводами из других школ и районов. Там они посетили различные выставочные экспозиции, рассказывали о работе школьного музея.  

            

                     Таким образом, у ребят нашей школы  есть возможность  знакомиться с интересными и неординарными выставками,  принимать  участие в  мастер-классах, прослушивать  музейные лекции   и при этом быть    не только  пассивными зрителями, но и активными участниками музейных проектов.

     Известно, что  в ходе посещения выставочных экспозиций     формируется эстетическая  культура  каждого ребенка. Посещая  выставки,    школьники  открывают в себе способность к полноценному восприятию  и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, что  способствует  выработке системы художественных представлений, взглядов и убеждений,   обеспечивает удовлетворение от того, что является,  действительно, эстетически ценным, а это для ребят  является очень весомым аргументом.

    В стенах музея в школе проводятся классные часы, презентации в карбышевские дни, ко Дню Защитника Отечества. Ребята старших классов проводят экскурсии по музею для младших школьников и гостей.

    Стали уже традиционными встречи – «Уроки мужества»  с ветеранами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане и боевых действий в Чечне. Ведь не секрет, что огромную силу воздействия на молодое поколение имеет пример взрослых и живой разговор с участниками того или иного события. В ходе бесед ребята знакомятся  с трудовыми и фронтовыми подвигами героев, проживающих  в городе Омске. Дети  узнают такие понятия, как  долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.    С  учениками регулярно проводятся беседы, направленные  на формирование гражданской позиции, ответственности, сострадания и человеколюбия.  Мы стараемся воспитать подрастающее поколение на примерах мужества и героизма, проявленные советским народом в годы Великой Отечественной войны, на примерах жизни людей, живущих рядом с нами. 

                      Силами педагогов и учеников нашей школы была подготовлена и проведена в стенах музея  литературно-музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам», посвященная 67-летию со дня Победы над фашистской Германией.  На праздничную программу   были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Из беседы с ветеранами ребята  узнали много интересного о жизни детей в суровые военные годы, об их  «взрослых» подвигах. В благодарность за  мирное небо над головой ребята пели для ветеранов песни военных лет и проникновенно читали стихи, а после праздника   познакомили  гостей с выставкой рисунков ко Дню Победы и сфотографировались на память о великом празднике.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Статья посвящена воспитанию гражданско-патриотической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках коррекционной школы-интернат VIII вида....

    Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»

    Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»...

    Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

    В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

    «Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

    Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....

    Выступление на педвыставке с опытом работы развития духовно-нравственного воспитания детей через ОПК "Воспитание добродетелей"

    Рецензия      Лепяхова Анна Николаевна является учителем ОПК в 5-8-х классах МБОУСОШ №3. Учителем было подготовлено выступление по теме «Воспитание добродетелей – ...

    Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

    Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

    Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «Судьба»

    Развитие творческих способностей учащихся через творческую работу в школьном музее «СУДЬБА»...