Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»
статья на тему

Федорова Юлия Владимировна

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей

через работу в школьном музее «Судьба»

Н.В.Мухина, педагог-организатор, учитель информатики ГБСКОУ школы (VII вида) №5 Центрального района Санкт-Петербурга.

Ю.В.Федорова,  учитель музыки  ГБСКОУ школы(VII вида) №5 Центрального района Санкт-Петербурга.

Историческое значение каждого русского человека  измеряется его заслугами Родине, его человеческое  достоинство – силой его патриотизма.  

                                                                   Н.Г.Чернышевский.

Одним из ведущих направлений работы нашей школы является формирование  нравственности,  духовности, патриотизма через работу школьного музея «Судьба».

В нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития), у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти и внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, имеются нарушения речи, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

 Обучение детей в школе проводится по программам основного общего образования, адаптированным с учетом особенностей детей.

В нашу школу поступают дети не только в начальные классы, как того требует положение о специальных коррекционных школах VII вида, но жизнь заставляет принимать в школу дезадаптированных детей с низкой мотивацией учебной деятельности в средние и старшие классы из массовых школ, где их переводили из класса в класс, не давая знаний по программе, детей из неблагополучных семей, которые «бегали» вместо посещения школы, или вообще не обучались в школе по семейным обстоятельствам.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине и Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.

Стремительно развивается общественная жизнь, происходят изменения в общественном сознании. Однако неизменным остается одно – общечеловеческие ценности.

На современном этапе развития образования одной из актуальных задач социальных институтов образования остается формирование у подрастающего поколения гражданского самосознания и самоидентичности.

В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Прекрасное дополнение находим у Н.А. Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь». Поскольку в обоих случаях ключевым является слово «любовь», поэтому мы говорим о патриотизме, как о чувстве. Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?».

В наше время одним из многочисленных факторов разрушения нравственных идеалов и духовного облика подрастающего поколения становится обеднение опыта эмоционально-чувственных переживаний. В связи с этим, актуальной задачей педагогики является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина.

Благоприятной основой для становления патриотического чувства может выступить формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и других стран мира в процессе нравственно-эстетического воспитания при освоении предметов гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное искусство.

Информация, полученная в результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком  на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Детский возраст является наиболее благоприятным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Именно в детстве и юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды.

Одним из ведущих направлений нашей работы является формирование  нравственности,  духовности, патриотизма через работу школьного музея «Судьба».

Музей открылся 27 января 1997 года в Международный день памяти жертв фашизма.

Цель создания музея – воспитание личности детей, развитие их нравственных качеств, таких как сострадание, сочувствие, сопереживание. Дети, общаясь с пожилыми людьми, слушая их рассказы о тяжёлом детстве и видя, что эти люди смогли выжить, выстоять в тех нечеловеческих условиях, не потерять человеческого достоинства и желания быть нужным обществу, глубже проникаются смыслом нравственной, гражданской и патриотической позиции, приобретают опыт общения со старшим поколением.

На сегодняшний день в музее существует несколько экспозиций:

  • «Убитое детство», посвященная малолетним узникам концлагерей фашизма;
  • «Вещи, пережившие войну», посвященная жителям блокадного Ленинграда;
  • «АПЛ К-19», посвященная подвигу первого экипажа АПЛ К-19 и Борису Корчилову, инженеру-лейтенанту, геройски погибшему во время ликвидации аварии атомного реактора в июле 1961 года, учившемуся в здании нашей школы;
  • «Герои нашего времени», посвященная воинам-интернационалистам, выполнявшим свой долг за пределами Родины.

Для многих ребят школьный музей стал школой доброты, а рассказы о судьбах бывших узников концлагерей, моряков-подводников, жителей блокадного Ленинграда и воинах, исполнявших интернациональный долг, стали примерами героизма простых людей в военное и мирное время.

 В рамках музейной работы проводятся торжественные мероприятия, праздничные концерты, посвященные знаменательным датам, экскурсии, встречи с ветеранами.

С подготовленными в их ходе номерами учащиеся принимают участие в митингах, конкурсах патриотической песни, концертах в домах ветеранов, военной части г. Кронштадта, хосписе.

Работа  над  любым  делом  строится  на принципах открытости и доступности.

Всем желающим всегда находится посильная роль, никому никогда не отказывается в участии.

 Проведение любого творческого дела всегда заканчивается рефлексией: сначала мы даем возможность поделиться участникам между собой своими успехами и радостью от выполненной своей,  даже маленькой, в понимании взрослого, роли. А затем выясняются и отрабатываются сложные моменты, общее мнение о проведенном мероприятии, желания и цели на будущее.

Опыт показывает, что гораздо продуктивнее работать с теми, у кого есть желание, а не принудительным методом; к сожалению, по разным причинам, процент активных детей не очень высок. Но в любом коллективе есть инициативные ребята, заводилы, которые и становятся инициаторами и организаторами уже ставших традиционными мероприятий.

Повысить интерес ребят при подготовке к мероприятиям помогают специально подобранные стихи, песни, живописные полотна, фрагменты кинофильмов, посвященные Родине, Отечеству, способные вызвать светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Тем самым мы стараемся компенсировать недостаточность жизненного опыта учащихся, расширить их кругозор, выработать чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.

Общешкольные музейные мероприятия, объединяют все виды искусств, вызывают у учащихся эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов, имеют большое значение в формировании интересов детей и развития их творческой активности.

Учитывая особенности наших детей, музыкальная деятельность является одной из ведущих при подготовке к праздникам и мероприятиям, проводимым в ходе музейной работы.

Очень мало наших  воспитанников имеют от природы хорошие вокальные данные, развитый музыкальный слух, чувство ритма и чистоту интонации. И все же они есть! Таких детей мы привлекаем в первую очередь для участия в различных мероприятиях. Но специфической чертой коррекционных школ является то, что на празднике должны выступать не только талантливые дети, имеющие музыкальный слух, голос, чувство метроритма, но и те дети, которые не обладают всеми этими качествами.  В своей работе мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок проявил себя, пусть это будет совсем незначительный эпизод, краткая роль, одно прочитанное четверостишье, но чтобы каждый, на какое - то время оказался  в центре внимания, почувствовал себя причастным к общему делу.

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Оно способствует формированию у воспитанников коррекционных учреждений эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, и чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.

Мы стараемся, чтобы каждое мероприятие вошло в жизнь учащегося ярким событием и осталось в памяти ребенка надолго, потому что именно из него он вынесет любимую на всю жизнь песню, свое первое выступление.

В дни концертов и выступлений дети оказываются в совершенно других условиях социума. Они встречаются с учащимися других школ, смотрят, как ведут себя другие дети, стараются им подражать, с интересом наблюдают за всем происходящим.

Мы стремимся к тому, чтобы наши дети поняли, что они становятся частью общества, выступая на большой сцене, наравне со всеми. Это способствует их самоутверждению, самовыражению, успеху, который побуждает их к самосовершенствованию.

Участие наших воспитанников в работе музея способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Праздник в школе – это радость, это торжество, веселье, которое разделяют и взрослые и дети.

Атмосфера прекрасного на праздниках рождает у учащихся желание повседневного общения с музыкой, воспитывает тонкий художественный вкус, вызывает положительные эмоции.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу над данной темой, используя современные инновационные технологии, вовлекая в свою работу как можно большее число учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «Судьба»

Развитие творческих способностей учащихся через творческую работу в школьном музее «СУДЬБА»...