"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)
методическая разработка по теме

Сульдина Эльмира Амуровна

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует игрушка, сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.        Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям

Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в студии.  Поэтому соединение моей студии и сказки гармонично и оправдано.

        Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует.

   Я думаю, что моя студия – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности красок – благодатная почва для творчества, желающим найти  занятие по вкусу. Глядя на сказочные персонажи, мы можем изготовить мягкие игрушки, единично с природой, такие как например: Заяц или Стрекоза.  Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт, и многое другое входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним  в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства, формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

                        

                  Основная задача – помочь детям самим ориентироваться в жизненных ситуациях и делать свой выбор. Научить реализовывать свои фантазии, утверждается в своих позициях, отстаивать их и помочь ребенку узнать самого себя, заявить о себе, поверить в свои способности.

Я, свою работу, начинала с историей происхождения игрушки, со  знакомства с видами швов и подбора тканей. На этапе работы с обучающимися,   при обучении «Мягкой игрушкой», самые простейшие игрушки это шариковые   игрушки. Можно не только подержать готовые образцы   в руках, рассмотреть, поиграть с ними, задавая вопросы детям (например, вспомните сказки,  в которых эти игрушки  можно использовать для постановки), я  предлагаю  кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища. Отмечу, что можно не только слово в слово рассказать сказку, но и придумать сказку на новый лад. И, этот прием использую для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаюсь "разбудить" детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания. Мне кажется, только после этого ребенок может изготовить свою игрушку, такую, какую он себе нафантазирует. Я, предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем работу.

Учащиеся, могут изготовить свою работу по образцу, но так же применить свое воображение, например у меня был случай, мы на занятии сшили шариковую игрушку «Медвежонок» Естественно, у каждого обучающегося  игрушка  получается  не похожая на другую. В конце нашего занятия мы рассматриваем работы всех обучающихся. Вот тут мы заметили. Что у одного медвежонка мордочка получилась, например веселая, а у другого грустная. Вот где можно узнать какое настроение было сегодня у того или иного учащегося при изготовлении этой игрушки. Ведь при изготовлении они применяют не только свое творчество но и воображение. Затем спрашиваю: "Какой мишка больше понравился, Танин или Варин? Чем понравился?". Ответы ребят отличаются разнообразием: "У Тани получился, сердитый медвежонок будто вот-вот зарычит, как настоящий медведь", "Варин,  мишка добрый, веселый из сказки «Три медведя», он похож на маленького Мишутку. Этот прием способствует, самостоятельности их мышления, развивает умение выражать свою точку зрения, тогда ребенок сможет проявить свою фантазию и творчество, когда почувствует уважительное отношение к себе и своим способностям со стороны других: взрослых и ровесников, дает возможность поверить в свои силы. Так же, при  изготовлении игрушек из носочков, игрушек сувениров, игрушек – подушек. Панно.  Якутские сказки и легенды применяются мной для успешного  развития  творческих  способностей, где ребенку  предоставляется большая свобода  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

            Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
Предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть способы успешного развития творческих способностей. 
Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться.
            Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству проявлять со­чувствие   его неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.
            Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
            Воспитание творческих способностей детей, будет эффективным лишь в том  случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко­торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже­ние конечной цели. 
            Педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор­ческих способностей как творческое мышление и воображение в школьном возрасте.

 

 

 

Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует игрушка, сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.

        Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям.

Воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в студии.  Поэтому соединение моей студии и сказки гармонично и оправдано.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moydodyr.docx224.89 КБ

Предварительный просмотр:

P1010115.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «СУДЬБА»...

Развитие творческих способностей детей через работу в школьном музее «Судьба»

Развитие творческих способностей учащихся через творческую работу в школьном музее «СУДЬБА»...

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)

laquo;Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)/ публикация статьи в сборнике публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "...