«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)
статья

Степанова Елена Михайловна

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)/ публикация статьи в сборнике публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "Панорама педагогических идей" в рамках Творческого АРт-марафона "От идеи до воплощения", посвященного Году педагога и неставника в России

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_ovz.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ»

(из опыта работы)

Степанова Елена Михайловна,

Трунова Наталья Васильевна,

Хазырова Фатима Валиулловна,

Ульбаева Гайша Валиулловна

преподаватели МБОУ ДО «ДХШ»

В условиях серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема интеграции детей-инвалидов в социум становится особенно актуальной. Исследователи отмечают, что эта социальная категория маленьких граждан оказывается наиболее уязвимой в процессе реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.   В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Одним из направлений деятельности по реализации государственной политики в муниципальной системе образования в области социально-правовой защиты детей является реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во ФГОС ДО представлено пять направлений развития и образования детей (образовательными областями) через которые должно обеспечиваться развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одна из образовательных областей («Художественно-эстетическое развитие»), предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности и включает в себя изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность, в свою очередь, имеет немаловажное значение для всестороннего развития ребенка, принося положительные эмоции, позволяет развивать   творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.

В образовательный процесс МБОУ ДО «Детская художественная школа»  кроме занятий изобразительного направления включены занятия по анимации, которые проходят в двух мастерских студии «ТаЁЖкина». 

Мультипликация в образовательном процессе - это новый универсальный многогранный способ развития ребёнка в современном визуальном и информационном насыщенном мире. В коррекционной педагогике – новое направление в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии коммуникативных навыков.  За время создания фильма ребёнок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера, то есть, знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой информации.

Работа с детьми ОВЗ в художественной школе ведется не один год. Каждый год преподаватели проводят в КОУ "Мегионская школа для обучающихся с ОВЗ" мастер-классы по изготовлению новогодних открыток и сувениров.  

Для детей с особенностями развития очень важна социализация, общение, смена деятельности, расширение кругозора. Поэтому, кроме мастер-классов на территории КОУ "Мегионская школа для обучающихся с ОВЗ. мы несколько лет практикуем проведение различных мастер-классов с детьми ОВЗ в стенах художественной  школы, приглашая их с родителями, воспитателями детского сада, преподавателями.

        Одним из направлений    работы с «особенными» детьми является создание фестивального фильма на мастер-классе, который проходит в рамках Открытого городского фестиваля-конкурса  детского анимационного кино «ТаЁЖкины сказки». Тема фильма созвучна теме фестиваля. В мастерских анимации студии «Та»Жкина» в течение часа дети знакомятся с различными техниками: рисуют, лепят, создают из предметов героев фильма. Ребята учатся снимать на мультипликационном станке маленькие этюды, которые мы (преподаватели) в дальнейшем монтируем в единый видео фильм. В работе с детьми на мастер-классе нам помогают: родители, воспитатели.  Пока преподаватели работают с детьми непосредственно над созданием анимационного ролика (изготовление декораций, рисование или лепка фигур, фотографирование и т.д.), тьюторы   в процессе занятия уделяют внимание каждому ребенку, откликаются на вызванные в процессе творчества эмоции, поддерживают в нужный момент.

      Готовый продукт, фильм, принимает участие в конкурсе фильмов фестиваля «ТаЁЖкины сказки», в  мероприятии закрытия фестиваля во Дворце искусств.

        Кроме работы на фестивале «ТаЁЖкины сказки» мы проводим занятия по рисованию и анимации для детей ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении в общеобразовательной школе.

     Цикл занятий строится от постановки творческой задачи до достижения творческого результата и делится на этапы создания фильма.  Сначала это фильмы-этюды, затем сюжетные мультфильмы.

Этапы работы над фильмом:

-Выбор или создание сценария (мини-стихотворение, сказка, драматургический этюд);
- Создание образов персонажей фильма,

-Создание фона или пространства, в котором действуют персонажи;

- Поиск и подготовка  звукового оформления, шумов, запись текста…

 -Съемка сцен фильма. Работа аниматора, приводящего в движение героя и оператора, производящего съемку кадра.

- Монтаж фильма осуществляется преподавателем.

          Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с различными техниками анимации:

-Рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения персонажей;
-Предметная (или кукольная) анимация, суть которой - в оживлении объемных предметов;
-Пластилиновая анимация;

-Песочная анимация;

-Рисунок на сыпучей поверхности: используются песок, крупа, подкрашенное зерно, сахарный песок, кофе, и т.д.

   В работе с детьми в основном используется техника стоп-моушен, которая позволяет сделать «героями» мультфильма все что угодно: предметы из школьного портфеля, камни, листья и шишки, найденные на улице, любимые игрушки, принесенные из дома и даже самих юных аниматоров – т.е. фигуры людей.  
     Все занятия соответствуют  уровню возрастных, интеллектуальных и двигательных возможностей детей и проводятся только в игровой форме, так как игровая деятельность в работе с детьми такой категории является приоритетной.
При организации занятий акцент делается на частой смене деятельности и использовании здоровьесберегающих технологий.

      Детям ОВЗ свойственны: рассеянное внимание, переключение на посторонние факторы, быстрая утомляемость. Поэтому в обучении рисованию им  наиболее интересны нетрадиционные техники рисования, позволяют создавать очень выразительные художественные образы. Это: оттиск поролоном, осенним листочком или другим предметом, тычёк жёсткой полусухой кистью или ватной палочкой. Детям интересны такие техники как: клякслграфия, каракулеграфия, монотипия, восковые мелки и акварель, рисование солью, граттаж, ниткография, пластилинография, рисование мыльными пузырями и т.д.    Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

Использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. Это огромная возможность для детей с ОВЗ думать, пробовать, искать, экспериментировать. На уроках рисования Малинский Кирилл и Лесюк Макар с интересом учатся  работать разными материалами.   Рисунки приняли участие и стали победителями в разных школьных выставках: «Моя мама», «Победный май», «В единстве наша сила». Они стали победителем II зонального открытого интернет-конкурса «Талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов «Творчество для души».  https://vk.com/album-187412516_292087813

 Кроме рисования ребята с удовольствием учится придумывать  и создавать свои фильмы.  

Для работы с «особенными детьми» требуется специальная подготовка.

КУРСЫ

       Съемка мультфильма для детей - это увлекательное занятие, игра. Знания, приобретаемые детьми в ходе создания мультфильма, становятся их достижением, их личным опытом опыт; дети сами находят ответы на вопросы, развивают творческие способности, коммуникативные навыки. Ребенок передвигает персонажи, наделяя их душевными качествами, перевоплощается в них, становится участником этого действия, вносит элементы импровизации, это придает особую оригинальность работе.

  1. Фестивальные фильмы

«Торт для ёжика»

https://vk.com/video-210233552_456239169

Автор фильма - Арсен Меджидов ребенок-бабочка . Возраст - 10 лет

Преподаватели: Хазырова Фалима Валиулловна, Трунова Наталья Васильевна, Степанова Елена Михайловна.

Мама Арсена – Жасмин Меджижова.

«Зажги синим»

https://vk.com/video-210233552_456239168

Авторы фильма:

Воспитанники детского сада МАДОУ №10 «Золотая рыбка». Возраст – 7 лет

Максим. Атаханов Эмирлан, Марк, Розов Ратмир, Герасимов Алеша.

Преподаватели:

Заступаева Елена Владимировна, Степанова Елена Михайловна, Трунова Наталья Васильевна, Хазырова Фатима Валиулловна.

Воспитатели-тьюторы:

Кунафина Елена Михайловна, Михайлова Елена Николаевна, Педченко Ольга Александровна, Сорока Марина Валерьевна, Фатхутдинова Галия Равильевна.

 

«Потому что это – мама»

https://vk.com/video-154895266_456240107

Авторы фильма:

Воспитанники детского сада МАДОУ №10 «Золотая рыбка». Возраст – 6-7 лет

Лесюк Макар, Розов Ратмир, Герасимов Алеша, Саяхов Илья, Атаханов Эмирлан, Трушников Костя.

Воспитатели-тьюторы:

Кунафина Елена Михайловна, Михайлова Елена Николаевна, Педченко Ольга Александровна, Сорока Марина Валерьевна

Арсен Меджидов ребенок-бабочка. Возраст - 10 лет

Мама Арсена – Жасмин Меджидова.

Чванов Матвей – 6 лет

Разин Саша – 5 лет

Мамы – Анжела и Светлана

Малинский Кирилл. Возраст – 10 лет.

Преподаватели:

Степанова Елена Михайловна, Трунова Наталья Васильевна, Хазырова Фатима Валиулловна, Ульбаева Гайша Валиулловна.

  1. «В гостях у Ёжика»

Фильм снят на мастер-классе в МАДОУ ДС№8 «Белоснежка»

 https://vk.com/video-210233552_456239159

Авторы фильма – воспитанники группы «В» компенсирующей направленности для детей ТНР. Возраст - 6-7 лет.

Горняк Даниил, Сорокина Валерия, Русакова София, Набиева Есения, Габдрахманова Юлия, Беликов Иван, Карпук Артем

Воспитатели: Ишьярова Розалия Галгатовна, Улаева Татьяна Николаевна.

Преподаватели: Хазырова Фатима Валиулловна, Ульбаева Гайша Валиулловна.

3. Фильмы Малинского Кирилла. Возраст-10 лет

«Встреча»

https://vk.com/video-210233552_456239156

Преподаватель: Хазырова Фатима Валиулловна

«Истории Кирилла»

https://vk.com/video-210233552_456239157

                             Преподаватель: Хазырова Фатима Валиулловна

«Хитрые Зайцы»

https://vk.com/video-154895266_456240100

Преподаватель: Степанова Елена Михайловна

«Танец дружбы»

https://vk.com/video-154895266_456240098

Преподаватель: Степанова Елена Михайловна

4. Фильмы Лесюк Макара. Возраст-7 лет

 

 «Листик-листопад»

https://vk.com/video-154895266_456240097 

Преподаватель: Степанова Елена Михайловна

«Рождество»

https://vk.com/video-154895266_456240101?t=14s

 Преподаватель: Степанова Елена Михайловна

«Рыбка»

https://vk.com/video-210233552_456239166

Преподаватель: Степанова Елена Михайловна

«Неизведанный космос»

Авторы:

Малинский Кирилл (10 лет), Лесюк Кирилл (7 лет)

https://vk.com/video-210233552_456239167

Преподаватель: Степанова Елена Михайловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:

Работа по теме самообразования:  « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Обобщение опыта по теме «Музыкально-театральные постановки как средство развития творческих способностей детей»

Данный материал был подготовлен для выступления  на районном методическом объединении учителей музыки Чеховского района Московской области и обобщает трехлетний опыт работы автора в качестве руко...