РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ в мастерской «Волшебное стекло» (из опыта работы)
статья (5, 6, 7 класс)

Климанова Елена Анатольевна

Статья "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ в мастерской «Волшебное стекло» (из опыта работы)" . В статье собраны основные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья . А так же говорится о создании особых условий для развития творческих способностей из опыта работы в мастерской Солнечных детей "Волшебное стекло" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tv_sposobn_statya_.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ в мастерской «Волшебное стекло» (из опыта работы)

Педагог дополнительного образования Климанова Елена Анатольевна

Часто мы видим такую картину: у ребенка в современных условиях  много различных ресурсов и инструментов для творческого развития , а он не пользуется ими? Причин, конечно, много, но чаще всего , главная в том, что эти ресурсы  себя «исчерпали». Исчез элемент новизны, а он-то привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всё . Нужна нагрузка нового типа , моделирующая  творческий процесс ,  создающая  свой микроклимат, где есть возможности для развития творческой стороны интеллекта : её цель – развитие творческих способностей ребенка. Важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Таким образом, творческие способности человека следует признать самой существенной долей интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании человека будущего.

Мастерская существует с января 2019г. Процесс педагогики творчества постоянно обновляется , «обрастает» современными методами и технологиями развития творческого интеллекта . Представлю некоторые из них .

Я работаю с детьми по направлению художественное творчество. Для этого направления актуальны следующие цели:

  • не формировать творчество в рамках определенной художественной школы, а создавать индивидуальное творческое восприятие мира
  • не давать готовые способы создания изображения, а предоставлять возможность для создания собственного изображения, для создания своего художественного мира.
  • не контролировать и оценивать сделанное, а реализовать возможности самооценки и само коррекции в связи со своим видением
  • не сформировать умение, а помочь выработать навыки создания «своего художественного метода, предоставляя учащемуся право на ошибку, и право  на сотрудничество.

Работая в процессе я использую сказки и фантазии, а также приемы развития воображения: рисование настроения, музыки,  проигрывание предлагаемой ситуации, и другие, для настроя детей на творчество, для пробуждения нужных мне чувств и эмоций в процессе индукции. Это ведет к лучшему вхождению в образ, и более творческому результату. Для формирования у ребенка богатого чувственного опыта ощущений я использую на подготовительных занятиях к мастерской такие методы, как рисование вкусов, запахов, тактильных ощущений, музыкальных и двигательных впечатлений. Сочетание условного и реального плана действия раскрывает широкие возможности в занятиях с детьми.

 Индукция   (индуктор, наведение) начальный этап, который вводит в деятельность, направлен на активизацию области чувств каждого ученика, одновременно актуализирует знания по рассматриваемому вопросу, апеллируя к ассоциативному и образному мышлению, создает личное отношение к предмету обсуждения.

Приемы индукции:

  • Составление договора с детьми помогает настроить детей на выполнение цели занятия:    
  1. Правило 1 – Я – художник!
  2. Правило 2 – Я могу все!
  3. Правило 3 – Каждый создаёт своё, особенное произведение , непохожее на других
  4. Правило 4 – Я – отвечаю за свою работу на занятии
  • Активизация образа апеллирует  к образному мышлению, подготавливая следующий этап

Деконструкция - На этом этапе ребенок совершает творческое перевоплощение, разрушает образ человека, переходя в образ героя своей работы.

Прием: Фантазия «Я -…….», педагог предлагает некоторые действия, помогающие совершить творческое перевоплощение. Реконструкция -  позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление,  представление,  знание,   которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской

 Прием: вспоминаем, придумываем историю про своего героя индивидуально

Социализация  - т.  е.  предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Группы могут формироваться стихийно или на тематической основе.

Приемы:

Составление на основе личных историй групповой истории

Афиширование: делимся групповыми историями

Разрыв — необходимый и важнейший элемент мастерской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания условий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озарению» — «разрыву». 

 Подведение итогов – презентация работы, рефлексия – то есть с одной стороны осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чём-то), и рефлексия как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей)...»

  • рассказ о том, что чувствовали, что получилось
  • выставка для зрителей

Происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближения к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Результаты реализации: формирование творческой активности, повышение мотивации для занятий, грамотные действия и креативное использование новых знаний, формирование монологической речи, аргументирование своей позиции. Формирование коммуникативных навыков.

Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.

По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки – это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность. Дополнительные факторы может дать наблюдение за процессом работы ребенка. Ребенок, не обладая багажом знаний о законах построения композиции, интуитивно ее выстраивает. Он настолько сильно погружается в работу, что представляет с ней одно целое. Почувствовав себя в замысле произведения, ребенок ни на что происходящее рядом не отвлекается, окружение для него перестает существовать. Очутившись  «внутри работы», он творит на уровне чувств и эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами

Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.Поэтому задачу развития творческих способностей дете...

Обобщение опыта по теме «Музыкально-театральные постановки как средство развития творческих способностей детей»

Данный материал был подготовлен для выступления  на районном методическом объединении учителей музыки Чеховского района Московской области и обобщает трехлетний опыт работы автора в качестве руко...

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)

laquo;Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)/ публикация статьи в сборнике публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "...