«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Филипенко Светлана Витальевна

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование гражданско-патриотических   качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».

 С.В.Филипенко

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №166 имени А.А.Микулина» городского округа Самара, Самара

 

Именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям, в разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу - в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.

Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества» [1].

Одним из направлений, которое  я использую в процессе  воспитания - это  краеведение. Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что  краеведение - это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью. Краеведческая деятельность - важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма. Моя работа направлена на формирование  у ребят гражданских позиций. Именно краеведение является тем направлением в работе, благодаря которому происходит воспитание патриота и гражданина. Воспитание идёт  на конкретных примерах, приобщая ребят к культурному наследию страны и малой Родины [2].

Занимаясь краеведческой работой важно понимать, что главной  её составляющей будет научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину.

В своей работе я использую не только материал уроков  географии, но и разнообразные исследовательские работы по Самарскому краю. Чаще всего выполняя работы, ребята опираются на тот материал, который мы собираем по семейным архивам, краеведческой литературе.

Работая в данном направлении, я использую не только урочное время изучаемого блока «География Самарской области», но и возможности внеклассной и внеурочной деятельности. Изучая краеведческий материал, стараюсь показать общие закономерности природы на местном материале.

Каждый ребенок, посещая внеурочные занятия и выполняя работу, может найти для себя то направление, которое позволит ему в дальнейшем на собранном материале познакомиться со своей малой  Родиной и определиться профессионально.

Использование краеведческого материала - это огромное поле деятельности для обучающихся, возможность проявить себя, попробовать что-то новое, познакомиться с новыми людьми. Знакомясь с трудовым наследием нашего края, мы приглашаем к себе на занятия родных и близких людей, которые знакомят ребят с основой выбранной профессии.  Рассказывают о  возможностях профессионального роста, о том, как выбранная профессия позволила лучше узнать свою Родину.

Изучение окружающего мира помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства. Использование на уроках произведений устного народного творчества помогает  обучающимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии.  Для обучающихся  8 классов ежегодно провожу мероприятие «Мы разные, но мы такие похожие», где происходит знакомство с культурой народов проживающих на территории Самарской области. Здесь каждый может узнать о национальных праздниках, кухне и даже традиционных элементах одежды (готовим информационные листы «История головного убора», «Фартуки  наших бабушек»). Ребята с увлечением знакомят нас с национальными костюмами, которые шили ещё их бабушки.

 Изучая «Географию Самарской области»  стараюсь показать, как история края вплетается в историю всей страны, как каждая историческая эпоха оставляет след не только в развитии Самарской области, но и в истории каждой семьи. Много времени уделяю  1941-1945 годам в истории области. Во многих семьях находятся родственники кто был напрямую причастен к Великой Победе нашей страны, кто стаял у станка, не дотягиваясь до него выполнял работу на ровне со взрослыми. С особой гордостью ребята знакомят нас с трудовым подвигом своих близких, ощущая себя частицей этого подвига.

Даже при изучении карты области обращаю внимание ребят на то, кто причастен к появлению населённого пункта на карте, какова история этого поселения. Для таких занятий ребята готовят заочные экскурсии по населённым пунктам области. Стараемся изучать не только знакомые на всю страну населённые пункты, но и те где обычные объекты строили сами сельчане, вкладывая свою любовь и заботу о малой Родине.  

Данный курс я дополняю внеурочной деятельностью: в 6-х классах курсом «Юный географ», с опорой на краеведческий материал, в 8-х классах курсом «Краевед».  Основным направлением моей работы  во внеурочной деятельности   является воспитание любви, и уважения к своей малой Родине как части огромной России. Много времени уделяется самостоятельной работе ребят по изучению своего района города. Проводим  небольшие экскурсии по своему району. В ходе таких экскурсий мы знакомимся с историей района, его вкладом в трудовой подвиг. Заново открываем для себя памятники и площади, скверы и аллеи, ведь даже за каждым посаженным деревом скрыт чей-то трудовой путь.

Собранный материал обрабатывается, становится основой для краеведческих игр, которые готовят сами ребята. Иногда такие игры мы проводим не только в своей параллели, но и выходим с ними в начальную школу.

Внеклассная работа для обучающихся 7, 9 и 10 классов имеет разные направления: заседания, конференции, заочные школьные олимпиады,  подготовка сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, города. Большую помощь в этом направлении оказывают воспоминания родных и домашние архивы. Зачастую начиная собирать материал, ребёнок поднимает почти всю свою родословную. Итогом  почти всегда становится  исследовательская работа. Всё начинается с малого.

За последние три года ребята выполнили исследовательские работы:

-«Защитить истоки малых рек в наших силах»;

-«История народов Самарской области»;

-«История завода в истории страны»

-«Трудовые династии» и совершенно уверенно говорят о том, что историю нужно пережить самим.

Необходимым условием успешного использования краеведческого материала является тщательное оформление, сбор и хранение всех материалов, как бы малы они ни были.  Собранный материал используем для: устройства выставок постоянных и периодических; устройства докладов на школьных вечерах с привлечением родителей, а также докладов вне школы для населения; выступление на школьной конференции и на тематических вечерах по географии; проведения праздников; проведения традиционного для школы малого Грушинского фестиваля.

Собранного материала та много, что в нашей школе на его основе в рекреациях каждого этажа сделаны тематические зарисовки, где рассказана история нашего края от момента его образования.

Кроме обычных реферативных работ, сообщений обучающиеся выполняют практико-ориентированные проекты с  применением  компьютерных технологий. Важным результатом такой работы является создание материализованного продукта деятельности, ведь он направлен на конкретный практический результат и связан с социальными ценностями учащихся: «Город просит о помощи»;  «Спасём лес от мусора» и др.

В последние годы наша школа выпускает краеведческую газету по патриотическому направлению, где ребята печатают свои работы.  

Организую диспуты, обсуждения, дискуссии   на историко-культурные, патриотические темы: Кого вы считаете гражданином своей страны?  Способен ли я совершить подвиг?

Работая с краеведческим материалом для меня важно осознание подростком целевой установки. Для этого  использую  учебные фильмы по Самарской области, видеоролики, об особо охраняемых территориях области, памятниках природы. Для таких занятий часто сами ребята готовят материал: «Знакомлюсь с площадью города», «Музеи города», «Парки, скверы и аллеи города».

Тематические игры - их применяю на любом этапе работы. Это может быть не только большая по содержанию игра, но и ребусы, фотозагадки. Стараюсь использовать материал, который собрали непосредственно ребята  в ходе своего исследования. Наибольший интерес вызывают игры на городскую тематику: «Строим город», «Жизнь завода в городе», «Новые туристические маршруты»  и другие.

Подводя итог по данному вопросу, следует отметить, что на сегодняшний день  использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочной деятельности как нельзя более актуально при воспитании гражданственности и патриотизма школьника. Очень приятно, что своей работой мы развиваем духовно-нравственную основу личности, ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Разные формы и методы образования, в конечном счёте,  решают главную задачу - формирование человека с новым уровнем сознания.

Собранного нами материала уже хватает, чтобы открыть краеведческий музей в школе, работа по этому направлению началась. По моим наблюдениям ребята в процессе работы меняются: появляется интерес, гордость за свой город и его людей, кто-то заново знакомится со своими родными, теплее относятся к младшим.

     Список используемых источников

1.Лихачёв, Д.С. Учит земля родная//Вестник Союза краеведов России.-1992.-№1.-С.7

2.Сейненский, А.Е. Школьное историческое краеведение. Пособие для педагога.-М.: Педагогическое общество России, 2014.- С.7-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии

Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...

Формирование духовно-этических качеств личности подростка через занятия боевыми искусствами

В статье раскрываются  актуальные вопросы, связанные с воспитанием личности. Боевые искусства рассматриваются как педагогические системы  становления и развития морально-этических качеств ли...

Формирование духовно-этических качеств личности подростка через занятия боевыми искусствами

В статье раскрываются  актуальные вопросы, связанные с воспитанием личности. Боевые искусства рассматриваются как педагогические системы  становления и развития морально-этических качеств ли...