"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
статья

Качмашева Людмила Васильевна

       Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методический семинар»

Моя тема над которой я сейчас работаю называется:

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся  на  уроках  географии и  во  внеурочной  деятельности как средство развития экологической  культуры личности

2 сл.

Экологическое образование -это одно из направлений реализации программы воспитания и социализации в основной школе по ФГОС.

 Сущность экологического воспитания– это  не только природоохранная деятельность , но и необходимый компонент формирования личности.

       Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.

В свою очередь учебно- исследовательская деятельность-это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. В процессе освоения учащимися учебно- исследовательских компетенций формируются метапредметные результаты обучения.

3 сл.

Теоретическую основу опыта  в области развития экологического образования составляют педагогические идеи концепции:

Я.А. Каменский- чешский педагог,

Станислав Николаевич Глазачев- Новая школа формирования экологической  культуры, автор учебников.

Ирина Трифоновна Суравегина-автор научных трудов,

Наталья Фёдоровна Винокурова- руководитель научно- исследовательской лаборатории экологического образования педагогического  университета.

Галина Савельевна Камерилова -доктор педагогических наук, автор трудов по  урбоэкологии, работает в университете им. К.Минина,

Вера Викторовна Николина- преподаватель пед. университета им.К.Минина, автор труда

"Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития".

Мною разработана программа внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся».

4сл.

Актуальным личным вкладом в развитие образования здесь может быть:

личностный результат- ответственное отношение к природе, гуманное отношение к животным, стремление к здоровому образу жизни.

метапредметный результат- познавательный- работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.

коммуникативный- владение умениями общения, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

регулятивные- управление своей деятельностью, инициатива, самостоятельность.

Формирования преемственности экологической культуры доступно всем школьным возрастам.

5 сл.

 Даже самая малая исследовательская работа выявляет у учащихся особые качества, способности именно к этому виду деятельности позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, чтобы деятельность была успешной- необходимо чтобы она вызывала личный интерес, нужно любить природу.

6 сл. Цель моей работы заключается в формирование учебно- исследовательских компетенций с учётом экологической культуры учащихся.

Задачи:

-Способствовать формированию экологических представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;

-Формировать исследовательские компетенции учащихся. Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные  организационные формы урочной и внеурочной деятельности, связанные с экологией.

-Развивать   интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на развитие умений  учебно- исследовательской деятельности;

7 сл.

Для того, чтобы успешно справляться с выполнение исследовательской работы- необходимо чёткое осознания результата своей деятельности.

Учебно-исследовательская работа должна иметь структуру, что будет являться продуктом деятельности.

 Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов. В первый год мои учащиеся в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления учебно-исследовательской деятельности, до учеников доводится примерная программа исследовательской работы. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.

С этой целью мною разработана программа внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся осуществляют разные виды исследования, анализа и синтеза. Программа разработана на три года обучения (она есть на сайте).

8 сл.

В исследовательских работах школьники с большим интересом исследуют разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности. При этом они проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их решения. Важная часть  их деятельности  – природоохранная, в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только в области исследований, но и публичном представлении результатов своей работы.

      Мои учащиеся учебно-исследовательской деятельностью начинают заниматься с 5 класса, работая на пришкольном участке, реализуя программу внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем,охраняем,заботимся» Обучающиеся, выполняют проекты, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня.

        9 сл.

       Уроки помогают формированию навыков заботы о природе в самых разных сферах.            

 Задачи уроков - донести до школьников   масштаб экологических проблем, рассказать о том, какие способы борьбы наиболее эффективны и как в повседневной жизни мы можем повлиять на эти проблемы. Нам важно не только донести знания, но и создать мотивацию и показать конкретные способы влиять на проблемы. Уникальность экологических уроков в том, что помимо увлекательного образовательного контента они содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы.

Постигая методику экологического и географического исследования, как части учебно- исследовательского процесса, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

10 сл.

Уроки-исследования провожу как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

-ученик работает активно и самостоятельно;
-ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;

-проявляются творческие способности;
-развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью.
При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

-каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

-работа должна быть адресована всему классу.

Аналогично провожу уроки-лаборатории, уроки-совещания, уроки-экспертизы.

В 8-9 классах при изучении тем по географии России, мы часто обращаемся за новой информацией в интернет, учащимся даётся задание найти площадь России после присоединения Крыма, численность населения, описать природу и экономику Крыма, назвать крупнейшие промышленные центры и проблему развития. Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал, умение к исследовательской деятельности.

       Использование в работе учебно-исследовательского метода как средство развития    

     экологической  культуры личности  на уроках и во  внеурочной    деятельности

     позволяет  повысить  качество знаний. Самое главное, участие в проектах  позволяет

      приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

11 сл.

Кроме уроков веду  краеведческую работу организую  различные экологические акции, курирую работу волонтёрского отряда «Светлячок», участвую в проектах «Чистое село», «Чистый родник». Проект «Чистый родник»  позволил сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам, как к источнику здоровья и жизни на Земле, повысив потребительскую грамотность участников проекта. В проекте «Чистое село» -защита окружающей среды ; участие в практических природоохранных мероприятиях ; участие в разнообразных акциях по привлечению внимания общества или власти к экологическим проблемам, требующим решения.

12 сл.

По результатам своей работы я проводила мониторинг на определение степени успешности ведения учебно- исследовательской деятельности. Мониторинг проводился в 8, 9 классах (данные на конец 2017-2018 уч. год).Ребята отвечали на вопросы: -умеют ли они выбирать тему, сколько они работают на компьютере, умеют ли анализировать формулировать цель деятельности, планировать  деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию).Все результаты представлены в презентации.

13 сл

Есть у нас и победители в областных конкурсах.

-Областные конкурсы исследовательских работ: «Моя семья в истории страны»,

-Победа в областном конкурсе  исследовательских работ: «Юный исследователь», -победа в областном творческом конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб»,

-участие и  победа в эстафете «Волжская речная лента»,

-участие в областном конкурсе: «Родники Нижегородской области»

-экологическая группа учащихся, работа в проектах: «Чистое село», «Чистый родник»,

14 сл.  с родителями

 Вся эта работа не остаётся без внимания общественности:

-Районное методическое объединение учителей географии.

-Межрайонный семинар по воспитательной работе.

-Олимпиады, конкурсы знатоков, конкурсы проектных и исследовательских работ районного и областного уровня.

-Формы работы  с родителями.

-Родительские собрания.

-Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности.

-Публикации в СМИ.

-Персональный сайт в социальной сети работников образования.

15 сл.

Мои достижения я наблюдаю каждый день по ярко горящим глазам учеников, в их познавательном интересе и подготовке к моим предметам. Для того чтобы все время быть актуальным, креативным  учителем,  нужно не только любить свой предмет, но и постоянно совершенствоваться. Например я принимала участие в Муниципальном                   этапе областного конкурса методических материалов: «Педагогические технологии популяризации экологической культуры в современном обществе».Этот конкурс показал что ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа. Ещё хочется сказать о другом конкурсе: Муниципальный этап областного конкурса «Методических материалов по экологии».Этот конкурс нацелен решение задач экологического воспитания, повышение экологической культуры детей.

Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Учебно- проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

На сегодняшний день экология как отдельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах образовательных организаций. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики, и отчасти географии.

       

      И в заключении хотелось бы сказать:

Мне кажется, что ни один учитель не вспомнит о трудностях учительской профессии, когда увидит благодарные взгляды своих повзрослевших учеников и услышит от них такое простое, но столь ценное и так много заключающее в себе слово «Спасибо!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.

Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности

В данной статье  автор знакомит читателей с опытом  применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Содержательные и методические аспекты применения метода проектов как средства развития компетентной личности с использованием ЭОР.

Метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности учащихся.        Музыкально-проектн...

Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС

В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...

Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности

Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...