"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
статья
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурсная работа "Методический семинар" На Муниципальный этап конкурса "Учитель года" | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методический семинар»
Моя тема над которой я сейчас работаю называется:
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
2 сл.
Экологическое образование -это одно из направлений реализации программы воспитания и социализации в основной школе по ФГОС.
Сущность экологического воспитания– это не только природоохранная деятельность , но и необходимый компонент формирования личности.
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.
В свою очередь учебно- исследовательская деятельность-это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. В процессе освоения учащимися учебно- исследовательских компетенций формируются метапредметные результаты обучения.
3 сл.
Теоретическую основу опыта в области развития экологического образования составляют педагогические идеи концепции:
Я.А. Каменский- чешский педагог,
Станислав Николаевич Глазачев- Новая школа формирования экологической культуры, автор учебников.
Ирина Трифоновна Суравегина-автор научных трудов,
Наталья Фёдоровна Винокурова- руководитель научно- исследовательской лаборатории экологического образования педагогического университета.
Галина Савельевна Камерилова -доктор педагогических наук, автор трудов по урбоэкологии, работает в университете им. К.Минина,
Вера Викторовна Николина- преподаватель пед. университета им.К.Минина, автор труда
"Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития".
Мною разработана программа внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем, охраняем, заботимся».
4сл.
Актуальным личным вкладом в развитие образования здесь может быть:
личностный результат- ответственное отношение к природе, гуманное отношение к животным, стремление к здоровому образу жизни.
метапредметный результат- познавательный- работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.
коммуникативный- владение умениями общения, речевая деятельность, навыки сотрудничества.
регулятивные- управление своей деятельностью, инициатива, самостоятельность.
Формирования преемственности экологической культуры доступно всем школьным возрастам.
5 сл.
Даже самая малая исследовательская работа выявляет у учащихся особые качества, способности именно к этому виду деятельности позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, чтобы деятельность была успешной- необходимо чтобы она вызывала личный интерес, нужно любить природу.
6 сл. Цель моей работы заключается в формирование учебно- исследовательских компетенций с учётом экологической культуры учащихся.
Задачи:
-Способствовать формированию экологических представлений о ценности природы и правилах поведения в ней;
-Формировать исследовательские компетенции учащихся. Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной деятельности, связанные с экологией.
-Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, направленные на развитие умений учебно- исследовательской деятельности;
7 сл.
Для того, чтобы успешно справляться с выполнение исследовательской работы- необходимо чёткое осознания результата своей деятельности.
Учебно-исследовательская работа должна иметь структуру, что будет являться продуктом деятельности.
Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся проходит в несколько этапов. В первый год мои учащиеся в основном только познают методику наблюдений, происходит ознакомление с основными требованиями оформления учебно-исследовательской деятельности, до учеников доводится примерная программа исследовательской работы. После чего учащиеся добровольно в зависимости от своих интересов и склонностей выбирают исследовательские работы.
С этой целью мною разработана программа внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся осуществляют разные виды исследования, анализа и синтеза. Программа разработана на три года обучения (она есть на сайте).
8 сл.
В исследовательских работах школьники с большим интересом исследуют разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности. При этом они проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их решения. Важная часть их деятельности – природоохранная, в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только в области исследований, но и публичном представлении результатов своей работы.
Мои учащиеся учебно-исследовательской деятельностью начинают заниматься с 5 класса, работая на пришкольном участке, реализуя программу внеурочной деятельности «Мы и природа. Изучаем,охраняем,заботимся» Обучающиеся, выполняют проекты, принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня.
9 сл.
Уроки помогают формированию навыков заботы о природе в самых разных сферах.
Задачи уроков - донести до школьников масштаб экологических проблем, рассказать о том, какие способы борьбы наиболее эффективны и как в повседневной жизни мы можем повлиять на эти проблемы. Нам важно не только донести знания, но и создать мотивацию и показать конкретные способы влиять на проблемы. Уникальность экологических уроков в том, что помимо увлекательного образовательного контента они содержат творческие задания, настольные игры, необычные раздаточные материалы.
Постигая методику экологического и географического исследования, как части учебно- исследовательского процесса, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
10 сл.
Уроки-исследования провожу как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:
-ученик работает активно и самостоятельно;
-ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;
-проявляются творческие способности;
-развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью.
При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:
-каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
-работа должна быть адресована всему классу.
Аналогично провожу уроки-лаборатории, уроки-совещания, уроки-экспертизы.
В 8-9 классах при изучении тем по географии России, мы часто обращаемся за новой информацией в интернет, учащимся даётся задание найти площадь России после присоединения Крыма, численность населения, описать природу и экономику Крыма, назвать крупнейшие промышленные центры и проблему развития. Свои уроки я строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал, умение к исследовательской деятельности.
Использование в работе учебно-исследовательского метода как средство развития
экологической культуры личности на уроках и во внеурочной деятельности
позволяет повысить качество знаний. Самое главное, участие в проектах позволяет
приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.
11 сл.
Кроме уроков веду краеведческую работу организую различные экологические акции, курирую работу волонтёрского отряда «Светлячок», участвую в проектах «Чистое село», «Чистый родник». Проект «Чистый родник» позволил сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам, как к источнику здоровья и жизни на Земле, повысив потребительскую грамотность участников проекта. В проекте «Чистое село» -защита окружающей среды ; участие в практических природоохранных мероприятиях ; участие в разнообразных акциях по привлечению внимания общества или власти к экологическим проблемам, требующим решения.
12 сл.
По результатам своей работы я проводила мониторинг на определение степени успешности ведения учебно- исследовательской деятельности. Мониторинг проводился в 8, 9 классах (данные на конец 2017-2018 уч. год).Ребята отвечали на вопросы: -умеют ли они выбирать тему, сколько они работают на компьютере, умеют ли анализировать формулировать цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию).Все результаты представлены в презентации.
13 сл
Есть у нас и победители в областных конкурсах.
-Областные конкурсы исследовательских работ: «Моя семья в истории страны»,
-Победа в областном конкурсе исследовательских работ: «Юный исследователь», -победа в областном творческом конкурсе «Овеянные славою флаг наш и герб»,
-участие и победа в эстафете «Волжская речная лента»,
-участие в областном конкурсе: «Родники Нижегородской области»
-экологическая группа учащихся, работа в проектах: «Чистое село», «Чистый родник»,
14 сл. с родителями
Вся эта работа не остаётся без внимания общественности:
-Районное методическое объединение учителей географии.
-Межрайонный семинар по воспитательной работе.
-Олимпиады, конкурсы знатоков, конкурсы проектных и исследовательских работ районного и областного уровня.
-Формы работы с родителями.
-Родительские собрания.
-Привлечение родителей к совместной исследовательской деятельности.
-Публикации в СМИ.
-Персональный сайт в социальной сети работников образования.
15 сл.
Мои достижения я наблюдаю каждый день по ярко горящим глазам учеников, в их познавательном интересе и подготовке к моим предметам. Для того чтобы все время быть актуальным, креативным учителем, нужно не только любить свой предмет, но и постоянно совершенствоваться. Например я принимала участие в Муниципальном этапе областного конкурса методических материалов: «Педагогические технологии популяризации экологической культуры в современном обществе».Этот конкурс показал что ценностными ориентирами в экологическом образовании выступают такие категории как человек и его здоровье, природа, окружающая среда. Экологические ценности должны быть усвоены каждым членом цивилизованного общества, и немаловажную роль в этом играет школа. Ещё хочется сказать о другом конкурсе: Муниципальный этап областного конкурса «Методических материалов по экологии».Этот конкурс нацелен решение задач экологического воспитания, повышение экологической культуры детей.
Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Учебно- проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процессе самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.
На сегодняшний день экология как отдельный учебный предмет практически отсутствует в учебных планах образовательных организаций. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла - биологии, химии, физики, и отчасти географии.
И в заключении хотелось бы сказать:
Мне кажется, что ни один учитель не вспомнит о трудностях учительской профессии, когда увидит благодарные взгляды своих повзрослевших учеников и услышит от них такое простое, но столь ценное и так много заключающее в себе слово «Спасибо!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.
Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...
Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО
Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....
Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности
В данной статье автор знакомит читателей с опытом применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....
Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся
Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...
Содержательные и методические аспекты применения метода проектов как средства развития компетентной личности с использованием ЭОР.
Метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности учащихся. Музыкально-проектн...
Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС
В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦД...
Внеурочная деятельность по литературе как средство развития творческого потенциала личности
Из опыта работы по организации внеурочной деятельности по литературе...