Содержательные и методические аспекты применения метода проектов как средства развития компетентной личности с использованием ЭОР.
методическая разработка на тему

Меньших Ольга Николаевна

    Метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности учащихся.    

    Музыкально-проектная деятельность как фундаментальная дидактическая категория многофункциональна и усиливает интегративные тенденции, охватывая все уровни музыкального образования школьников - от учебно-воспитательного процесса на уроке до организации художественно-образовательного пространства школы; является фактором преодоления негативных тенденций в музыкально-педагогическом процессе (его чрезмерной вербализации, формализации); гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержательные и методические  аспекты применения метода проектов  как средства развития компетентной личности с использованием ЭОР.

Метод проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития познавательной активности учащихся.        

Музыкально-проектная деятельность как фундаментальная дидактическая категория многофункциональна и усиливает интегративные тенденции, охватывая все уровни музыкального образования школьников - от учебно-воспитательного процесса на уроке до организации художественно-образовательного пространства школы; является фактором преодоления негативных тенденций в музыкально-педагогическом процессе (его чрезмерной вербализации, формализации); гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.

Система принципов музыкально-проектной деятельности сочетание традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества, сотрудничества и сотворчества, самовыражения и самореализации  создает реальные предпосылки для ее полноценного осуществления.          

Действие принципов традиций и новаторства, преемственности и интеграции, взаимопроникновения художественного и исследовательского творчества учащихся охватывает наиболее существенные стороны организации разных форм и типов музыкальных проектов, объединяя педагогический и ученический коллективы в культурно-образовательном пространстве школы. Опора на эти принципы позволяет сохранять и приумножать традиции  образовательного учреждения и в целом гармонизует процесс и результат творческого развития учащихся.

Творческое развитие учащихся в условиях музыкально-проектной деятельности будет более эффективным, если:

  • будут разработаны стратегия, принципы и формы организации разных типов проектов, учитывающих жанровые и стилистические особенности музыкального искусства в единстве с психологическими возможностями учащихся разного возраста;
  • индивидуальная и коллективная работа учащихся будет осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: музыкально-художественном и учебно-исследовательском;
  • практическая деятельность школьников в единстве урочных и внеурочных форм музыкальных занятий будет опираться на традиции школы и региона.

Критериями  творческого развития учащихся в проектной деятельности считаются: наличие интереса к музыкально-проектной деятельности, замыслу проекта и способам его художественного и научного воплощения;  творческая активность (стремление к самовыражению и самореализации, совершенствованию характера, готовность к волевому напряжению для достижения результата);  потребность в самообразовании (стремление к расширению кругозора,  поиск источников информации, умение пользоваться информационными технологиями;  коммуникативность (умение общаться в разных коллективах);  самооценка (объективность в оценке собственных действий).

В соответствии с психологическими возможностями учащихся разного возраста разработаны различные формы (коллективные, групповые и индивидуальные) и типы музыкально-проектной деятельности (музыкально-художественные и учебно-исследовательские проекты); рекомендации по организации музыкально-проектной деятельности, направленные на творческое развитие учащихся.

Теоретическое обоснование последовательности этапов проектной деятельности позволит  педагогу-музыканту  определить содержание совместного творческого процесса на каждой стадии: от рождения замысла проекта, обозначения его темы и идеи — через процесс подготовки художественного события, предварительную защиту проекта - до его публичного предъявления и рефлексии.

В процессе экспериментального исследования выявлена эффективность различных типов (музыкально-художественный, учебно-исследовательский проекты и их взаимодействие) и форм музыкально-проектной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные) в зависимости от многообразия видов, жанров музыкального искусства и психологических особенностей школьников разных возрастов.

Предложенная в работе стратегия приобщения учащихся разных возрастных групп к музыкально-проектной деятельности способствует организации жизнедеятельности коллектива школы, активно формирует общее культурно-образовательное пространство учебного заведения в контексте традиций школы и особенностей региона.

В процессе работы над проектом учитель выступает в роли консультанта (тьютера).  Успех проектной деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества учащихся с преподавателем, который не навязывает свои идеи, а провоцирует познавательную самостоятельность и творческую активность каждого участника проекта. В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит  уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти и к проектной деятельности.

Эффективной работе  педагога способствует использование плана проектной деятельности.  

План организации проектной деятельности:

  1. Подготовительный этап
  • выбор темы проекта;
  • определение цели и задач;
  • формирование группы (при групповом проекте);
  • утверждение тем для каждого участника.
  • Поисково-исследовательский этап
  • определение источников информации (книги, сайты, звукозапись);
  • планирование способов сбора и анализа информации;
  • проведение исследования, сбор и систематизация текстовых  материалов, музыки, иллюстраций;
  • организационно-консультативные  занятия, промежуточные отчеты учащихся, обсуждение возникших вопросов.

3 Оформительский этап

  •         - прослушивание проекта педагогом;
  •         - доработка с учетом замечаний;
  •         - подготовка к публичной защите.
  • 4 Заключительный этап
  • - публичная защита проекта;
  • - подведение итогов, конструктивный анализ проведенной работы.

Главной задачей современного обучения является развитие личности, как цель и смысл образования. Я делаю это на уроках музыкальной литературы  через формирование универсальных учебных действий (УУД), включающих совокупность способов действий учащихся по получению и усвоению знаний.  Современная педагогика предлагает много методов развития познавательной активности обучающихся.

Я стараюсь использовать все возможные, большой положительный результат дает метод проектной деятельности учащихся.

Дети очень любят «общаться» с  компьютером  и «добывать» знания  на заданную тему. Педагогу важно только выбрать для учащегося тему, соответствующую его возрасту,  уровню интеллекта и направленности его интересов. Заранее продумываю план работы ученика   над заданной темой, объем работы и поэтапное освоение  необходимой информации путем поиска с помощью компьютера. Я выступаю в данной ситуации в роли консультанта, который направляет самостоятельное обучение и познание, подсказывая пути преодоления трудностей  при подготовке  данного проекта.

Посредством формирования  УУД учащийся выполняет  задачи:

  • найти информацию по теме;
  • проанализировать тексты;

 отобрать необходимые материалы;

  • сравнить  информацию, полученную из разных источников, и выбрать наиболее приемлемую;
  • составить  и оформить текст проекта.

Таким образом,  учащийся овладевает ключевыми навыками проектирования.

Чаще всего темами индивидуальных проектов выбирается творчество знаменитых композиторов,  анализ отдельных произведений крупной формы (опера, балет),  история развития разных  жанров музыки.

  • Для успешной работы над проектом крайне важно учитывать интересы ребенка. Приведу пример. Однажды мой ученик А. принес на урок музыкальной литературы старинную пластинку, которую бережно хранил его прадед. На ней был записан вальс «На сопках Манчжурии» И.Шатрова. Я предложила А. найти в интернете биографию автора и сделать доклад  в классе. Мальчик с удовольствием выполнил задание, так как мною был использован прием мотивации к действию ребенка. Изучая биографию, он обнаружил, что первое исполнение этого вальса состоялось в Струковском саду г. Самары.  Я предложила продолжить исследование и посмотреть раздел «Музыкальная история Самары». Учащийся принес новый материал по этой теме. Тогда я предложила найти в Интернете исполнителей этого вальса. Ученик подробно изучил данный аспект и выяснил, что пели вальс несколько певцов на разные тексты к этой мелодии. Я предложила  А. выяснить: под влиянием чего изменялись тексты и кто авторы новых слов. Он с увлечением углубился в работу. Выяснилось, что песня становилась актуальной во время войн: русско-японской, гражданской,  Великой Отечественной. Сменялись эпохи,  и возникал новый текст на любимую мелодию в соответствии с новыми событиями. Учащийся увлекся поиском всё новой и новой информации и даже обнаружил на сайте Самарского Дома Архитекторов,  что в нашем городе планируется установить памятник И.Шатрову.   На  тему истории  вальса «На сопках Манчжурии»  был  оформлен проект с фотографиями, который участвовал в городском конкурсе «Музыкальная история Самары»  и получил 1 место.

Положительные результаты в практическом применении дает совместная проектная деятельность учащихся.  Групповые проекты целесообразно строить в форме  музыкально-литературной композиции на темы, типа:  «История возникновения музыкальных инструментов»,  «Бытовой романс 19 века»,  «Природа в музыке».  

Примерные темы  музыкальных проектов для 4 класса: «Картинки с выставки» Мусоргского, «Карнавал животных» Сен-Санса,  «Времена года Чайковского,  «Программная музыка».

Примерные темы  музыкальных проектов для 5 класса:  «Солнечный свет в музыке» (творчество Моцарта), «Несбывшиеся надежды» (творчество Шуберта), «Отец симфонии» (творчество Гайдна), «Органная музыка Баха», «Сердце Шопена», «Эпоха барокко в музыке»,  «Романтический стиль».

Примерные темы  музыкальных проектов для 6 класса: «Учитель музыкальной правды» (творчество Даргомыжского),  «Композитор-сказочник» (творчество Римского-Корсакова), «Души прекрасные порыва» (романсы Гурилева),  «Природа в музыке Вивальди».

Примерные темы  музыкальных проектов для 7 класса: «Образ  родины в творчества Рахманинова»,  «Первая симфония Калинникова»,  «Девичьи образы в операх Чайковского»,  «Балетная музыка Прокофьева», «Сюита «Танцы кукол» Шостаковича», «Аркадий Островский – наш земляк»,  «Песни  А.Пахмутовой».

  •  В каждом учебном году мои ученики-старшеклассники обязательно участвуют в групповых проектах  для лекций-концертов  «Школьной филармонии»,  посвященных творчеству  композиторов-юбиляров.  Одни дети выступают разработчиками отдельных глав общей темы и вступают на концертах в ролях музыковедов,  другие ищут подходящие иллюстрации и фотографии в соответствии с исполняемыми в концерте произведениями этого композитора.  Такая концертная форма проекта представляет собой тип музыкально-художественных проектов и элементами учебно-исследовательской деятельности,  которая развивает творческую активность в познании и эмоциональную отзывчивость на произведение

Познавательная активность тесно связана с понятием «самостоятельность». В учебном проекте я применяю такие методы, как исследовательский, поисковый, проблемный. Среди методов обработки информации: анализ, сопоставление, синтез, аргументированные выводы.

В процессе подготовки проекта учащиеся изучают и используют  различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, медиаматериалы), осваивали методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).

Ребята увлечённо работают над сбором необходимой информации и над совместной её обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют  представления ребят о жизни, творчестве композиторов, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволят ребятам других классов пользоваться собранными материалами. Красочно оформленные информационные презентации, созданные каждой группой и размещённые в кабинете, привлекли всеобщее внимание не только одноклассников. Ребята младших классов с большим интересом знакомились с малоизвестными фактами жизни и творчества знакомых им композиторов  XIX века.

На публичных защитах проектов  (в коллективных и групповых проектах)  учащиеся  выступают в разных ролях:  автор вступительного слова, лектор-музыковед, солист-инструменталист, вокалист, участник ансамбля, концертмейстер, звукорежиссер,  демонстратор видеоряда.

  • Интересным моментом защиты проектов для ребят становится этап анализа сделанного ( сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось) и оценивание результатов работы через рейтинговую оценку, которая представляла собой средний балл из суммы оценок: коллективной оценки в группах, средней коллективной оценки слушателей, самооценки, оценки преподавателя.  Рейтинговые оценки показали, наравне с желанием объективно оценивать себя и своих товарищей, и высокий уровень полученных в ходе проектной деятельности знаний, умений и навыков, выведя их на уровень компетентностных практических ценностей, столь необходимых современной успешной личности,  сочетающей знания с высокой активностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Проблемно-диалогическая технология в обучении русскому языку как средство развития языковой личности

В данной статье  автор знакомит читателей с опытом  применения проблемно диалогической технологии на уроках русского языка с целью развития языковой личности....

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Рейтинговая система оценивания учебных достижений по французскому языку как средство развития компетентности школьников

Расширить компетентность школьников в предметной области – французский язык;Развить у обучающихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию;Создать условия для успешной реализации еди...

Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника

Статья на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника."...