Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
методическая разработка по истории (5 класс)

Статья на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника

Иваниди А.В. учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 44 х.Новоукринского, Крымского района, Краснодарского края.

               

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение его темпов развития. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.  

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как  компетентность.

Формирование ключевых компетентностей – одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением.

В соответствии с ФГОС ООО, на основе современных развивающих технологий школа должна формировать компетентность учащихся в следующих областях:

информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС ООО) эти качества личности формируются не только в процессе урочной, но и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность видится в том, что внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся, составной частью учебно-воспитательного процесса и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, в общении со сверстниками, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности и в сохранении здоровья. Федеральные государственные стандарты нового поколения нацеливают нас на развитие и совершенствование внеурочной деятельности.

Реализация программ по внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Внеурочная деятельность способствует более  разностороннему удовлетворению индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Одной из целей своей работы  считаем содействие развитию компетентностей личности школьника посредством нравственного развития.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории х. Новоукраинского, г. Крымска, Краснодарского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 
          2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 
          3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

- овладение методами поисковой и исследовательской работы по сбору достоверных сведений по истории села и школы;

- умение работать с краеведческой литературой, справочниками, документами;

- использовать в работе воспоминания старожилов, свидетелей исторических событий;

- писать дневники по изучению исторических событий;

- писать доклады на исторические темы, выступать с ними на занятиях кружка, перед своими одноклассниками и учащимися других классов;

- оформлять выставки, уголки, стенды по истории родного края.

Правильно организованная внеурочная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или формировать познавательные, духовные  потребности и способности каждого учащегося.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей деятельности. Поэтому от эффективной организации внеурочной деятельности зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Внеурочная деятельность в  школе позволяет решить целый ряд очень важных задач, среди которых задача по улучшению условий для развития ребёнка играет основную роль в развитии ключевых компетентностей обучающихся.

Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода через внеурочную деятельность  – это важное условие повышения качества образования.

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...