Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС
статья (8 класс) на тему

Гончарова Елена Леонидовна

В статье идёт речь об опыте работы в учебно-исследовательской деятельности посредством дополнительного образования, сотрудничестве и партнёрстве школы, семьи, очно-заочной краеведческой школы при КОЦДЮТиЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность по краеведению как средство развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС

Адышевская средняя общеобразовательная школа находится в 35 км от Кирова. Здесь обучается 150 детей, работает 19 педагогов.  

Школа является образовательным центром, в ней проходят занятия Коршикской школы искусств и детско-юношеской спортивной школы, работает  12 разнообразных кружков. Наиболее полно представлено краеведение – это и природное, и литературное, и конечно же историческое. Краеведение носит системный, плановый характер. Мной разработана программа краеведческого кружка «История Земли Вятской»,  которая отражает межпредметную интеграцию. Ее содержание, тематика, формы и методы определяются с учетом возрастных особенностей учащихся. А началось все в 2005 году.

К этому времени я проработала в школе 14 лет, несмотря на то, что преподавание - это творческий процесс, невозможно избежать рутины. Возникла потребность в изменениях, которые необходимы не только для  повышения профессионализма, но и с целью перевода на новый уровень взаимоотношений с детьми и их родителями - на отношения партнёрства и сотрудничества.

Произошёл пересмотр ценностей и отказ от прежнего уровня взаимоотношений учитель – ученик, ведь современность требует не просто исполнителя, а созидателя, творца.  Всё это  тесно связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося, развития у него навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности.

Возникает понятие «универсальные учебные действия». В основе лежит новое понимание основного результата образования – индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны, поэтому требуется формирование общеучебных умений, навыков и компетенций.

        Для удобства описания результаты образования условно можно разделить на три группы, в каждой из которых акцентирован один какой-либо аспект:

  • личностные результаты (жизненные установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п.);
  • метапредметные результаты или освоение универсальных способов деятельности, которые затрагивают все основные сферы личностного развития: когнитивную, эмоциональную, волевую;
  • предметные результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, на преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов.

        Таким образом, новая образовательная система - это не пассивное слушание, а активная исследовательская деятельность.

Главная цель исследовательской деятельности - социализация учащихся, подготовка адаптированных учащихся к вузовской системе. Она достигается через создание условий для развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

Задачи исследовательской декятельности:

  • научить самостоятельно искать и перерабатывать информацию и обмениваться ею;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к предмету;
  • внести вклад в воспитание личности, способной к самообразованию и адаптированной в современном
  • обществе

Готовясь к урокам истории, я натолкнулась на слова председателя краеведов России С.О.Шмидта, которые были созвучны с моим мироощущением:  «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».

Существует 3 уровня усвоения знаний учащимися. 10% знаний учащиеся усваивают при пассивном слушании. 30% знаний учащиеся приобретают в процессе самостоятельной работы. 90% знаний учащиеся получают в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Как говорил академик Лихачев: «Краеведение – это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники». Поисковая и исследовательская деятельность по краеведению выводит учащихся за рамки урока и  школы, погружая в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни, самостоятельно мыслить, а также творчески подходить к работе.  

С 1997 наша школа начала сотрудничество с Кировским Областным Центром Детско-юношеского туризма и экскурсий. Группы разновозрастные, чтобы старшеклассники могли курировать работы младших, то есть искусственно воссоздается атмосфера многодетной семьи, которая позволяет научиться выстраивать взаимоотношения с людьми  различных возрастных и социальных категорий. Здесь работают преподаватели из различных учебных заведений, заинтересованные в личностном развитии каждого ученика-«коллеги».Педагог не ведет  ученика по известному ему пути к ответу, а совместно с учеником ищет решение проблемы. Таким образом ученик из пассивного исполнителя превращается в полноценного партнёра, имеющего возможность высказать свое мнение, доказать свою правоту. Да, этот путь длинней, но плодотворней.

В основу сотрудничества  положен принцип равноправия, так как  никто из сторон не знает точного результата, может только предвидеть его. Поиск же совместных решений создает ситуацию сотворчества и содружества, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные. Любой, даже неуспешный в школе ученик имеет возможность стать успешным. У каждого ученика есть свой мастер, а порой и не один. Через интерес к узкой специальной теме может измениться отношение к школьным предметам, а главное есть возможность повысить самооценку и достичь уважения одноклассников и школьных учителей.  

В общеобразовательной  школе родитель чаще  перепоручает ребёнка учителям, не вникая в его школьные дела, требуя хороших оценок. В краеведческой школе бесспорно, важной составляющей является поддержка родителей. Возникает так необходимый в работе педагога треугольник: родитель – ребёнок – педагог. Родители непосредственно  участвуют в жизни своих детей, сопровождают их на сессии в Киров, репетируют выступления, помогают в приготовлении еды. Родители соприкасаются с творческой атмосферой, которая царит на занятиях, и видят, что дети занимаются нужным и важным делом. Становятся более доверительными отношения между семьёй и учителем. В процессе сотрудничества треугольник преобразуется в круг, то есть среду. Причём инициатива идёт от родителей, желание от ученика, а учитель в роли сопровождающего. Таким образом изменилась система взаимоотношений: личные человеческие качества выступают впереди профессиональных педагогических. Самое главное, что приобретает ученик, - это возможность получать знания с удовольствием, а в дальнейшем использовать их в жизни и находиться в системе непрерывного образования.

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

  • развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
  • формированию  когнитивных компетенций;
  • выявлению и поддержке одаренных детей;
  • активизации поисковой и научно-исследовательской деятельности;
  • интеграции всех основных граней воспитания: гражданского, патриотического, нравственного, эстетического, интернационального, экологического и др. с умственным развитием и полипредметным образованием.

Кроме явных результатов учебно-исследовательской деятельности немаловажную роль играет и формирование толерантности: совместное обучение и проживание во время сессий детей из различных населённых пунктов, разных национальностей и конфессий. Отрицательные и положительные стороны занятия исследовательской работой: нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки как на ученика, так и на преподавателя;  невозможность включения значительного числа учеников в исследовательскую работу.

Ученики, прошедшие через краеведческую школу могут работать с различными источниками информации, написать и правильно оформить исследовательскую работу, что является  заделом на будущее, это курсовые работы и дипломные, не только для себя, но и как средство дополнительного заработка. Выпускники могут написать статью и автореферат, составить тезисы, умеют найти нужную литературу в областной библиотеке им.Герцена, работать с архивными документами в ГАКО и ГАСПИКО, создать презентацию своей работы и презентацию сопровождение. Все они  овладели одной из профессий: делопроизводитель, архивариус, экскурсовод, журналист. Статьи выпускников вошли в 4 и 5 сборник, выпущенный КОЦДЮТЭ.

  В течение нескольких лет наши учащиеся стали призёрами и победителями открытой гуманитарной конференции «Вышгород», Всероссийских краеведческих чтений,  заочного областного и очного этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество», малых Трифоновских чтений. В 2014 году участвовали в интернет-этапе и очном этапе Всероссийских открытых Сергиевских краеведческих чтений, посвященных 700-летию Сергия Радонежского, в рамках года культуры РФ.

                  Именно выпускники «краеведки» пропагандируют среди  других ребят обучение в КОЦДЮТЭ, а не родители и учителя мотивируют необходимость обучения в краеведческой школе. Большинство  выпускников имеет или получает высшее образование в вузах не только Кирова, но и Нижнего Новгорода и Москвы. Проследив судьбы выпускников краеведческой школы  за 13 лет, мы сделали вывод: они  успешны и в профессиональной деятельности и в личной жизни,  всех их отличает активная гражданская и жизненная позиция.

Подводя итог  всему вышесказанному, можно сделать вывод: учебно-исследовательская деятельность по краеведению является важным средством развития личности учащихся в рамках реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...

Развитие коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков учащихся в рамках реализации ФГОС...

Представление опыта работы по теме «Организация внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС. Интегрированный курс «Основы моделирования с элементами декоративно-прикладного творчества»

Представлена презентация предъявления опыта работы - организация внеурочной деятельности с учащимися 5-х классов в рамках интегрированного кружка "Основы моделирования с элементами декоративно-приклад...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.

В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах  к обучению ребенка,  правильно оценить  степень его готовности воспринимать знани...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....