Главные вкладки

    Рабочая программа учебного предмета «Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
    рабочая программа по технологии на тему

    Герасимов Владислав Александрович

     5 – 6 класс, базовый  уровень

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_7.doc266.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «Средняя общеобразовательная школа №7» города Калуги

    Рассмотрено на заседании

    педагогического совета

    Протокол №1 от 29.08.2014

    «Утверждаю».

    Директор МБОУ «Средняя                                                                                общеобразовательная   школа № 7»

    г. Калуга

    ___________ Гапеева С. Г.                                                                                                  Приказ №  186 – од                                                                                от 29.08. 2014

    Рабочая программа учебного предмета

    «Организация проектной  деятельности учащихся  в рамках реализации ФГОС 2 поколения».
    5 – 6 класс, базовый  уровень

    Разработана

    учителем технологии высшей

    квалификационной категории

                                                                                                   Герасимов В. А

                                                         

    2014

    Пояснительная записка

    Источники составления программы.

    Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)

    Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)

    Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);

    Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.

    Данная программа проектной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении технологии, воспитывает чувство уважения к труду, развивает мыслительную деятельность. В отличие от уроков технологии  на занятиях по проектной деятельности учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Материаловеление», «Обработка конструкционных материалов», «Электротехника». «Графика», «Художественная обработка древесины», «Начальное моделирование». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые обучающиеся получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка.

    Цель проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС 2 поколения:

     Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

    Задачи:


    Формирование личностных УУД:
    Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

    Воспитание целеустремлённости и настойчивости 


    Формирование коммуникативных УУД:
    Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, 

    Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

    Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения 


    Формирование регулятивных УУД:
    Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

    Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

    Формирование познавательных УУД:
    Сбор, систематизация, хранение, использование информации 


    Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы.

    Рабочая программа для 5 - 6 классов "Проектная деятельность" реализована в рамках ФГОС в соответствии с базисным образовательным планом 2014-2015 уч. года, рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю ).

    1. Общая характеристика курса проектной дечтельности деятельности

    Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, 12-13 лет. Обучающиеся данного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.

    Программа рассчитана на один год обучения (34 час.). Количество детей в объединении – 12 -15 человек, занятия проводятся один раза в неделю, продолжительность занятий - 45 мин.

    1.  Результаты освоения программы.

    Личностные УУД:

    • Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
    • Устойчивый учебно-познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;
    • Адекватного понимания причин успешной/неуспешной деятельности;
    • Способности к решению  на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
    • Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • Установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.

    Регулятивные УУД:

    • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
    • Принимать и сохранять учебную задачу;
    • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условия её реализации;
    • Обнаруживать и формулировать проблему;
    • Высказывать свою версию разрешения проблемы;
    • Различать способ и результат действия;
    • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
    • Контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение
    • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

    Коммуникативные УУД:

    • Доносить свою позицию до других людей;
    • Слушать и понимать речь других людей;
    • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в       сотрудничестве;
    • Формулировать собственное мнение и позицию;
    • Договариваться и приходить к общему мнению;
    • Контролировать действия свои и партнёра;
    • Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Личностные результаты обучающихся: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию в области технологии; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции  личностные качества (дисциплинированность, готовность прийти на помощь); сформированность основ гражданской идентичности, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы  находить выходы из спорных ситуаций     

    Метапредметные результаты обучающихся: освоенные ими универсальные учебные  действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и межпредметными понятиями, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными  задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление  и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

    1. Содержание курса

    Методы обучения

    • словесные методы обучения (устное изложение, беседа),
    • наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение),                                    
    • практические методы обучения,
    • частично-поисковые методы обучения
    • интерактивные методы обучения и усвоения знаний.

    Методические принципы

    Основной принцип – принцип единства воспитания и обучения. Принцип творчества и успеха.

    Принцип поддержки и доверия. Принцип ответственности. Принцип вариативности и свободы выбора. Принцип саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп школьников. Принцип учета социальных интересов обучающихся разного возраста на основе интеграции и дифференциации их деятельности. А также методы последовательности и системности.

    Оценку знаний, умений и навыков осуществляется при защите проекта.

    4. Алгоритм проектирования:

    • выбор темы проекта;
    • актуальность проекта, постановка цели, задач;
    • анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
    • формирование гипотезы;
    • планирование и разработка исследовательских действий;
    • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
    • подготовка и написание работы;
    • оценка проекта экспертами (практическая проверка);
    • последействие – устранение недостатков в проекте, оформление;
    • выступление, защита проекта.

    5.Программа «Основы проектной деятельности»

     (5 класс).

    Календарно-тематическое планирование.

    Урок.

    Тема.

    От проблемы к цели.(10 часов).

    1.

    Что такое исследование. Какие бывают проекты.

    2.

    Наблюдение и наблюдательность.

    3.

    Что такое эксперимент.

    4-5.

    Учимся задавать вопросы.

    6.

    Учимся вырабатывать гипотезы.

    7.

    Как правильно выбрать тему проекта.

    8.

    Как работать с энциклопедиями, интернет-источниками.

    9-10.

    Учимся выделять главное и второстепенное.

    Работа с каталогами.(4 часа)

    11-12

    Организация информации в каталоге. Виды каталогов.

    13-14

    Поиск информации в каталоге по заданному параметру и по самостоятельно заданному параметру.

    Работа со справочной литературой.(5 часов)

    15.

    Виды справочной литературы.

    16-17

    Размещение информации в справочной литературе.

    18.

    Поиск информационных лакун.

    19.

    Оформление ссылок.

    Способы первичной обработки информации. (6 часов)

    20-21

    Чтение текста с маркированием.

    22.

    Презентация работы в паре «чтение с маркированием».

    23-24

    Работа с терминами и понятиями.

    25.

    Презентация работы в паре «работа с терминами и понятиями».

    Вместе к одной цели.(8 часов)

    26.

    Что такое команда? (теория)

    27.

    Что такое команда? (практика)

    28-29

    Кто со мной?

    30-31

    «За» и «против».

    32-33

    Как работать вместе.

    34.

    Итоговый урок.

    6. Поурочное планирование.

    Модуль "От проблемы к цели" (10ч.)

    Тема "Что такое исследование".

    Знакомство с понятием "исследование". Корректировка представлений о том, что они понимают под словом "исследование". Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

    Как и где человек проводит исследования в быту?

    Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

    Что такое научные исследования?

    Где и как используют люди результаты научных исследований?

    Что такое научное открытие?

    Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов.

    Тема "Наблюдение и наблюдательность".

    Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

    Тема "Что такое эксперимент".

    Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами

    Тема "Учимся вырабатывать гипотезы".

    Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

    Тема "Знакомство с логикой".

    Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит "классифицировать". Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

    Тема "Как задавать вопросы".

    Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

    Тема "Учимся выделять главное и второстепенное".

    Знакомство с "матрицей по оценке идей". Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - "что сначала, что потом".

    Модуль «Работа с каталогами» (4 часа).

    Тема. «Структура каталогов».

    Алфавитный каталог и его структура. Понятие и особенности алфавитного каталога. Структура, назначение, способы пользования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска.

    Тема. «Поиск информации в каталоге по заданному параметру и по самостоятельно заданному параметру».

    Самостоятельная работа с каталогами в библиотеке, поиска информации по заданному параметру, установление параметра поиска. Устранение ошибки, допущенной  при поиске информации. Поиск информации в электронном каталоге.

    Модуль «Работа со справочной литературой» (5 часов).

    Тема. «Виды справочной литературы».

    Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии.  Знакомство с энциклопедиями. Работа с энциклопедиями. Справочники. Энциклопедические справочники. Словари.

    Тема. «Размещение информации в справочной литературе».

    Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы естественнонаучной тематики в систематическом каталоге и СКС.

    Тема «Поиск информационных лакун».

    Понятие «информация», ее виды и свойства. Носители информации. 

    Тема. «Оформление ссылок».

    Записи прочитанного, их виды и назначение (записи впечатлений, выписки, цитаты). Простейшие конспекты, понятие свертывания информации.

    Модуль «Способы первичной обработки информации» (6 часов)

    Тема «Чтение текста с маркированием».

    Представление о фрагменте текстового документа; развитие навыков выделять фрагмент (слово, строку, абзац, весь текст или произвольный фрагмент), развитие умения вырезать фрагменты, копировать, вставлять в текст из буфера, расширить представление и сформировать навыки учащихся по редактированию текста;

    Тема «Презентация работы в паре «чтение с маркированием».

    Практическая работа.

    Тема. «Работа с терминами и понятиями».

    Чем отличаются понятие и термин?  Приведите примеры. В чём заключается деление и обобщение понятий? С помощью чего это можно представить? Примеры.

    Тема. «Презентация работы в паре «работа с терминами и понятиями»».

    Практическая работа.

    Модуль  «Вместе к одной цели»(8 часов).

    Тема. «Что такое команда?» (теория)

    Правила командного поведения; роли участников группового взаимодействия; основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него.

    Тема. «Что такое команда?»

    Практическое занятие.

    Тема. «Кто со мной?».

     Расширение  содержание понятий «Я» и «Мы», показать их взаимосвязь; формировать позитивное восприятие мира. Ознакомить обучающихся с понятием о человеке как индивиде и личности; раскрыть уникальность каждого человека.

    Тема. «За» и «против».

    Достижение консенсуса при конфликте интересов взаимное уяснение позиций сторон; выявление зоны и уровня конфронтационных притязаний; нахождение неконфронтационного поля (его ценностей, зоны взаимных уступок);выявление условий компромисса; выявление предмета взаимных уступок с целью ослабления конфликта или недопущения его срыва в деструктивную фазу; определение мер и форм гарантии достигнутого соглашения.

    Тема. «Как работать вместе».

    Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии обучающихся; формирование у обучающихся отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве; организация взаимодействия между обучающимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.

    Тема "Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов".

    Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

    7. Программа «Основы проектной деятельности»

    6 класс (34 часа).

    Календарно-тематическое планирование.

    Урок.

    Тема.

    Модуль «От проблемы к цели» (3 час).

    1.

    Постановка проблемы.

    2.

    Постановка цели.

    3.

    Планирование.

    Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 часв).

    4.

    Наблюдение.

    5.

    Статистическое наблюдение.

    6.

    Динамическое наблюдение.

    7.

    Эксперимент, его особенности.

    8.

    Краткосрочный эксперимент.

    9.

    Длительный эксперимент.

    10.

    Выбор способа сбора данных.

    11.

    Зачетный урок по теме.

    Модуль «Сам себе эксперт» (6 час).

    12.

    Оценка по эталону.

    13.

    Критерии оценки.

    14.

    Оценка продукта деятельности.

    15.

    Самооценка.

    16.

    Самооценка.

    17.

    Зачетный урок по теме.

    Модуль «Как работать вместе» (5 часов).

    18.

    Кто со мной.

    19.

    «За» и «против».

    20.

    Как работать вместе.

    21.

    Как работать вместе.

    22.

    Зачетный урок по теме.

     

    Модуль «Основы риторики и публичного выступления»

    (10 часов).

    23.

    Как выступать успешно.

    24-25-26.

    Планирование выступления.

    27.

    Отличие устной речи от письменной.

    28-29-30.

    «Как наше слово отзовется».

    31-32.

    Зачетный урок «Публичное выступление».

    33-34.

    Итоговое повторение.

    8. Поурочное планирование.

    Модуль «От проблемы к цели» (3 час).

    Тема. «Постановка проблемы».

    Роль проекта в приобретении новых знаний и умений для учащихся.  Какое изделие мы с вами в этом году будем делать. понятие проекта, проектной деятельности; этапы выполнения проекта; способы представления информации; возможные формы презентации; критерии оценки проекта.

    Тема. «Постановка цели».

    Оценка обучающимися своих возможностей в области проектной деятельности.

    Модуль «Наблюдение и эксперимент» (8 час).

    Тема "Наблюдение и наблюдательность".

    Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

    Тема. «Статистическое наблюдение».

     Первичный статистический материал, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации- сводке, обработке. анализу и обобщению.

    Тема. «Динамическое наблюдение».

    Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Создание плана наблюдения. Выбор метода обработки результатов. Обработка и интерпретация полученной информации.

    Тема "Что такое эксперимент".

    Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами

    Тема. «Краткосрочный эксперимент».

    Модель эксперимента. Сравнение новой модели с моделью наблюдения Рефлексивно- оценочный этап.

    Тема. «Долгосрочный эксперимент».

    Цель долгосрочного эксперимента. Методика эксперимента  Результаты эксперимента.

    Тема. «Выбор способа сбора данных».

    Основные способы сбора данных. Централизованный сбор данных . Распределенный сбор данных.

    Тема. Зачетный урок по модулю.

    Модуль «Сам себе эксперт» (6 час).

    Тема. «Оценка по эталону».

    Оценка процесса проектной деятельности учащегося. Соответствие стандартам оформления. Системность. Лаконичность. Дизайн. Наглядность.

    Тема. «Критерии оценки».

     Качество доклада. Ответы на вопросы . Личностные проявления докладчика

    Тема. «Оценка продукта деятельности».

    Рейтинговая оценка проектов.   Подход, позволяющий произвести упорядочение (сравнительную оценку) проектов по их потенциальной реализуемости на основе балльной оценки.

    Тема. «Самооценка».

    Функции самооценки:  регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора,  защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

    Тема. Зачетный урок по модулю.

    Модуль «Как работать вместе» (5 часов).

    Тема. «Кто со мной?».

     Расширение  содержание понятий «Я» и «Мы», показать их взаимосвязь; формировать позитивное восприятие мира. Ознакомить обучающихся с понятием о человеке как индивиде и личности; раскрыть уникальность каждого человека.

    Тема. «За» и «против».

    Достижение консенсуса при конфликте интересов взаимное уяснение позиций сторон; выявление зоны и уровня конфронтационных притязаний; нахождение неконфронтационного поля (его ценностей, зоны взаимных уступок);выявление условий компромисса; выявление предмета взаимных уступок с целью ослабления конфликта или недопущения его срыва в деструктивную фазу; определение мер и форм гарантии достигнутого соглашения.

    Тема. «Как работать вместе».

    Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии обучающихся; формирование у обучающихся отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве; организация взаимодействия между обучающимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества.

    Тема. Зачетный урок по модулю.

    Модуль «Основы риторики и публичного выступления»(10 часов).

    Тема. «Как выступать успешно».

    Методы преодоления страха выступления перед большим количеством народа.. Постановка речи, голоса, добавление эмоциональной составляющей.

    Тема. «Планирование выступления».

    Способы презентации себя любимого. Техника подготовки к выступлению и отработки речи

    Тема. «Отличие устной речи от письменной».

    Речевая импровизация: что делать, если забыл текст, что делать, если не знаешь ответа на вопрос или если него говорить вовсе и т.п.;

    Тема. «Как наше слово отзовется».

    Работа с так называемыми «неожиданностями»: вопросы оппонента, дебаты, «тяжелая», негативно настроенная аудитория.

    Тема. Зачетный урок по модулю.

    Тема "Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов".

    Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

    9. Этапы работы над проектом.

    Этапы работы над проектом

    Цели и задачи

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Деятельность родителей

    1. Погружение в проект

    Цель –подготовка учащихся к проектной деятельности.

    Задачи:

    – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

    – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

    Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

    Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

    Помогает сформулировать:

    •  проблему проекта;

    •  сюжетную ситуацию;

    •  цель и задачи.

    Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

    Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

    Помогает в анализе

    и синтезе, наблюдает,

    контролирует.

    Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

    Формирует необходимые

    специфические умения

    и навыки.

    Осуществляют вживание в ситуацию.

    Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

    Получают дополнительную информацию.

    Определяют свои потребности.

    Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

    Осуществляют:

    •  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

    • личностное присвоение проблемы.

    Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

    Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

    Мотивируют детей.

    2. Планирование деятельности

    Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

    Задачи:

    – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

    – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

    – распределение задач (обязанностей) между членами группы.

    Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

    Предлагает учащимся:

    •  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

    •  распределить роли в группах;

    •  спланировать деятельность по решению задач проекта;

    •  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

    •  продумать критерии оценки результатов и процесса.

    Формирует необходимые

    специфические умения

    и навыки.

    Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

    Осуществляют:  

    •  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

    • разбивку на группы;

    •  распределение ролей в группе;

    •  планирование работы; 

    •  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

    •  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

    Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

    Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

    Консультируют в процессе поиска информации.

    Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

    3. Осуществление деятельности по решению проблемы

    Цель –разработка проекта.

    Задачи:

     самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

    – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

    Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

    Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

    Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

    Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

    При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

    Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

    Наблюдают.

    Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

    Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

    Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

    4. Оформление результатов

    Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

    Задачи:

    – анализ и синтез данных;

    – формулирование выводов.

    Наблюдает, советует,

    направляет процесс анализа.

    Помогает в обеспечении проекта.

    Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

    Оформляют проект,

    изготавливают продукт.

    Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

    Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

    Наблюдает, советует.

    Помогает в обеспечении проекта.

    Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

    5. Презентация результатов

    Цель –демонстрация материалов, представление результатов.

    Задачи:

    – подготовка презентационных материалов;

    – подготовка публичного выступления;

    – презентация проекта.

    Организует презентацию.

    Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

    При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

    Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

    Выступает в качестве эксперта.

    Принимает отчет:

    •  обобщает и резюмирует полученные результаты;

    •  подводит итоги обучения;

    •  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

    •  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

    Выбирают (предлагают) форму презентации.

    Готовят презентацию.

    Продолжают оформлять портфолио.

    При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

    Осуществляют защиту проекта.

    Отвечают на вопросы слушателей.

    Демонстрируют:

    •  понимание проблемы, цели и задач;

    •  умение планировать и осуществлять работу;

    •  найденный способ решения проблемы;

    •  рефлексию деятельности и результата.

    Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

    Консультируют в выборе формы презентации.

    Оказывают помощь в подготовке презентации.

    Выступают в качестве эксперт

    10. Примерный  контрольный  лист  проекта.

    Поисково  -  исследовательский  этап

     Поиск  проблемы

      Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное.
    Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает    банк
    тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  техноло –
    гию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.

      Осознание  проблемной  
    области

     Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами).
    Учитель  выступает  в  роли  консультанта.

      Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности.

    Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации  (банк  данных  и  предложений.  Книги,  журналы,  газеты,  телерадиоинформацию,  рекламные  буклеты,  справочники  и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах,  проводят  мини – маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности.
    Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.

    Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка

    Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют  тему  проекта.
    Учитель  помогает  уточнить  формулировки.

    Установление  основных  параметров  и  ограничений

    Учащиеся  определяют  основные  параметры  (размеры,  мощность,  функции  и  т.д.)  и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами.
    Учитель  делает  уточнения.

    Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории.

    Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи.
    Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.

    Третье  мини – исследование:  построение  «звездочки  обдумывания»

    Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия.
    Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.

    Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив

    Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов.
    Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.

    Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта

    Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием.
    Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.

    Выбор  материала,  построение  «звездочки  обдумывания»

    Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них.
    Учитель  консультирует,  обобщает.

    Выбор  инструмента,  оборудования

    Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования.
    Учитель  консультирует,  обобщает.

    Разработка  технологического  проекта

    Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля.
    Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.

    Организация  рабочего  места

    Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют  освещенность,  проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности.
    Учитель  оказывает  помощь.

    Экономическое  и  экологическое  обоснование

    Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия.
    Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.

    Контроль  качества

    Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта.
    Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.

    Заключительный  этап

    Коррекция

    Учащиеся  сравнивают  выполненный  проект  с  задуманным,  устраняют  недочеты.
    Учитель  анализирует,  советует.

    Контроль,  испытание

    Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание.
    Учитель  наблюдает,  консультирует.

    Реклама

    Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий.
    Учитель  консультирует,  советует.

    Оформление

    Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями.
    Учитель  консультирует,  помогает.

    Самооценка

    Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства.
    Учитель  наблюдает,  консультирует.

    Защита  проекта

    Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы.
    Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта.

    11.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

    Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

    1.

      Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    Стандарт основного общего образования по технологии

    Примерная программа основного общего образования по технологии

    Рабочие программы по направлениям технологии

    Учебники по технологии для 5 класса

    Другие дидактические материалы по всем разделам каждого направления технологической подготовки учащихся

    Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы.

    Нормативные материалы (ГОСТы, ОСТы, ЕТКС и т.д.) по разделам технологической подготовки

    Справочные пособия по разделам и темам программы

    Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

    Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских

    2.

    Печатные пособия

    Таблицы (плакаты) по  безопасности труда .

    Таблицы (плакаты) по  основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся

    3.

    Информациионно-коммуникационные средства

    Мультимедийные моделирующие и обучающие программы.

    4.

    Технические средства обучения

    Экспозиционный экран на штативе или навесной

    Видеомагнитофон (видеоплейер) 

    Телевизор с универсальной подставкой 

    Мультимедийный проектор

    5.

    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

    Аптечка

    Халаты

    Очки защитные

    6.

    Специализированная учебная мебель

    Аудиторная доска

    Секционные шкафы (стеллажи) для хранения инструментов, приборов, деталей

    Ящики для хранения таблиц и плакатов

    Специализированное место учителя

    Электрощитовая

    7.

    Станки

    Токарно-винторезный станок

    Токарный станок по дереву

    Сверлильный станок

    Фрезерный станок

    Заточной

    Деревообрабатывающий

    8.

    Инструменты для обработки древесины

    Ножовка

    Клещи

    Молоток столярный

    Рубанки малогабаритные школьные

    Отвертки, 5мм

    Отвертки, 10 мм

    Отвертки крестообразные

    Лобзики

    Стамески плоские

    Наборы инструментов для резьбы по дереву

    Метр складной

    Топор

    9.

    Инструменты для обработки металла

    Ключ гаечный разводной, 30 мм

    Ключ гаечный разводной, 19 мм

    Молотки слесарные

    Наборы контрольно-измерительных и разметочных инструментов

    Зубило слесарное, ширина лезвия 10 мм

    Кусачки

    Плоскогубцы

    Тиски станочные с ручным приводом

    Штангенциркуль учебный с точностью 0,1 мм

    Циркуль разметочный с пружиной

    Сверла

    Резцы проходные

    Фрезы дисковые

    Наборы сверл спиральных

    Ножницы по металлу

    Напильники


    12.Литература.

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
    3. Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
    4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
    5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
    6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
    7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010.
    8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
    9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом “Федоров”, 2010.
    10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

    Электронные ресурсы:

    1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

     2.     А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс]http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

     3.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

     4.     Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/(09.03.11)

     5.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)

     6.      «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа 5 класса по Д.Д.Данилову (реализация ФГОС)

    Рабочая программа по истории для 5 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответств...

    Рабочая программа учебного предмета "Биология", реализуемого в рамках ФГОС ОВЗ

    Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе проекта Федерального образовательного государственного ст...

    Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС

    Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...

    Рабочая программа по математике 6 класс (в условиях реализации ФГОС) учебник Виленкина

    Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Виленкина...