Главные вкладки

    Статья по географии на тему:
    Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

    Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над методической темой (выступление на семинаре)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

    (отчет о работе над методической темой)

    Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

    Работа над темой (в такой формулировке)  ведется с 2013 года. Ну а сам выбор темы был обусловлен окружающей нас действительностью.  Как гласит известное выражение: «Мы не унаследовали Землю своих отцов, мы взяли ее в долг у наших детей!».  Уже в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по защите окружающей среды, также известной, как первый Саммит Земли, ее участники свою тревогу за будущее планеты выразили в двух словах  - «биосфера в опасности!».  От природной катастрофы человечество отделяло каких-то 30-40 лет.  В связи с этим нынешний  XXI век был объявлен «столетием окружающей среды».  А это значит, что экологический диктат все больше будет определять и экономику, и образование, и культуру.  Важность и актуальность данного вопроса понимается и поднимается на самом высоком уровне. Так, например, буквально в конце 2015 года в Париже  прошла международная конференция по климату, итогом которой стали крайне важные договоренности и  Соглашения.

    Наша страна также активно включилась в международную деятельность по защите окружающей среды. И неслучайно, 2017 год уже объявлен годом экологии в России.

    Новое время требует нового человека – не просто исполнителя, а исследователя.  А проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы.  В условиях внедрения ФГОС механизмом перехода к новой модели экологического образования и воспитания выступает системно-деятельностная (в отличие от «знаниевой») парадигма образования. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде.

    Приоритетным является компетентностный подход.  

    Школа была и остаётся главным источником по «выращиванию» экологически образованной личности.  Экологическая компетентность базируется на знаниях, навыках, опыте, приобретенных в школе.  А школьная география – это единственный предмет, который изучает экологические проблемы на трех уровнях (глобальном, региональном, локальном).  Экологизация  школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе «человек-природа-производство-окружающая среда», которая является ядром формирования экологической компетенции. В процессе  этого формирования учащиеся переходят из одного уровня в другой, что дает возможность построить обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. (Уровни формирования экологической компетентности представлены в таблице на экране).

    Существует множество способов формирования экологической компетентности.  Наибольшая же эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяется  метод проектов.

    Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

    Данный метод нацелен на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Он позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

    Личностная ориентация достигается в нём, во-первых, за счет «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в результате ее выполнения. Во-вторых, метод проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что и лежит в основе развития компетентности.

    Сейчас я хотела бы немного проиллюстрировать непосредственно наш опыт.

    Как правило наша школьная проектная работа связана с более крупными городскими и международными проектами. На слайде представлены наши постоянные партнеры.

          В заключении я бы хотела показать один из наших «продуктов». Это видеоролик, который является своеобразным отчетом по проекту, посвященному Балтийскому морю.  Наш проект выиграл в номинации «Лучший социальный проект» в российско-финском проекте Водоканала. А непосредственно ролик победил в номинации «Лучший фильм о Финском заливе» в детской программе международного фестивале «Зеленый взгляд – 2015», который прошел в ноябре месяце.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

    Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

    Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

    В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

    «Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»

    Презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности за последние три года....

    Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО

    Методический семинар: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии и во внеурочное время в условиях перехода на ФГОС ООО...