Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения
материал по географии

Кайдалова Нина Ильинична

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Выступление учителя географии Кайдаловой Нины Ильиничны МАОУ «Многопрофильного лицея имени 202-ой воздушно-десантной бригады» г. Хабаровска

Аннотация. В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения обучающихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – фундамент современного образовательного процесса, призванный обеспечить единое образовательное пространство на всей территории Российской Федерации. А потому ФГОС важен не только для учителей, но и для учеников, а также родителей, так как трактуют требования к содержанию программ, условиям, необходимым для их реализации; результатам освоения учебных программ учениками. Отличительной чертой стандартов третьего поколения является четкость и конкретизация, а также унификация тем и подходов в преподавании. Данный ФГОС призван обеспечить получение базовых знаний и навыков школьником в каждом учреждении образования, независимо от того в каком регионе оно находится. Что дает такой подход педагогу? Во-первых, уверенность в том, что пришедший в класс новый ученик не будет испытывать трудностей в усвоении программного материала. Во-вторых, четкие ответы на «вечные» вопросы педагогики и дидактики: для чего учить? чему учить? с помощью чего учить? как учить? В -третьих, это новый старт для саморазвития педагога и совершенствования педагогического мастерства, а также открытия новых горизонтов в области дидактики.

Итак, в процессе обучения с учетом реализации в образовательных учреждениях у учащихся формируются навыки,  под которыми подразумевается формирование дополнительных знаний, умений, личных качеств. Считается, что данные навыки являются первыми помощниками в самоопределении и построении карьеры в дальнейшем, то есть одна из основ социализации личности. При этом необходимо отметить, что формирование навыков целесообразно формировать в подростковом возрасте, т.е. у учеников 7-го – 8 классов.

Ядром навыков являются ответственность, дисциплинированность, умение достигать к назначенному времени поставленных целей и задач, лидерские качества, креативный подход к выполнению заданий, критическое мышление, умение работать в команде, тайм-менеджмент т.е. организованный осознанный контроль и распределение, организация своего времени.

Следует отметить наличие с рождения у учащихся некоторых из перечисленных выше качеств. Однако в большинстве своем современная тенденция отмечает все-таки факт формирования и совершенствования навыков в учебной и внеучебной деятельности .

Золотым стандартом формирования навыков и тайм-менеджмента является проектная и исследовательская работа посредством соблюдения следующих принципов: выполнение работы в срок в соответствии с целями и задачами, мотивация как результат поставленной цели; планирование, анализ опыта, в том числе и собственного, использование сервисов-помощников и, конечно, чередование различных видов деятельности. Например, проекты учащихся к НПК и проекты в 9 классах по выбранным учащимися предметам: географии, биологии, математики, истории, иностранным языкам и т.д. Важно не ограничивать детское творчество, развивая параллельно умение выделять самое важное и выполнять именно это, формируя навык экономии времени. Экономить время может помочь инновационный прием «Правило 10 минут»: договоритесь с учениками, что какую-либо работу вы будете выполнять только десять минут. Опыт показывает, что через некоторое время ребята могут уже без четкого контроля времени соблюдать данное правило.

Также достаточно хорошие результаты в формировании навыков дает прием «Лягушки и слоны», автором которого является эксперт в психологии успеха Брайан Трейси. Под слонами подразумеваются самые важные дела и задачи, а под лягушками – второстепенные. Игровые технологии в сочетании с таким приемом, способствуют и развитию критического мышления (построение схемы-задачи, сопровождающейся, например, топографическими элементами), самоорганизации, креатива. Также данный прием можно использовать при проведении наблюдения за природными явлениями, при выполнении практических работ, во время экскурсии. Выделив своевременно главные аспекты, ученик не отвлекается на посторонние детали при наблюдении или выполнении практической работы, что существенно экономит время и облегчает формулирование выводов.

Лидерские качества, ответственность, умение работать в команде формируют коммуникативные формы обучения – парная, групповая и коллективная форма работы. А также организация дискуссионного клуба на уроке географии, изо, истории. Повести за собой, взять процесс организации работы на себя, ответственность не только за себя, но и за других членов группы, коллектива – кирпичики формирования лидера.

Таким образом, навыки относятся к жизненным, надпрофессиональным навыкам, овладение которыми помогает ученику свободно переходить из школы в школу безболезненно, быстро адаптироваться в новом коллективе, без потерь в усвоении учебного материала. А в дальнейшем данный навык призван обеспечивать быстрый переход из одной отрасли в другую, системно мыслить и быстро решать проблемные ситуации, а, значит, стать востребованным специалистом.

 

В условиях принятия ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускника средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения, навыки. В связи с этим задачей любого учителя становится научить творчески мыслить школьников, т.е. вооружить важным умением – умением учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей без всякого исключения».

В этот сложный период проблемы в преподавании географии возникают еще и потому, что в базисном учебном плане сокращено количество часов, почти исчез региональный компонент, мало внимания уделяется краеведческому материалу. Еще одна проблема – отсутствие единого стандарта в УМК, множество линий учебников, нет преемственности при переходе из одной школы в другую, снижение качества излагаемого материала, и, как следствие, снижение уровня географического образования. Кроме этого, география стала почти не востребована при поступлении в высшие учебные заведения. Отсюда и соответственное отношение к ней со стороны учащихся.

В условиях модернизации образования возрастают требования к уровню профессиональной подготовки учителя. Одно из требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, остается основой образовательного процесса.

География - предмет, при овладении которым наиболее эффективным способом является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий учащихся: умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, в основном, при выполнении практических работ. Практические работы в географии – были, есть и будут основным способом достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Поэтому при внедрении ФГОС на уроках географии надо помнить, что специфика нашего предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является важнейшей частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении, проверке знаний и т.д. Таким образом, мы видим, что несмотря на то, что ФГОС предполагает кардинальную перестройку школьного урока, мы не можем отойти от основных закрепившихся с годами методов обучения географии. Так что же должен сделать учитель географии, чтобы урок отвечал требованиям ФГОС?

Начнем с целеполагания. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с детьми. Мой опыт показывает, что подчас это сделать непросто. Не всегда можно найти «изюминку», которая навела бы детей на нужную мысль. Нередко на этот момент урока затрачивается неоправданно много времени.

Далее мотивация. Учитель должен сформировать интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания. Моя практика показывает, что на вопросы «Зачем?», «Для чего?» дети, как правило, ответы находят. Ведь география затрагивает многие стороны нашей жизни.

Самое важное – изменить способ отбора и подачи информационного материала учащимся. Для этого нужно, во-первых, активно использовать на своих уроках средства ИКТ. На уроках географии это особенно важно. ИКТ позволят учителю расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии.

Во-вторых, грамотно организовать самостоятельную работу учащихся. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия. Сегодня учитель выступает не как главный источник знаний, а лишь в качестве координатора – помогает детям сориентироваться в учебном процессе, грамотно использовать все источники информации и в результате этого поиска самим приобрести необходимые знания.

Стандарт нацеливает учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности, связанной с выполнением практической части программы. Проведение практических работ с использованием традиционных инструктивных карточек, которые экономили время на уроке, должно уйти в прошлое. Системно-деятельный подход требует от учителя некоторых изменений в методике проведения практических работ. Алгоритм деятельности учителя включает в себя постановку учебной задачи (совместно с учащимися), мотивацию, коллективное планирование (этапы деятельности, объяснение логики выполнения деятельности на каждом этапе), источники информации, способы деятельности, прогнозируемый результат этапа, время выполнения, распределение ролей между участниками, обсуждение результатов работы, выводов и т.д. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками процесса выполнения учебной задачи.

Украшает, насыщает урок географии использование метапредметных связей с уроками истории, биологии, физики, химии, литературы. А без знаний по математике на уроках географии в 6 классе вообще делать нечего. Именно поэтому для повышения интереса к предмету, учитель должен обладать всесторонними знаниями в разных областях науки.

Обязательной частью современного урока является организация парной или групповой работы. Здесь тоже есть свои плюсы и минусы. Хорошо то, что каждый ученик может развивать свои коммуникативные компетенции, осваивать нормы работы в коллективе. Детям, как правило, нравится такая форма работы, которая дает им относительную свободу, оживляет урок, дает возможность на законных основаниях общаться друг с другом. Но, как правило, в группах всегда найдутся ученики, которые не хотят работать самостоятельно, воспринимают данную ситуацию как возможность поразвлечься. Поэтому учителю необходимо контролировать не только ход работы, но и участие в ней каждого участника группы. Мой опыт подсказывает, что такие работы лучше давать небольшие по объему и затраченному на них времени. Иначе замедляется темп урока, уменьшается объем изученного материала.

Финальную часть урока можно использовать не только для личностной оценки каждого участника результатов своей деятельности, но и для развития умения задавать (правильно!) вопросы друг другу по материалу конкретного урока.

Я затронула только некоторые из проблем, которые возникли у меня и педагогов нашей школы при переходе на стандарты второго поколения. Проблем много. Решение многих из них не зависит от нас, учителей. Это и сложность текста стандарта, отсутствие хоть какого-то разъяснительного терминологического аппарата, что обязаны были сделать разработчики, но не сделали, нехватка учебников, написанных в соответствии с требованиями ФГОС, недостаточное финансирование школ и т.д. Но, я думаю, в конце концов они будут решены. А нам надо помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности еще не обеспечат выполнение задач стандарта. В успешной реализации целей образования по новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

Хочу напомнить мудрое выражение Оноре де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». А другой мудрый человек, немецкий богослов Карл Фридрих Этингер, сказал: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрости отличить одно от другого». Эти слова хорошо помогают в борьбе с самим собой, когда приходится начинать какое-нибудь тяжелое, но необходимое и неизбежное дело.


Список литературы

  1. Афанасьева Т.Н., Богачева В.Г. Применение активных методов обучения на уроках интегрированного типа как средство активизации познавательной деятельности // Вестник Белгородского института развития образования. –2020. –Т. 7.– № 1 С. 58-67.
  2. Галяутдинов З.Х. Повышение познавательного интереса учащихся на уроках "Географии" в 6-ом классе, используя нестандартные методы обучения // Интеграция наук. –2019. –№ 1 С. 296-297.
  3. Глухова А.А. Приемы, формы, методы проблемного обучения как средства развития творческого мышления подростков на уроках географии // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. – 2021.– № 4 С. 72-75...
  4. Орехова Е.В., Яковлева Н.В. Применение активных методов обучения на уроках в школе // Вестник научных конференций. – 2018.– № 11 С. 83-84.

 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК  ГЕОГРАФИИ  В УСЛОВИЯХ   РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

—Приоритетными задачами  школьного образования становится развитие  у учащихся   способности самостоятельно ставить      учебные цели,   проектировать...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".

В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...

Формирование навыков смыслового чтения обучающихся на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся осуществляется различными приёмами. Их применение возможно на любом этапе урока, а также успешно реализуется в технологии критического мышления, поз...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Выступление на  заседании МО  по теме:  «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...

Статья «Самостоятельная работа на уроках географии в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Самостоятельная работа является приоритетным направлением в развитии современного образования....

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...