Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"
статья

Елена Ивановна Беззубкова

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как методологической основе ФГОС. В выступлении указывается взаимосвязь и взаимодополняемость этих двух составляющих образовательного процесса. Подчёркивается особенность такого подхода к обучению, называются его основные характеристики. Приводятся некоторые примеры применения системно-деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

В последние годы образование стремительно меняется, стремясь ответить на вызовы времени. Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, нести за них ответственность, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству. Значительные изменения в образовании связаны с новыми образовательными стандартами. Одной из основных методологической основ ФГОС является системно-деятельностный подход, Такой подход к обучению существовал и раньше, но в современной школе он становится основополагающим.

Системно-деятельностный подход- это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основной результат обучения- развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности.Таким образом, в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром. В связи с этим меняется роль ученика и учителя во время урока. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе активной самостоятельной работы. Задача учителя- организовать исследовательскую работу детей. Функция учителя не в объяснении нового материала, а в сопровождении учебного процесса.

Системно-деятельностный подход и обновлённый ФГОС тесно связаны между собой и взаимодополняются. Такой подход предполагает рассмотрение образовательного процесса как системы, в которой взаимодействуют различные элементы: учащиеся, учителя, содержание образования, методы и формы обучения, оценка и контроль. Он основан на представлении образования как активной деятельности, включающей познавательную, коммуникативную, творческую и практическую деятельность учащихся. ФГОС определяет цели, задачи и содержание образования, а также требования к его организации и результатам. Он устанавливает общие принципы и подходы к обучению и воспитанию, а также определяет компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе образования. ФГОС определяют три группы требований к результатам обучения- предметные, метапредметные и личностные. Метапредметные результаты выступают системообразующими и интегрирующими компонентами всего образовательного процесса, они носят надпредметный характер. Перед учителями ставится задача формирование знаний в соответствие с ФГОС, формирование УУД, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход использует различные методы и формы обучения, активное взаимодействие учащихся с учителем и другими участниками образовательного процесса, практическую деятельность и реализацию проектов. Всё это соответствует принципам ФГОС, которые подчёркивают необходимость активного и практического обучения, развития творческого мышления и самостоятельности учащихся.

Таким образом, системно-деятельностный подход и ФГОС взаимодополняют друг друга, обеспечивая эффективность образовательного процесса и развитие компетенций учащихся.

Основные принципы системно-деятельностного подхода:

  1. Системность

Образовательный процесс рассматривается как система, в которой каждый элемент взаимодействует с другими элементами. Системность- важнейший дидактический принцип, обеспечивающий целостность и этапность процесса обучения.

  1. Деятельностный подход.

Акцент делается на активной деятельности участников образовательного процесса.

  1. Взаимодействие.

Образовательный процесс предполагает взаимодействие между участниками, такими как ученики, учителя, родители и другие.

  1. Контекстуальность.

Образовательный процесс учитывает контекст, в котором происходит обучение, включая социокультурные, исторические и индивидуальные особенности учеников.

  1. Активность и самостоятельность.
  2. Участники процесса активно взаимодействуют и проявляют самостоятельность в своей деятельности.

Особенность применения системно-деятельностного подхода в образовательном процессе заключается в активной роли учащихся, они решают задачи, исследуют проблемы и применяют полученные знания на практике. Системно-деятельностный подход основан на смысловом обучении. Учащиеся не просто запоминают факты и формулируют правила, а строят смысловые связи между знаниями и применяют их в реальных ситуациях.

Системно-деятельностный подход предполагает интеграцию знаний из разных областей. Например, при изучении истории они анализируют социально-экономические процессы, политические события и культурные явления одновременно. Такой подход позволяет учащимся лучше понимать мир и развивать системное мышление. Он способствует развитию творческого мышления учащихся. Ученики решают нестандартные задачи, применяют свои знания и умения для решения новых проблем. Это развивает креативность мышления и способность к инновациям.

Системно-деятельностный подход помогает учащимся развивать навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире. Они учатся работать в команде, принимать решения, анализировать информацию, адаптироваться к изменениям и др. Всё это помогает им быть готовыми к вызовам и требованиям современного общества.

В связи с переходом к новым образовательным стандартам и определением системно-деятельностного подхода основным в обучении учителю приходится решать ряд проблем: тщательно планировать и организовывать учебный процесс, продумывать цели и задачи урока, а также выбрать соответствующие методы и формы работы. Необходимо учитывать возможности и потребности учащихся, связь изучаемого с реальной жизнью.

Чтобы учащиеся были активны при обучении нужно создать условия, позволяющие им самостоятельно исследовать, анализировать, решать проблемы, создать условия для коллективной работы, обсуждения и сотрудничества. Для эффективной реализации системно-деятельностного подхода необходимо использовать разнообразные методы и формы работы: проекты, исследования, ролевые игры, симуляции, дискуссии, практические задания и т.д. Учитывая индивидуальные особенности и потребности учащихся учитель предоставляет им возможность самостоятельно выбирать темы и задания, он должен адаптировать материалы и методы обучения под уровень и интересы каждого ученика. Это повысит мотивацию и эффективность обучения.

Важным элементом системно-деятельностного подхода является оценка и обратная связь. Оценивать нужно не только знания, но и умения и навыки, развитие личности. Обратная связь помогает ученику понять свои ошибки и достижения и сделать выводы для успешной учёбы.

Некоторые примеры практического применения системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания.

#1059;рок истории России в 10 классе. Тема « На фронтах Гражданской войны». Учитель использует модель смешанного обучения (элементы дистанционного обучения в сочетании с традиционным уроком) Такая модель обучения даёт возможность ученику самостоятельно изучить новый материал дома. Он просматривает презентацию, подготовленную учителем, изучает параграф в учебнике, выполняет тренировочные задания с целью выявления пробелов в усвоении материала.

На уроке идёт систематизация и углубление знаний по теме. Класс делится на дифференцированные группы (по уровню успеваемости).Они получают задание разной сложности: базовый уровень, продвинутый, сложный. При выполнении заданий у групп есть возможность привлечь дополнительные источники (урок проходит в компьютерном классе или с использованием сотовых телефонов с доступом к Интернету) Далее группы отчитываются по заданию, идёт обсуждение вопросов и подведение итогов.

Урок заканчивается дискуссией по проблеме «Почему в Гражданской войне победили красные, а не белые?» Учащиеся высказывают свою точку зрения, аргументируя её.

Таким образом, создаются условия для активной самостоятельной работы, работы в команде. Учащиеся развивают навыки работы с различными источниками информации.

2. Урок обществознания в 7 классе с элементами игры «Необъявленная тема» На доске или на слайде ключевые понятия: плохо, хорошо, добро, зло, справедливо, несправедливо, честь, долг, совесть, норма, правила, выбор, стыд.

Задание: исходя из этих слов, попытаться сформулировать тему урока.

Тема: «Нормы и принципы морали»

В тетради сделать табличку из «3-х У»

#1059;же знаю 2. Хочу узнать 3. Узнал (а)

Первые 2 столбца ученики заполняют в начале урока, третий- в конце.

На следующем уроке идёт проверка домашнего задания с использованием игры «Толстый и тонкий». Ребята первого варианта формулируют вопросы, требующие краткие однозначные ответы, н-р, что такое мораль?

Ребята второго варианта предлагают вопросы для развёрнутого ответа, н-р, какую роль играют нормы морали в жизни общества?

Применение игровых моментов на уроке дают мотивацию учащимся для изучения нового материала, активизируют внимание учащихся, вызывают интерес к содержанию урока.

3. Урок истории в 11 классе. Тема: « Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР в 1964 – 1991 гг.»

На этом уроке идёт защита групповых проектов. Задание учащиеся получили за 2 недели до этого урока. Группы сформированы по интересам.

Вот некоторые темы проектов:

«Мода в СССР: основные тенденции развития»

«Автомобильная промышленность в СССР: заводы, марки и модели советских автомобилей»

«Сатира и юмор в СССР: над чем смеялись и шутили в Советском Союзе»

«Советское телевидение: технологии, любимые телепрограммы, популярные ведущие, роль в идеологическом контроле над обществом»

Содержание таких проектов расширяет материал учебника, значительно углубляет знания учащихся о советской эпохе. Работа над проектом заставляет ребят осуществлять, в какой-то мере, исследовательскую работу. Помимо изучения различных источников по теме, им будет необходимо провести анкетирование среди родственников и знакомых, живших в этот период нашей истории. Такая работа особенно значима: услышать впечатления об эпохе разных людей, сравнить их оценки, сделать выводы, создать продукт проекта.

#1059;рок обществознания в 8 классе. Тема «Банковские услуги» или занятие по элективному курсу «Основы финансовой грамотности» тема: «Депозит» или тема: «Кредит» Применение полученных знаний при решении практических задач.

Задание: Представьте себе ситуацию. Вам уже 14 лет. В наследство от дедушки Вы получили 50 тысяч рублей. Вы хотите начать копить деньги для приобретения компьютера» Разыграйте эту ситуацию. Как Вы поступите?

Или другой вариант. У вас сломался холодильник. Вашей семье нужно срочно купить новый. Свободных денег нет. Что делать? Что Вы посоветуете родителям? Как их убедите в правильности Вашего решения?

При решении таких задач учащиеся применяют знания о кредите, депозите, процентной ставке, условиях депозита, получения кредита и т.д. Такая форма работы способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, заинтересовывает их, более эффективно усваивается материал.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении даёт возможность формировать у учащихся те компетенции, требования к которым содержатся в обновлённых ФГОС.

Литература:

  • Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. – 2009. – № 4.

  • Пазин Р.В., Крутова И.В. Системный подход в формировании умений школьников на примере обучения истории // ПИШ. №3, 2018. С. 43-50
  • Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении – основа ФГОС. – М: Эйдос, 2012.

Интернет-ресурсы:

Методические рекомендации – Тюмень, ТОГИРРО, ЦНППМПР г. Тобольск, 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Выступление на методическом совете на тему: «Система оценивания в условиях реализации ФГОС».

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся.Школа, ориентированна...

Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения

Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...

«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС третьего поколения» ( выступление на ШМО учителей - предметников)

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.Под профессиональной компетентностью понимается совокупность професс...