Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения
презентация к уроку по английскому языку

Сухарева Наталья Владимировна

Доклад по теме "Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения

     Отличительной особенностью ФГОС является то, что в нем  определены требования к результатам освоения  образовательной программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов.
     Деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения  образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. е. умение учащихся общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся. Это и определяет специфику деятельности на уроке, в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры.

Существенную роль при достижении личностных результатов играет такой предмет, как « Иностранный язык». Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих образовательных технологий.

Во-первых, это технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Во-вторых, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет использование на уроке информацинно-коммуникационные технологий (ИКТ ) .При освоении личностных действий ведётся формирование:

  1. критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  2. уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  3. основ правовой культуры в области использования информации. 

     В –третьих,  это реализация деятельностного подхода:

  • Развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и т.д.
  • Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения
  • Широкие возможности контроля и самоконтроля
  • Задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников
  • Диалоги этикетного характера
  • Обсуждения ситуаций, требующих морального выбора
  • Развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих
  • Сопоставление положительных особенностей российской культуры и     культуры стран изучаемого языка
  • Развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на английском языке, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям других народов.

Пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка.

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем

3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Анализ и синтез текста

4. Желание осваивать новые виды деятельности

Разнообразие упражнений(ответы на вопросы,  аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)

5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

Выполнение проектов, написание сочинений

6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий

8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран

9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций , чувств и эмоций

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Формирование и развитие личностных УУД – шаги в направлении достижения этой главной цели.

Первое, о чем в этой связи необходимо сказать, – формирование и развитие гражданской идентичности и национального самосознания.  Учащиеся должны осознавать себя гражданами России и уметь говорить на иностранном языке о своей стране, ее проблемах и достижениях. Уметь сравнивать, проводить аналогии. Но чтобы рассуждать, дискутировать, выражать свое мнение и отношение, надо знать как можно больше о своей стране. Именно поэтому материалы о России в учебнике «Английский в фокусе» 5-9 представлены в формате журнала для подростков, стимулируя актуальностью тем и интерактивными заданиями интерес учащихся к родному краю, своей стране, английскому языку как средству познания.

В 5 классе второй урок о России посвящен двум республикам – Чувашии и Башкортостана. Текст информативен и  служит образцом для построения высказывания о родном крае. Сам текст интересен своим содержанием, однако, прежде всего как материал для обсуждения и сравнения.  Задание по прочтении текста нацеливает учащихся на пристальное знакомство со своим краем, своей малой родиной. Учащиеся самостоятельно собирают материал о своей республике, крае, районе, анализируют его, выделяют главные факты – это и есть первый шаг к формированию гражданственности. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному развитию, гражданскому воспитанию. При работе с данными материалами также происходит формирование и развитие познавательных УУД: умение работать с информацией, анализировать ее, выбирать главное, излагать полученную информацию, интерпретируя в контексте решаемой задачи.

Знание истории, знакомство с историческими и культурными памятниками, старинными народными традициями и на основе прочитанного более пристальный интерес к своей малой родины способствует формированию личностного самоопределения и гражданской идентичности. В 5 классе разговор есть текст о музеях старинного быта, музеях под открытом небом, где представлены сохранившиеся старинные деревенские дома. Что такое русская изба и «красный угол»? Как раньше жили крестьяне, организовывали свой быт? Знакомство  с традициями и обычаями, старыми речевыми оборотами не только интересно, но создает условия для разговора о традициях своей семьи, семейных ценностях, что также способствует формированию национального самосознания.

 

В 8 классе учащиеся знакомятся с древним памятником, который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется государством, -музеем- заповедником Кижи

Задания направлены не на пересказ текста, а его анализ. Почему такие сооружения важны для нас? Чему могут научить нас сегодняшних объекты жизни прошлых столетий, и важно ли это? Уровень компенсаторной компетенции подростков позволяет выразить свое мнение и отношение. Это яркий пример работы по развитию ценностного и эмоционального компонентов.

   В 9 классе в центре внимания московский Кремль как историческое здание и как символ государственности. Задания стимулируют познавательную деятельность школьников – узнать больше об истории и о музеях Кремля. Что такое Кремль для России сегодня? Почему он является символом государства? Обсуждение этих вопросов – путь к формированию гражданской идентичности и национального самосознания.

В качестве примера изучения русских традиций и праздников можно привести урок 5 класса, посвященный Масленице. Изученный материал (общая тема модуля – «Праздники») переносится на личный опыт учащихся. Задания (Do you like Maslenitsa? Why? How do you celebrate it in your area?) требуют от учащихся  активного осмысления своих знаний и опыта и создают почву для сопоставления с культурными традициями других народов.

 

 Возможности УМК «Английский в фокусе» позволяют учителю решать задачу формирования духовных способностей школьников. Чтение и обсуждение материалов, затрагивающих нравственные проблемы, позволяет учащимся оперировать категориями нравственности, задуматься о тех, кто рядом, сделать свой нравственный выбор, развивать эмпатию, участие, сострадание.

 В 7 и 8 классах они знакомятся с выдающимися людьми современности, которые в силу обстоятельств стали инвалидами, но не сломались и многого достигли в жизни. Обсуждение учитель строит на проблеме преодоления трудностей. Какой пример нам подают такие люди? Каких людей мы считаем настоящими героями? За что мы восхищаемся определенными людьми? Ответы на эти вопросы требуют от подростков нравственного оценивания, осмысления своей позиции и поведения.

 

В подростковом возрасте пред учащимися стоят сложные задачи: найти себя, укрепить собственное «я», понять, кто ты и чего хочешь в жизни. Переходный возраст полон драматизма и переживаний, конфликтов, внешних и внутренних. Проблемы, связанные с этим периодом, находят свое отражение в материалах учебника, в том числе в разделе Spotlight on Russia. Материалы о психологической помощи подросткам , о проблемах общения, взаимоотношениях подростков, так значимых в этом возрасте, способствуют вовлечению учащихся в обсуждение личного опыта, ставят их в ситуацию выбора, формируя нравственные позиции.

Не менее важной является работа по формированию таких УУД как самоопределение и действия смыслообразования  Самоопределение —  осознание своего места в жизни и обществе, выявление и утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях. Это выбор своей позиции, целей и средств для воплощения своих намерений в конкретных жизненных обстоятельствах. Результатом самоопределения является осознание школьниками своих целей, жизненных планов и общественных требований,  их сопоставление. В уроке 7 класса представлены тексты о двух городах России – Якутске, расположенном в зоне вечной мерзлоты, и подмосковной Коломне. Это дает возможность сопоставить разные жизненные ситуации и обстоятельства.

 Обсуждение представленные для обсуждения вопросы: Каков твой образ жизни? От чего он зависит? Где и как ты бы хотел жить, что для этого нужно сделать? —  способствует формированию у учащихся самоопределения.

Самоопределение является  центральным механизмом становления личностной зрелости,  в основе которой личностное самосознание, т.е.  осознание и оценка своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения.

Самосознание представляет собой совокупность всех представлений о себе, на которых базируется эмоциональное отношение к себе и самооценка.  Представленный в 6 классе текст, относящийся к  модулю 1, интервью с подростком о ее семье, помогает сформировать представление о себе во времени . Простой для восприятия текст, однако, он служит толчком для осмысления своего отношения к членам своей семьи, дает возможность построить разговор о семье и семейных взаимоотношениях. Именно семейные ценности наравне с историей и культурой лежат в основе национального самосознания. Материалы Spotlight on Russia дают возможность работать над развитием многих других УУД, как личностных, так и познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Для формирования личностных УУД необходимо использовать

задания, которые, во-первых, демонстрируют учащимся правила,

нравственные нормы и жизненные ценности, и во-вторых, позволяют

выработать способность выражать свою жизненную позицию в отношении

мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Следующие виды

задания можно рассматривать как типовые.

1. Read the texts and write your opinion.

Цель: развитие языковых и речемыслительных способностей,

адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи,

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Описание задания: прочитать текст, данный в учебнике о том, как

учащиеся уживаются в одной комнате и высказать своё

мнение.

2. Write information about yourself.

Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на

осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.

Форма выполнения: индивидуальная.

Описание задания: заполнение анкеты

Name

Surname

Age

Country

Languages you speak

Favourite subjects

Hobbies

 3. Тема «School rules», Modal verbs (4класс).

4. Тема «Food» (3 класс)

Проводиться по принципу игры «Съедобное, несъедобное».

Водящий является хозяином и встает в центр круга, все остальные –

гости и встают вокруг хозяина. Хозяин предлагает гостям угощения, а гости

должны внимательно выбирать только те продукты, которые полезны для

здоровья.

 One person is a host. The others are visitors. The host suggests to others

something to eat. Visitors choose, but food must be good for health.

Would you like some sweets?

Would you like some cabbage?

Would you like tea with lemon?

Would you like coffee?

Would you like honey?

Would you like carrot/ cheese/ cake/ milk/ soup/ juice/ lemon/ banana/ salami/ sandwich?

Возможные ответы:

Yes, thank you.

No, thank you.

В зависимости от ступени обучения и уровня обученности

обучающихся ответы могут дополняться аргументами и тогда ответ будет

выглядеть, например, так:

Yes, I would. I would like some fruits, because they have a lot of vitamins.

No, I wouldn’t. I wouldn’t like some sweets, because they are bad for teeth.

Задания на формирование коммуникативных УУД

Коммуникативные УУД формируются при выполнении всех заданий, в

которых происходит взаимодействие учащихся друг с другом в парах, малых

и больших группах. Любое выше предложенное задание может быть

выполнено в группах, и тогда оно будет еще и решать вопрос формирования

коммуникативных УУД.

1. What can we do well? Ask your classmates and complete the list.

Цель: совершенствование навыков монологической и диалогической речи,

активизация лексико-грамматических навыков.

Форма выполнения: в парах

Описание задания: отметить в таблице, что умеют делать ваши

одноклассники

ride a bike

swim

skate

ski

play hockey

play bingo

fish

2. Make the dialogue with your classmate.

Card 1                                                                                                              Card 2

There is a new student in your class.

Ask him/her:

 his/her name

 his/her favourite animals

 what he/she likes to do

Answer his/her questions.

(You begin the conversation )

You are the new student in the class.

Answer your new classmate’s questions.

Then ask him/her:

 his/her name

 his/her hobbies

 what he/she likes to do

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что динамика достижения личностных планируемых результатов на уроках иностранного языка будет положительной, если  в процессе обучения реализовать следующие условия:

  •  систематическое применение комплекса методов и приёмов способствующих целенаправленному формированию личностных универсальных учебных действий школьников в процессе обучения;
  •  в процессе обучения уроки построены с учетом деятельностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС второго поколения

"Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя"Кин Хаббард...

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Согласно стандарту второго поколения, главной задачей школы, училища и преподавателей является изменение форм организации обучения, использование новых образовательных технологий, информационно-образо...

ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Существенную роль при достижении личностных результатов играет такой предмет, как « Иностранный язык». Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычн...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...

Формирование межкультурной толерантности на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Данная статья выявляет основные приемы воспитания межкультурной толерантности на уроках  иностранного языка....