Формирование межкультурной толерантности на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
статья по английскому языку

Александра Горячева

Данная статья выявляет основные приемы воспитания межкультурной толерантности на уроках  иностранного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryacheva_statya.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Горячева Александра Александровна

Формирование межкультурной толерантности на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Одной из актуальных проблем современного образования является поиск пути эффективного педагогического взаимодействия в системе ценностей образования.

Основной задачей учителя является воспитание культурного человека, обладающего довольно широким кругозором. Следовательно, преподаватель иностранных языков должен включать в свои уроки социокультурные и лингвакультурные факты.

Данная статья является актуальной, так как в условиях постоянно изменяющегося общества повышается важность воспитания межкультурной толерантности, как основного условия конструктивной и уважительной коммуникации между людьми разных взглядов и национальностей.

Целью данной статьи является выявление основных приемов обучения межкультурной толерантности на уроках иностранного языка.

Воспитательный потенциал уроков иностранного языка является важным источником образовательных ценностей учеников. Учителю очень важно правильно выбирать содержимое материалов, используемых для построения системы формирования толерантности.

Учителю необходимо развивать способность учеников использовать практические знания во благо человека и общества.

С уверенностью можно утверждать, что ни общество в целом, ни отдельный индивид не могут существовать без общения. Именно общение является основополагающим двигателем развития социального самосознания индивида. Во время общения происходит обмен информацией.

Но современное общество постоянно меняется, а вместе с ним меняется и роль иностранных языков в нашей жизни. Современный индивид узнает информацию через интернет, а также повышает свой уровень интеллекта через чтение научных статей и публикаций, энциклопедий и учебников, тем самым повышая уровень собственной компетенции. Постоянное развитие видов общения, профессиональной мобильности повышает ценность практического владения иностранными языками. Именно данный аспект помогает успешной социализации и личностной, а также профессиональной самореализации индивида. Глобализация и интернационализация приводят к постоянным межкультурным контактам и следствием этого, особенно значимым, становится межкультурная коммуникация. Таким образом, можно сказать, что в современном обществе роль иностранных языков значительно поменялась.

 Современная концепция образования гласит следующее: преподаватели должны культивировать творчество обучающихся, их оригинальность, поощрять инициативу и поиск, креативность своих студентов. Преподаватели должны показать студенту во время обучения разные альтернативы решения той или иной ситуации, и право выбора решения остается за студентом, ибо только свободная личность способна осознавать то, что она делает, и отвечать за свои принятые решения. В процессе обучения преподаватели должны научить студентов находить компромиссные решения даже в безвыходных ситуациях.

Иноязычная коммуникативная компетенция заключается в речевой компетенции, то есть в умении осуществлять общение в четырех видах деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение.

В настоящее время, образование в России стремительно развивается и приспосабливается к современным реалиям. Как следствие такого развития сал федеральный государственный стандарт, основной задачей которого становиться воспитание разносторонней, неподверженной предрассудкам, личности [Синявич 1999: 56].

ФГОС - это "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию" [ Федеральный закон 2012: 368].

Введение данного стандарта позволило обеспечить единство образовательной системы России, а также преемственность образовательных программ на всех этапах образования. ФГОС делится на начальный (1-4 классы), средний (5-9 классы), и старший (10-11 классы) этапы.

Проанализировав федеральный государственный стандарт, мы пришли к выводу, что формирование межкультурной толерантности должно быть заложено в образовательную программу на всех этапах обучения.

ФГОС предлагает критерии, которые должны быть положены в основу содержания образовательной программы:

1. Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности

2. Языковые средства и навыки оперирования ими

3. Социокультурные знания и умения

Также, не стоит забывать о том, что все данные аспекты должны быть представлены в обучении, а для их реализации необходимо добавить в образовательный процесс приемы, направленные на формирование межкультурной толерантности.

Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом [Солдатова 1998: 89].

Можно выделить  наиболее используемые приемы воспитания толерантности.
     Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
     Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
    Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
    Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
    Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
    Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

Таким образом, главный вывод состоит в том, что позиция терпимости и доверия – это основа для сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества это значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле [Юдина 2008: 56].

Список литературы

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. -М.: Смысл, 1998

Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: учеб. пособие / З.В. Сикевич. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999

Юдина, О.И. Формирование этнической толерантности школьников-подростков: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И. Юдина- Оренбург, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

«Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС»

Использование коммуникативных методов при обучении иностранному языку...

Презентация "Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В презентации представлены основные требования к современному уроку иностранного языка,  типы уроков, описаны критерии их  результативности ....

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....

Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...