ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
проект по английскому языку на тему

Существенную роль при достижении личностных результатов играет такой предмет, как « Иностранный язык». Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ"

Учебный модуль "Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка (в условиях реализации ФГОС)

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

" ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

        

Выполнил слушатель: Мамкина Екатерина Валерьевна, учитель английского языка МОУ «Гимназия №4», г. Подольска

Проверил преподаватель: д.п.н., доцент  И.И. Бурлакова

г. ПОДОЛЬСК

2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы личностных планируемых результатов обучения……...4

  1. Отличительная особенность ФГОС  основного общего образования………...4
  2. Особенности формирования личностных универсальных учебных действий школьников на различных предметах…………………………………………...8
  1. Практическая часть…………………………………………………………...…11
  1. Формирование личностных УУД на уроке иностранного языка…………….11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...14

СПИСОК ЛИТЕРАОУРЫ…………………………………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ

   В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.

    Одним из основных требований общества к образовательной системе выделяется требование формирования универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению, иными словами, способствующих формированию личностных действий.

     Таким образом, актуальность проектной работы определяется потребностью современного общества и учителей в планировании и достижении личностных результатов в целях развития целеустремлённой, способной к самообразованию и самовоспитанию личности, в отборе условий направленных на достижение данных результатов.

     Цель проекта: определить педагогические условия достижения личностных планируемых результатов обучения школьников.

     Задачи проекта:

1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.

2. Найти пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка..

     Методы исследования: анализ психолого–педагогической и методической литературы.

1.1 Отличительная особенность ФГОС  основного общего образования

     Отличительной особенностью ФГОС общего образования является то, что в нем впервые определены требования к результатам освоения основной образовательной программы не только в виде предметных, как было раньше, но и в виде личностных и метапредметных результатов.
     Деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь, это достижение личностных и метапредметных результатов, т. е. умение учащихся общаться, организовывать и анализировать свою познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества учащихся. Это и определяет специфику деятельности на уроке, в процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, принимать решения, определять ценностные жизненные ориентиры.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования определено, что целью и основным результатом образования является развитие личности учащихся, а именно, развитие субъектных, личностных качеств на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

     Поэтому планировать образовательный процесс необходимо таким образом, чтобы обеспечить формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

      Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно–смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события спринятыми этическими принципами, знание моральных норм и умениевыделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию всоциальных ролях и межличностных отношениях, системе моральных норм,выступающих регулятором таких отношений.

Применительно к учебной деятельности выделяют три вида действий:  

- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

- действие самоопределения, включая личностное и профессиональное;

- действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

     Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимся собственной учебной   деятельности    посредством    сформированности   уровня

мировоззрения. Поскольку воля и убеждения, как компоненты мировоззрения активизируют или тормозят следующие виды регулятивных учебных действий:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Иными словами, чем устойчивее уровень мировоззрения, тем успешнее реализуются указанные учебные действия.

     Познавательные учебные действия, включающие общеучебные, логические и знаково-символические универсальные учебные действия, безусловно, зависят от веры (степени доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний) и сомнения (критического отношения к каким-либо знаниям или ценностям). Учитывая, что ядром мировоззрения являются знания, то степень проявления следующих универсальных учебных действий так же отражает уровень сформированности мировоззрения:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подобно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера;

- действие со знаково-символическими средствам (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
      Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать  и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Следует отметить, что в данных действиях приоритетной основой является общение, которое с психологической точки зрения имеет три ярко выраженных аспекта: коммуникативный (непосредственный обмен информацией), перцептивный (восприятие и понимание другого человека) и интерактивный (взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений). С этой позиции сформированность коммуникативных универсальных учебных действий напрямую зависит от сформированности мировоззренческих потребностей участника педагогического процесса, а именно:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

     Таким «умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Иными словами, действия младших школьников опосредованы уровнем развития его мировоззрения, а задача  учителя начальных классов повысить этот уровень через эффективное развитие их универсальных учебных действий.

1.2 Особенности формирования личностных универсальных учебных действий школьников на различных предметах
      Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают:

1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

     Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» междисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий.

     Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

     Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

•самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

•смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно–познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

     Смыслообразование – формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

– развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

– формирование мотивов достижения и социального признания;

– мотив, реализующий потребность в социально значимой и

социально оцениваемой деятельности.

     Таким образом, действие смыслообразования – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него, а показателями формирования действий смыслообразования (мотивация, границы собственного знания и «незнания»).

•морально–этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

     

2.1Формирование личностных УУД на уроке иностранного языка

     Существенную роль при достижении личностных результатов играет такой предмет, как « Иностранный язык». Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих образовательных технологий.

Во-первых, это технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Во-вторых, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет использование на уроке информацинно-коммуникационные технологий (ИКТ ) .При освоении личностных действий ведётся формирование:

  1. критического отношения к информации и избирательности её восприятия;
  2. уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
  3. основ правовой культуры в области использования информации. 

     В –третьих,  это реализация деятельностного подхода:

  • Развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности, избыточность упражнений и т.д.
  • Развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения
  • Широкие возможности контроля и самоконтроля
  • Задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников
  • Диалоги этикетного характера
  • Обсуждения ситуаций, требующих морального выбора
  • Развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих
  • Сопоставление положительных особенностей российской культуры и     культуры стран изучаемого языка
  • Развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на английском языке, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям других народов.

Пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка.

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем

3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Анализ и синтез текста

4. Желание осваивать новые виды деятельности

Разнообразие упражнений(ответы на вопросы,  аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)

5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

Выполнение проектов, написание сочинений

6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий

8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран

9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций , чувств и эмоций

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что динамика достижения личностных планируемых результатов на уроках иностранного языка будет положительной, если если в процессе обучения реализовать следующие условия:

  •  систематическое применение комплекса методов и приёмов способствующих целенаправленному формированию личностных универсальных учебных действий школьников в процессе обучения;
  •  в процессе обучения уроки построены с учетом деятельностного подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mon.gov.ru.

    Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 г. № 03–255).
  2. Филатова М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 430-434.
  3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации 11. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Роль применения новых ИКТ в достижении современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС

В современном образовательном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии чтобы повысить эффективность и качество образовательных программ. Использование технологии дополне...

Доклад на педсовете "Содержательные аспекты реализации иностранного языка в условиях реализации ФГОС"

В докладе представлены основные аспекты реализации английского языка в условиях ФГОС....