«Достижение личностных результатов образования средствами иностранного языка»
методическая разработка на тему

Степанова Виктория Алексеевна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоколамская школа-интернат основного общего образования»

 «Достижение личностных результатов образования

средствами иностранного языка»

Учитель английского языка

Степанова В.А.




Волоколамск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Определение личностных результатов образования
  3. Образовательные технологии в формировании личностных УУД.
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы

«Изменения ФГОС – это назревшая необходимость, обусловленная современными социокультурными и образовательными реалиями. Новый стандарт позволил обобщить то положительное, что существовало в преподавании иностранного языка в прежние годы, и модифицировать условия для более эффективного обучения школьников в новых реалиях».

(Биболетова М.З.)

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования.Новый образовательный стандарт не ставит в преподавании иностранных языков и вообще в такой образовательной области, как филология, единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения. 

Согласно Федеральному государственному стандарту второго поколения приоритетной целью образования, вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию личностных универсальных действий.

Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. А от решений этой задачи во многом зависит, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию изберут, и где будут работать.

Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. 

Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социо - культурной, компенсаторной, познавательной.

Согласно требованиям ФГОС личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального иколлективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

- общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

- развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

- развитию письменной речи;

- формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Для достижения вышеуказанных личностных результатов в учебники по иностранному языку введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе иностранного языка с этой целью предлагаются тексты и диалоги о культуре России и аналогичные тексты о культуре и истории стран изучаемого языка.

Ребята учатся вести диалоги, соблюдая правила речевого этикета, не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран (материалы учебников о праздновании Пасхи, Рождества и других праздников в России и странах Европы). Это не только расширяет кругозор обучающихся, но и способствует развитию у них эстетического вкуса.

Работа с заданиями, предложенными в экологическом модуле, выполнение творческих заданий, проектов на данную тематику способствует формированию основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитию опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Изучая тему здорового образа жизни, ребята знакомятся с видами спорта, которые популярны у их сверстников в мире, узнают об отношении зарубежных подростков к здоровью, вредным привычкам. У подростков формируются ценности здорового и безопасного образа жизни.

Обучающиеся имеют возможность сравнить типы западных и российских школ, систему образования в Англии и России, познакомиться с правилами поведения, традициями, характерными для английских и российских школ.

Учебники содержат материал, нацеливающий ребят на осознанный выбор профессии, формирующий уважительное отношения к труду, помогающий подросткам разобраться в возникающих конфликтных ситуациях (с родителями, учителями, сверстниками) и найти правильный выход из них). Происходит формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

Личностные универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся средствами предмета «иностранный язык», обеспечивают развитие таких качеств личности как ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий:

– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.

Для формирования у обучающихся личностных универсальных учебных действий средствами учебного предмета «иностранный язык» используются следующие виды заданий:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока, изученной темы;

- разнообразные творческие задания;

- вербальное и невербальное (схематичное) восприятие изученного

материала;

- мысленное воспроизведение (схемы, картины, ситуации, видеофильма);

- самооценка события, происшествия;

- портфолио достижений и др.

Пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка:

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем

Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Анализ и синтез текста

3. Желание осваивать новые виды деятельности

Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)

4. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе

Выполнение проектов, написание сочинений

5.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т. д.

6.Признание для себя общепринятых морально-этических норм

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий

7.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран

8.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

9.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций,

чувств и эмоций

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

Заключение

Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, так же, как и результаты метапредметные, не подлежат тестовым измерениям, не подлежат аттестации. Мы их выявляем, анализируем при помощи мониторингов, наблюдений, собеседований, т. е. средств качественного анализа, но не ставим обучающимся оценок. Мы не можем поставить оценку за повышение или снижение мотивации, готовность или неготовность к саморазвитию, но мы обязательно должны учитывать результаты исследований и своевременно вносить изменения в учебный процесс для повышения качества обучения.

Список использованной литературы и интернет-источников

1. Кондаков, А. М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя. /А. М.Кондаков // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 18-23

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, - М.: Просвещение, 20с. - (Стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя /Под редакцией А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся».

В данной разработке представлена система оценки планируемых достижений личностных результатов обучающихся....

Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе

выступление на тему : "Личностные результаты обучения иностранному языку в средней школе"...

Личностные результаты обучения иностранному языку в школе.

Выступление на педагогическом совете....

«Система оценки достижения планируемых результатов обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, вклющая как текущую так и итоговуюоценку....

ДОСТИЖЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Существенную роль при достижении личностных результатов играет такой предмет, как « Иностранный язык». Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычн...

Использование дистанционных технологий образования в деятельности Современного педагога, направленных на достижение метапредметных результатов средствами иностранного языка.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...