Формирование навыков смыслового чтения обучающихся на уроках химии в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по химии

Антышева Нина Александровна

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся осуществляется различными приёмами. Их применение возможно на любом этапе урока, а также успешно реализуется в технологии критического мышления, позволяя активизировать познавательную активность и быстро осмысливать воспринимаемую информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт организации работы с текстом

Специфика предмета химии не предполагает использование приёмов смыслового чтения на протяжении всего урока. Включение их на разных стадиях (вызова, осмысления или рефлексии) является эффективным инструментом для достижения цели урока, а также способствует развитию познавательной активности и во внеурочное время.

Опыт организации работы с текстом (9 класс)

К некоторым темам, изложенным в соответствующих параграфах учебника, я разработала списки вопросов, либо составление таблицы. Например, при изучении темы «Кислородные соединения углерода» дети составляют таблицу, пользуясь текстом параграфа 34 и выбирая нужную информацию.

Для начала озвучиваю цель:

«Сегодня нам предстоит познакомиться с двумя братьями: один- яд, а другой обеспечивает нас пищей; один способен гореть и потому является топливом, а другой сам образуется в результате горения, но при этом используется для тушения пожаров; один постоянно образуется в каждой нашей клетке, а попадание другого в наш организм может закончиться смертью. Кто они эти столь непохожие друг на друга братья?

Уточняем «фамилии братьев»: оксиды углерода, добавим личные имена (оксид углерода IV и оксид углерода II). И, напоминаем, что в обычной жизни нам чаще известны их прозвища: углекислый и угарный газ.

В ходе составления сравнительной таблицы мы познакомимся с двумя химическими веществами и выясним их сходство и различие, а также попытаемся найти причины, их объясняющие».

Критерии сравнения

Сходство

Различие

Угарный газ СО

Углекислый газ СО2

1.Состав

  • Качественный
  • Количественный

2. Тип химической связи

3. Степень окисления

4. Физические свойства

  • Агрегатное состояние
  • Цвет
  • Запах
  • Растворимость в воде
  • Плотность по воздуху

5. Химические свойства

  • Горение
  • Окислительные свойства
  • Способность к образованию солей
  • Взаимодействие с водой
  • Взаимодействие со щелочами
  • Взаимодействие с оксидами металлов

6. Получение

7. Применение

8. Действие на организм

         Немаловажную роль играет этап урока, на котором осуществляется проверка правильности выполнения заданий. Здесь формируется умение слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать ее. После озвучивания правильных ответов обязательно делаем вывод о сходстве и различии оксидов углерода и причинах, которые определяют это сходство и различие.

Тема «Фосфор и его соединения»

При изучении темы «Фосфор и его соединения» использую «толстые» и «тонкие» вопросы («тонкие» вопросы требуют односложных ответов, а «толстые» - развернутого ответа), которые могут быть использованы частично или полностью как на уроке, так и в качестве домашнего задания или индивидуального задания ученикам. На мой взгляд, такая форма способствует развитию умения работать с информацией. Ведь ни для кого не секрет, что часто ученики не могут не только правильно сформулировать ответ, но и найти его в тексте или даже правильно прочитать вопрос. При заполнении таблицы в четвёртом пункте необходимо поработать и с дополнительной литературой, так как в учебнике освещены не все аллотропные модификации, что ещё более способствует расширению кругозора учащихся и способствует развитию умения правильно находить нужную информацию

Фосфор и его соединения (параграф 32).

Ответы на вопросы следует давать полными предложениями

1.  (1 балл). Определите положение элемента фосфора в Периодической системе: порядковый номер, период, группа – подгруппа, относительная атомная масса.

2. (2 балла). Составьте схему строения атома фосфора. Определите количество протонов, нейтронов и электронов в его атоме.

3. (4 балла). Определите степени окисления фосфора в соединениях: HРO3, P2O3, P4, Ca3P2. В каком веществе максимальная степень окисления фосфора? Минимальная? Составьте шкалу степеней окисления фосфора.

4. (3 балла). Заполните таблицу:

Белый фосфор Р4

Красный фосфор

Чёрный фосфор

Физические свойства

Химическая активность

Физиологическое действие

5. (4 балла). С какими из веществ: K, Ca, H2, O- взаимодействует фосфор?

Составьте уравнения этих реакций и назовите продукты этих реакций.

Определите, как меняется степень окисления фосфора в этих реакциях.

6. (1 балл). Сделайте вывод: При взаимодействии с… фосфор является окислителем, а при взаимодействии с …         - восстановителем.

7. (2 балла). Составьте уравнения химических реакций получения фосфина из фосфида калия.

Почему эту реакцию следует проводить в вытяжном шкафу?

8. (4 балла). Выполните упражнение: HCl, NaOH, MgO, H2O, SO3, P2O5.

Определите, к каким классам относятся эти вещества.

Составьте УХР возможных химических реакций.

9. (4 балла). Учитывая заряды кислотных остатков ( PO43-, HPO42-, H2PO4-) составьте формулы фосфата натрия, гидрофосфата натрия и дигидрофосфата натрия. Какая из этих солей средняя? Как называют две оставшиеся?

10. (4 балла). Каким реактивом можно отличить фосфат натрия от хлорида натрия?

Запишите уравнение в молекулярном и ионном виде.

Опишите признак этой химической реакции.

11. (1 балл). Назовите природные соединения фосфора и их химический состав.

12. (1 балл). Почему академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли»?

13. (1 балл). Перечислите области применения фосфора.

 «5» 28-32 балла

«4» 19-27 баллов

«3» 15-18 баллов

Тема «Металлы»

 Тема «Металлы» начинается с «исторического» параграфа: «Век медный, бронзовый, железный». На стадии вызова необходимо выяснить, что учащиеся уже знают из истории металлов, что изучалось ими в курсе истории 6 класса. На доске записываются ключевые слова, фразы, предложенные учащимися в ходе группового обсуждения, которые им удалось вспомнить. На стадии осмысления ребята работают с текстом. По мере чтения текста учащимся предлагается заполнить таблицу «тонких» и «толстых» вопросов. При этом следует напомнить, что «тонкие» вопросы требуют односложных ответов, а «толстые» - развернутого ответа. Обсуждение ведётся по группам, в которых учащиеся составляют вопросы по тематике «медный век», «бронзовый век», «железный век». Стадия рефлексии обычно проходит живо и интересно.

При изучении уже конкретных металлов и неметаллов и их соединений можно использовать различные технологические приёмы. Например, в теме «Щелочные и щелочно -земельные металлы» эффективна таблица:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

        Урок, на котором изучаются соединения металлов, можно построить по другой схеме. Например, при изучении солей щелочно -земельных металлов, на стадии вызова учащиеся работают с ключевыми словами. На доске записаны слова: известковое молоко, светящийся циферблат, строительный камень, катакомбы, алебастр, рентген желудка.

Ученикам предлагается составить рассказ, используя эти ключевые фразы. В ходе индивидуальной и групповой работы у ребят возникает много вопросов, что свидетельствует о недостаточности их знаний. Однако, рассказы получаются очень интересными и разнообразными. Некоторым группам удаётся почти правильно связать все слова.

На стадии осмысления идёт работа с текстом параграфа, чтение с пометками ИНСЕРТ.

В качестве рефлексии можно использовать синквейн, который каждый ученик сначала составляет индивидуально, а затем составляется групповой синквейн. Например, 1-й ряд работает над синквейном гипс, 2-й ряд – мрамор, 3-й ряд – известняк.

Тема «Алюминий»

Стадию вызова на уроке по теме «Алюминий», целесообразно начать с синквейна. Ученики составляют его из собственных знаний об алюминии. Синквейн, как правило, получается групповой. Например, синквейн, составленный учащимися и содержащий ошибку, которую необходимо будет выявить в процессе работы:

Алюминий.

 Пластичный, серебристый.

 Хорошо проводит электрический ток, тепло.

 Лёгкий, малоактивный.

 Металл.

Опыт организации работы с текстом (8 класс)

Тема «Кристаллические решётки»

Используя текст учебника (параграф 23), заполните таблицу «Виды твёрдых веществ».

Свойство

Кристаллическое тело

Аморфное тело

Расположение частиц в пространстве

Температура плавления

Примеры

Также можно использовать заполнение следующей схемы.

Кроме того, по этой теме в качестве закрепления можно выполнить следующие упражнения:

Дополните фразы:

  1. Свойства веществ зависят от…….   (от типа кристаллической решетки)
  2. Тип кристаллической решетки  зависит от ……..  (от вида химической связи)
  3. Вещества в твердом  состоянии делятся на ………….. и ………….    .
  4. Имеются   4 типа кристаллических решеток …….        , ………….., ………, ………..   .
  5. Ванилин представляет собой легкоплавкие кристаллы с характерным запахом, нерастворимые в воде. У этого вещества …………………………… кристаллическая решетка.
  6. Карборунд представляет собой тугоплавкое твердое вещество, без запаха, расплав его не проводит электрический ток. Имеет …………………….. кристаллическую решетку.
  7. Белый фосфор представляет собой легкоплавкие кристаллы с характерным запахом, нерастворимые в воде, но хорошо растворимые в сероуглероде. Имеет …………….. кристаллическую решетку.

Найти соответствие.

1.Физические свойства                                                               Тип решетки

1.Низкая температура плавления, хрупкость,                            А. ионная

отсутствие электрической проводимости.                                  Б. атомная

2.Высокая температура плавления, незначительная          В. молекулярная электрическая проводимость.                                                         Г. металлическая

3.Умеренно высокая температура плавления,

высокая электрическая проводимость, ковкость, пластичность.

4.Высокая температура плавления, хрупкость,

электрическая проводимость в расплавленном состоянии.

  2.  Вещество                                                     Тип кристаллической решетки

1. Серебро                                                          А. Молекулярная.

2. Поваренная соль                                           Б. Ионная

3. Углекислый газ                                             В. Металлическая

4. Азот.

  3.  Вещество                                                     Тип кристаллической решетки

1.  Вода                                                          А. Молекулярная.

2. Сернистый газ                                           Б. Ионная

3.  Нитрат калия                                             В. Металлическая

4. Олово

Тема «Основные классы неорганических соединений»

«Верные и неверные утверждения»

        

верные

Утверждения

неверные

1. При взаимодействии металла, стоящего в ряду активности до водорода, с кислотой, образуется соль и водород:

Zn + 2HCl → ZnCl2 + Н2

2. Если основный оксид взаимодействует с кислотным, получается соль:

СаО + SO3 → CaSO4

3. Сливая вместе такие вещества, как щелочь и кислота, получишь соль и воду:

2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O

4.    СаО – это соль.

5. Поваренная соль (NaCl) – это не соль.

 Фрагмент урока по теме «Физические явления в химии»

Тема: Физические явления в химии.

 Цель: формирование способности у учащихся к выполнению физических приемов (фильтрование, дистилляции, кристаллизация, выпаривание, отстаивание)  

Задачи: 

-  выяснить отличие физических явлений от химических явлений;

- обеспечить усвоение и отработать навыки у учащихся физических приемов, эксперимента;

- продолжить формирование умений работать с текстом учебника (в парах, группах, индивидуально).

Тип урока: открытие новых знаний.  

Оборудование: пробирки, бюксы с реактивами солей, воронка, фильтр, стеклянная палочка, колбы, штатив, горелка, делительная воронка, фарфоровая чашка, ноутбук, учебник химии, эксикатор.

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Продолжительность занятия:45минут

 

Ход занятия

1. Организация класса.

2. Мотивация к учебной деятельности проводится учителем фронтально по заранее подготовленным, наводящим вопросам (актуализация знаний), на доске таблица в три колонки:

Знаем

Хотим узнать

Узнали  

 Вопросы учителя:

Что знаете о физических явлениях?

Что знаете о химических явлениях?

Какие знаете физические приемы?

 Приведите примеры физических явлений.

Приведите примеры химических явлений.

 

Учащиеся обсуждают вопросы в парах, заполняя первую колонку таблицы в своих тетрадях, а учитель заносит правильные ответы учащихся на доске:

  • "Физические явления происходят без образования новых веществ"
  • "Химические явления идут с образованием новых веществ"
  • "Физические явления - изменение формы, объема, агрегатного состояния тела"
  • "Химические явления - горение чего-либо, порча продукта, процесс фотосинтеза, дыхания"
  • "Взвешивание, фильтрование, выпаривание"

 

3. Актуализация требований к ученику в аспекте учебной деятельности (постановка учебной задачи).  

Дальнейшая деятельность учителя направлена на сохранение интереса к изучаемой теме: "Внимательно просмотрите фильм (или презентацию) и запомните последовательность действия физических процессов, таких как фильтрование, выпаривание, крисстализация. По ходу просмотра каждый индивидуально заполнит вторую колонку таблицы "Хотим узнать"» Возникшие вопросы ученики обсуждают в парах. В ходе обсуждения учитель акцентирует внимание учеников на основных вопросах, которые записывает на доске во вторую колонку:

  • "Чем отличается гладкий фильтр от складчатого?"
  • "Где используют делительную воронку?"
  • "Эксикатор - оборудование для охлаждения или хранения реактивов?"

4. "Открытие нового знания" (выход из затруднительной ситуации, осмысление ) - индивидуальное чтение параграфа учебника Габриелян О.С. «Химия 8 класс», обсуждение нового материала в паре и заполнение в тетради третьей колонки  "Узнали":

  • "Физические приемы, используемые в химии: выпаривание, высушивание, дистилляция, кристаллизация, фильтрование, отстаивание.
  • "Гладкий фильтр не складывают в гармошку".
  • "Складчатый фильтр используют для ускорения процесса фильтрования".
  • "Делительную воронку используют для разделения смеси нефти, воды или смеси растительного масла и воды".
  • "Эксикатор используют для охлаждения".

Опыт организации работы с текстом (10 класс)

Тема «Бензол»

Составление таблицы (суждение). Бензол по химическим свойствам похож на непредельные углеводороды.

Почему «Да»

Почему «Да»

?

?

?

?

Вывод

Тема «Альдегиды»

Прием «верите ли вы, что…»

Ученикам нужно ответить «да» или «нет» на поставленные вопросы и привести из текста учебника доказательства к своему выбору.

  1. У всех альдегидов группа –СОН связана с углеводородным радикалом.
  2. Уксусный альдегид и глицерин можно отличить по реакции с гидроксидом меди (II) при нагревании.
  3. Метаналь (муравьиный альдегид) можно использовать для получения муравьиной кислоты.
  4. Альдегиды не способны гореть.
  5. Из альдегидов можно получить спирты.

Почему?

Приведите доказательства к каждому своему ответу.

Тема «Белки»

Прием «исправление ошибок»

Учащиеся получают готовый текст (не из учебника) из нескольких предложений, передающих сжато основные положения темы. Но при этом в каждом предложении допущена фактологическая ошибка. Задача школьников – записать текст в тетрадь в исправленном состоянии, пользуясь для этого параграфом учебника. Как вариант, на первых порах применения этого приема можно в выдаваемом тексте слова-ошибки каким-либо образом выделять.

  1. Молекулы белков состоят из множества соединенных остатков             α-глюкозы.
  2. Обычно выделяют первичную и вторичную структуру белковых молекул.
  3. Порядок соединения аминокислот в линейной цепи белка называется его вторичной структурой.
  4. Первичная структура белка – это закрученная в спираль полипептидная цепь, удерживаемая водородными связями.
  5. Третичная структура белка – это обычно упакованная в клубок спираль, которая удерживается пептидными связями.
  6. Под действием температуры, кислот, щелочей и др. факторов происходит денатурация (сворачивание) белков, при этом нарушаются все структуры белковой молекулы.
  7. Гидролиз белков приводит к разрушению их первичной структуры; продуктом гидролиза белков в организмах являются жиры и углеводы.
  8. Биуретовая реакция – образование красного окрашивания при взаимодействии белков с осадком гидроксида меди (II).
  9. Ксантопротеиновая реакция – образование ярко-синего осадка при нагревании белка с азотной кислотой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...

Опыт работы "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС ООО через использование технологии проблемного обучения"

      Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится в...

Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"...

Способы формирования навыков у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данном выступлении раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию навыков школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самооп...