Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чуранов Илья Юрьевич

В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Чуранов И.Ю.

Учитель русского языка

ГКОУ школа №22 г. Армавира

churanov_ilya@mail.ru

Согласно ФГОС  обучающихся с интеллектуальными нарушениями, к особым образовательным потребностям обучающихся относится «овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающихся с окружающей средой» [1]. Ключевым предметом для этого служит русский язык. Именно на этих уроках обучающиеся учатся выражать свои мысли посредством письменной речи. Успешное владение письменной и устной речью способствует дальнейшей эффективной коммуникации учащихся с ОВЗ с окружающим миром.

При планировании уроков следует помнить, что таким детям требуется многократное повторение и разъяснение учебного материала. Из-за малого объема памяти материал на уроках даётся порционно и дифференцированно, согласно начальному уровню подготовки обучающихся. Например, в 5 классе на изучение падежей отводится 31 час! Дело в том, что каждый падеж ребята изучают отдельно. Согласно ФГОС, инициатива на уроке должна переходить к ученику, образовательная парадигма «учитель→ученик» уступает место новой схеме «учитель↔ученик». На таких занятиях обучающийся выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности. Только в совместном поиске учителя и ученика добывается полноценное новое знание. Однако для детей с интеллектуальными нарушениями такой вариант уроков не вполне приемлем, так как обучающимся требуется постоянный контроль со стороны учителя. В связи с этим возникает вопрос: как побудить обучающихся к активности? Для этого требуется построить урок специальным образом.

Структура урока по ФГОС выгляди следующим образом:

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия) [2].

В качестве примера приведём урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Корень и однокоренные слова».

Урок по русскому языку в 5 классе

«Корень и однокоренные слова»

  1. Цели и задачи урока

Цель урока: сформировать условия для развития письменной речи учащихся

Задачи урока:

Образовательные

  • Обучить понятиям «корень» и «однокоренные слова»
  • Научить учащихся находить корень и подбирать однокоренные слова
  • Обучить навыкам коммуникативной компетентности

Коррекционно-развивающие

  • Развитие памяти и внимание обучающихся
  • Формирование понятийного мышления
  • Развитие письменной речи обучающихся

Воспитательные

  • Воспитание интереса к родному языку
  • Воспитание умения вести себя на уроке
  • Воспитание терпимости и умения слушать собеседника

Формируемые БУДы (базовые учебные действия):

Личностные учебные действия:

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Коммуникативные учебные действия:

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач

Познавательные учебные действия:

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале [3].

ОНУ

- Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь по местам. Начнём урок.

Коррекционная работа: 

Какое сегодня число, а какое было вчера, какое будет завтра.

За окном уже пожелтела листва, значит, какое время года?

- Осень!

- Верно. А какой сегодня день недели?

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями плохо ориентируются в пространстве и во времени, поэтому на каждом занятии должна проводиться небольшая коррекционная работа.

- Сегодня мы с вами изучим новую тему, но для начала выполним речевую разминку.

- Первый раз говорю я, второй раз произносим все вместе.

Речевая разминка:

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

- Молодцы! Хорошо размяли свой речевой аппарат. Теперь у нас ежедневная минутка чистописания. Сегодня это буква В

Чистописание: Вв Вера Вв веранда Вв велосипед Вв верблюд Вв

  1. Первичное усвоение материала

Постановка цели урока:

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\img6-1-1-e1529708994690.jpg

- Ребята, посмотрите, за ночь на нашей доске выросло чудесное дерево. На его ветках зашифрованы слова. Давайте поможем этому дереву расцвести и распустить свои веточки.

Для этого нужно разгадать слова. Каждое дерево питается от корня. Корень – самая главная часть любого растения. У нашего дерева корень –сад-.

Давайте подставим наш корень в пропущенные места и прочитаем получившиеся слова.

(Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют карточку -сад- к веткам)

Какие слова получились?

Ответ учащихся: Рассада, садовод, садовник, посадки.

- Верно! Наше дерево расцвело! Теперь скажите мне, чем же мы будем заниматься на уроке?

Ответ учащихся: находить корни в словах.

- Правильно. Итак, переходим к новой теме. На доске записаны три слова

Вода-водичка-водный

- Скажите, пожалуйста, что общего у этих трёх слов?

Ответ учащихся: во всех этих словах повторяется сочетание вод.

Слово учителя: Правильно, ребята. Данные слова относятся к понятию вода, а сочетание вод, которое повторяется – это корень слова.

Теперь посмотрите на следующую группу слов

- Лес-лесок-лесной

Что повторяется?

- Лес!

Правильно, значит, корень в этих словах –лес-. 

- Хорошо, посмотрим, как вы справитесь со следующими словами:

Трава-травушка-травяной

Ответ учащихся: корень –трав-.

Верно! Теперь дадим определение понятию корень слова.

Корень слова – это главная часть слова, содержащая лексическое значение и повторяющая в однокоренных словах. Корень выделяется значком ͡

- Ребята, скажите, а как же нам найти корень в слове?

Ответ учащихся: Чтобы найти корень в слове, нужно подобрать однокоренные слова

Правильно. Давайте попробуем, подберите однокоренные слова и обозначьте корень.

Лист – (листик, листочек)

Дуб – (дубок, дубовый)

Мышь – (мышка, мышиный)

Индивидуальное задание: несколько учащихся просто переписывают с доски слова.

Дополнительное задание: Кирилл, Ярослав и Даша, выберите по одному слову из любой строки и составьте с ним предложение.

  1. Первичное закрепление материала

Работа с учебником. Упражнение №58 [4, с. 39]

Водяной сидит в воде,

Водоросли в бороде.

Волосы, как тина.

Вот и вся картина.

(А. Усачёв)

- Спишите стихотворение. Подчеркните однокоренные слова и выделите в них корень. (Один учащийся работает у доски, остальные в тетради).

Индивидуальное задание: Костя и Рома, вам отдельное задание: аккуратно записать первые две строки. Пишите их в столбик, как на доске.

Дополнительное задание: Кирилл, Даша и Валя, назовите слова, которые рифмуются в данном тексте воде-бороде, тина-картина, поставьте в них ударение и определите род этих существительных.

Упражнение №62 [4, с. 41]

«Третий лишний». Исключи в каждом ряду лишнее слово и запиши пары однокоренных слов. Выдели в них корень. (Учащиеся записывают по одной строчке на доске, остальные  работают в тетради).

Выберите любую пару слов. Составьте с ними предложение.

Туча, тучка, облако.

Часы, будильник, часовщик.

Сторож, охранник, хранить.

(Часовщик чинил старинные часы)

Индивидуальное задание: Роман и Мирослав, аккуратно спишите три строчки, соблюдайте границы и не выходите за красную линию!

  1. Физкульминутка

Гимнастика для пальцев рук

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так ─

Не обидятся никак.

(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Колечко.

Ребёнок как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочерёдно в кольцо с большими пальцами.

Кулак – ребро – ладонь.

Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга. Темп увеличивать постепенно. Количество повторений 8 – 10 раз.

  1. Подведение итогов.

- Итак, что мы изучали сегодня на уроке?

- Корень слова!

- Что такое корень слова?

Корень слова – это главная часть слова, которая содержит лексическое значение слова и повторяется в однокоренных словах.

- верно. А как же найти корень?

- Для того чтобы найти корень слова, необходимо подобрать однокоренные слова и посмотреть, какая часть слова в них повторяется – это и будет корень!

- Правильно. Вижу, вы усвоили материал.

  1. Оценивание, домашнее задание (Стр. 41, упр. 63, знать определение корня).
  2. Рефлексия.

- Ребята, как вы оцениваете сегодняшний урок? Кто доволен собой?

- Мы достигли цели урока? (Находить корень в словах)

- Кто полностью понял тему урока?

(Учащиеся поднимают кружки «светофор», зеленый-отлично, желтый-средне, красный-плохо).

- Вижу, не все сегодня справились на отлично! Ничего страшного, с вами мы позанимаемся дополнительно. 

Пояснение к уроку: на 1 занятии не даются корни с чередованием.

Упражнения включают задания на подбор однокоренных слов, выделение корня

Построенный таким образом урок создаст необходимую атмосферу сотрудничества учителя и учащихся, так как ученикам не даётся готового ответа. Они сами добывают новое знание. Дети на уроке не чувствуют себя обделёнными, так как задания подобраны с учётом общего уровня развития обучающихся.

Список литературы

  1. ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (https://fgos.ru/; дата обращения: 01.11.2020).
  2. Структура урока по ФГОС (https://infourok.ru/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa-uroka-po-fgos-962398.html; дата обращения: 01.11.2020).
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (https://армавир22.школакубани.рф/org-info/education-program?id=13; дата обращения: 01.11.2020)
  4. Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс: учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 263 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. "Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

В материале описывается симптоматика дисграфии. Описана  классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала. Описаны причины нарушений, д...

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ

В работе затронута практическая направленность изучения математике обучающихся с умственной отсталостью в рамках внедрения ФГОС ОВЗ...

Формирование навыков смыслового чтения обучающихся на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся осуществляется различными приёмами. Их применение возможно на любом этапе урока, а также успешно реализуется в технологии критического мышления, поз...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Совершенствование навыков чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС

В статье раскрывается методика обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...