Формирование навыков письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
В статье даётся конспект урока по русскому языку в 5 классе согласное ФГОС по теме "Корень и однокоренные слова"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Чуранов И.Ю.
Учитель русского языка
ГКОУ школа №22 г. Армавира
churanov_ilya@mail.ru
Согласно ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, к особым образовательным потребностям обучающихся относится «овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающихся с окружающей средой» [1]. Ключевым предметом для этого служит русский язык. Именно на этих уроках обучающиеся учатся выражать свои мысли посредством письменной речи. Успешное владение письменной и устной речью способствует дальнейшей эффективной коммуникации учащихся с ОВЗ с окружающим миром.
При планировании уроков следует помнить, что таким детям требуется многократное повторение и разъяснение учебного материала. Из-за малого объема памяти материал на уроках даётся порционно и дифференцированно, согласно начальному уровню подготовки обучающихся. Например, в 5 классе на изучение падежей отводится 31 час! Дело в том, что каждый падеж ребята изучают отдельно. Согласно ФГОС, инициатива на уроке должна переходить к ученику, образовательная парадигма «учитель→ученик» уступает место новой схеме «учитель↔ученик». На таких занятиях обучающийся выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности. Только в совместном поиске учителя и ученика добывается полноценное новое знание. Однако для детей с интеллектуальными нарушениями такой вариант уроков не вполне приемлем, так как обучающимся требуется постоянный контроль со стороны учителя. В связи с этим возникает вопрос: как побудить обучающихся к активности? Для этого требуется построить урок специальным образом.
Структура урока по ФГОС выгляди следующим образом:
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) [2].
В качестве примера приведём урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Корень и однокоренные слова».
Урок по русскому языку в 5 классе
«Корень и однокоренные слова»
- Цели и задачи урока
Цель урока: сформировать условия для развития письменной речи учащихся
Задачи урока:
Образовательные
- Обучить понятиям «корень» и «однокоренные слова»
- Научить учащихся находить корень и подбирать однокоренные слова
- Обучить навыкам коммуникативной компетентности
Коррекционно-развивающие
- Развитие памяти и внимание обучающихся
- Формирование понятийного мышления
- Развитие письменной речи обучающихся
Воспитательные
- Воспитание интереса к родному языку
- Воспитание умения вести себя на уроке
- Воспитание терпимости и умения слушать собеседника
Формируемые БУДы (базовые учебные действия):
Личностные учебные действия:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его
Регулятивные учебные действия:
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Познавательные учебные действия:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале [3].
ОНУ
- Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь по местам. Начнём урок.
Коррекционная работа:
Какое сегодня число, а какое было вчера, какое будет завтра.
За окном уже пожелтела листва, значит, какое время года?
- Осень!
- Верно. А какой сегодня день недели?
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями плохо ориентируются в пространстве и во времени, поэтому на каждом занятии должна проводиться небольшая коррекционная работа.
- Сегодня мы с вами изучим новую тему, но для начала выполним речевую разминку.
- Первый раз говорю я, второй раз произносим все вместе.
Речевая разминка:
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
- Молодцы! Хорошо размяли свой речевой аппарат. Теперь у нас ежедневная минутка чистописания. Сегодня это буква В
Чистописание: Вв Вера Вв веранда Вв велосипед Вв верблюд Вв
- Первичное усвоение материала
Постановка цели урока:
- Ребята, посмотрите, за ночь на нашей доске выросло чудесное дерево. На его ветках зашифрованы слова. Давайте поможем этому дереву расцвести и распустить свои веточки.
Для этого нужно разгадать слова. Каждое дерево питается от корня. Корень – самая главная часть любого растения. У нашего дерева корень –сад-.
Давайте подставим наш корень в пропущенные места и прочитаем получившиеся слова.
(Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют карточку -сад- к веткам)
Какие слова получились?
Ответ учащихся: Рассада, садовод, садовник, посадки.
- Верно! Наше дерево расцвело! Теперь скажите мне, чем же мы будем заниматься на уроке?
Ответ учащихся: находить корни в словах.
- Правильно. Итак, переходим к новой теме. На доске записаны три слова
Вода-водичка-водный
- Скажите, пожалуйста, что общего у этих трёх слов?
Ответ учащихся: во всех этих словах повторяется сочетание вод.
Слово учителя: Правильно, ребята. Данные слова относятся к понятию вода, а сочетание вод, которое повторяется – это корень слова.
Теперь посмотрите на следующую группу слов
- Лес-лесок-лесной
Что повторяется?
- Лес!
Правильно, значит, корень в этих словах –лес-.
- Хорошо, посмотрим, как вы справитесь со следующими словами:
Трава-травушка-травяной
Ответ учащихся: корень –трав-.
Верно! Теперь дадим определение понятию корень слова.
Корень слова – это главная часть слова, содержащая лексическое значение и повторяющая в однокоренных словах. Корень выделяется значком ͡
- Ребята, скажите, а как же нам найти корень в слове?
Ответ учащихся: Чтобы найти корень в слове, нужно подобрать однокоренные слова
Правильно. Давайте попробуем, подберите однокоренные слова и обозначьте корень.
Лист – (листик, листочек)
Дуб – (дубок, дубовый)
Мышь – (мышка, мышиный)
Индивидуальное задание: несколько учащихся просто переписывают с доски слова.
Дополнительное задание: Кирилл, Ярослав и Даша, выберите по одному слову из любой строки и составьте с ним предложение.
- Первичное закрепление материала
Работа с учебником. Упражнение №58 [4, с. 39]
Водяной сидит в воде,
Водоросли в бороде.
Волосы, как тина.
Вот и вся картина.
(А. Усачёв)
- Спишите стихотворение. Подчеркните однокоренные слова и выделите в них корень. (Один учащийся работает у доски, остальные в тетради).
Индивидуальное задание: Костя и Рома, вам отдельное задание: аккуратно записать первые две строки. Пишите их в столбик, как на доске.
Дополнительное задание: Кирилл, Даша и Валя, назовите слова, которые рифмуются в данном тексте воде-бороде, тина-картина, поставьте в них ударение и определите род этих существительных.
Упражнение №62 [4, с. 41]
«Третий лишний». Исключи в каждом ряду лишнее слово и запиши пары однокоренных слов. Выдели в них корень. (Учащиеся записывают по одной строчке на доске, остальные работают в тетради).
Выберите любую пару слов. Составьте с ними предложение.
Туча, тучка, облако.
Часы, будильник, часовщик.
Сторож, охранник, хранить.
(Часовщик чинил старинные часы)
Индивидуальное задание: Роман и Мирослав, аккуратно спишите три строчки, соблюдайте границы и не выходите за красную линию!
- Физкульминутка
Гимнастика для пальцев рук
Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)
Колечко.
Ребёнок как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочерёдно в кольцо с большими пальцами.
Кулак – ребро – ладонь.
Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга. Темп увеличивать постепенно. Количество повторений 8 – 10 раз.
- Подведение итогов.
- Итак, что мы изучали сегодня на уроке?
- Корень слова!
- Что такое корень слова?
Корень слова – это главная часть слова, которая содержит лексическое значение слова и повторяется в однокоренных словах.
- верно. А как же найти корень?
- Для того чтобы найти корень слова, необходимо подобрать однокоренные слова и посмотреть, какая часть слова в них повторяется – это и будет корень!
- Правильно. Вижу, вы усвоили материал.
- Оценивание, домашнее задание (Стр. 41, упр. 63, знать определение корня).
- Рефлексия.
- Ребята, как вы оцениваете сегодняшний урок? Кто доволен собой?
- Мы достигли цели урока? (Находить корень в словах)
- Кто полностью понял тему урока?
(Учащиеся поднимают кружки «светофор», зеленый-отлично, желтый-средне, красный-плохо).
- Вижу, не все сегодня справились на отлично! Ничего страшного, с вами мы позанимаемся дополнительно.
Пояснение к уроку: на 1 занятии не даются корни с чередованием.
Упражнения включают задания на подбор однокоренных слов, выделение корня
Построенный таким образом урок создаст необходимую атмосферу сотрудничества учителя и учащихся, так как ученикам не даётся готового ответа. Они сами добывают новое знание. Дети на уроке не чувствуют себя обделёнными, так как задания подобраны с учётом общего уровня развития обучающихся.
Список литературы
- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (https://fgos.ru/; дата обращения: 01.11.2020).
- Структура урока по ФГОС (https://infourok.ru/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa-uroka-po-fgos-962398.html; дата обращения: 01.11.2020).
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (https://армавир22.школакубани.рф/org-info/education-program?id=13; дата обращения: 01.11.2020)
- Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс: учеб. Для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – 6 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 263 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация. "Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
В материале описывается симптоматика дисграфии. Описана классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала. Описаны причины нарушений, д...
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС С ОВЗ
В работе затронута практическая направленность изучения математике обучающихся с умственной отсталостью в рамках внедрения ФГОС ОВЗ...
Формирование навыков смыслового чтения обучающихся на уроках химии в условиях реализации ФГОС
Формирование навыка смыслового чтения у обучающихся осуществляется различными приёмами. Их применение возможно на любом этапе урока, а также успешно реализуется в технологии критического мышления, поз...
Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...
«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОЗ ОВЗ»
Выступление на семинаре по дефектологии....
Совершенствование навыков чтения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС
В статье раскрывается методика обучения чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС
Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...