«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОЗ ОВЗ»
статья

Выступление на семинаре по дефектологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_ekologicheskogo_vospitaniya-vystuplenie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Человек - единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

    Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете.

     Формирования экологической культуры - это комплексный подход формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

   Дети поступают в нашу школу из других интернатов, детских домов и  из неблагополучных семей. Такие дети обладают различными заболеваниями – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения….. Работа по формированию экологической культуры   проводится в соответствии с ФГОС, с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на здоровье обучающихся.

   Вся деятельность по  формированию экологической  культуры  осуществляется   всеми доступными средствами  во внеурочной деятельности. Вся моя работа направлена на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью  жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

     Цель деятельности по  формированию экологической  культуры:  обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Формирование экологической культуры  на мой взгляд – это формирование опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе.

  Организация воспитательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований . Учитываю  индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности.

   По формированию экологической культуры обучающихся провела следующие занятия :

День защиты животных. Всемирный день журавля. Планета  –наш общий дом. Наш дом- природа. Виртуальные экскурсии « Краски и звуки природы!»  о сезонных изменениях в природе, с целью наблюдения  за  изменениями в жизни растений и животных,  развития  навыков наблюдения за природой, воспитание бережного  отношения к природе.  Формирование  чувства прекрасного и любовь к родной природе.

Красная книга –сигнал опасности. О растениях и животных нашего края.

Аппликации из природного материала  «Свидание », «Грибная пора ».

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Найди по семенам», «С какого дерева листок?» и др    Подвижные игры: «Кот и мыши»,» Мыши в кладовой», Солнышко и дождик», «Репонька»… и др.

Проводится ежедневная уборка территории от мусора.

   В ходе работы использую различные формы работы: беседы, беседы-презетации, презентации, экскурсии, часы ручного труда, часы рисования, дидактические , ролевые и подвижные игры.

  Стараюсь использовать материал красочный . доступный и понятный каждому воспитаннику, чтобы  каждый смог применить знания, умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях; иметь представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

чтобы пришло осознание воспитанников  необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, роли и активности человека в преобразовании окружающего мира; чтобы каждый принял активное участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.

    В заключение следует сказать, что сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

     Результатом экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы.  Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Экологическое мировоззрение определяет систему ценностей, соответствующее поведение и отношение к природе, человеку, обществу.


Литература

  1.  Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. Экологическое образование. 2009 г.
  3. Иноземцева Е. В. Экологическое воспитание на уроках. Молодой ученый. 2014 г.
  4. ​ О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование 2010 г.
  5.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...

Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .

Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...