Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .
статья

Жданова Ольга Федоровна

Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .

Изменения в современной системе образования предъявляют высокие требования к формированию личностных результатов освоения АООП. Актуальным становится вопрос о поиске путей совершенствования учебной и внеурочной деятельности уроков математики по развитию личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями – это многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно они включаются. Требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Всем этим требованиям удовлетворяет предметная неделя.

Главной особенностью предметной недели является то, что она выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться всем ее участникам.

Цель проведения предметной недели: создание условий для успешного развития личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Поставленная  цель достигается решением следующих задач:

- развить у обучающихся познавательный интерес к математике;

- расширить знания по предмету;

- показать межпредметные связи математики с другими учебными предметами и различными областями окружающей действительности;

- побудить обучающихся к выполнению посильных для них творческих работ.

Для реализации намеченных задач важно определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. При планировании предметных недель мы опираемся на знаменательные даты, на значимые события и мероприятия, проводимые в нашей стране и школе, на связь учебных предметов и математики. Такой подход определяет разнообразие видов и форм организации, исходя из многообразия тем и содержания каждой из них.

Традиционно в программу включаются следующие мероприятия:

  • стартовая линейка открытия предметной недели;
  • выпуск тематических стенгазет;
  • проведение фестиваля проектов;
  • проведение развлекательно-познавательной части, которая включает в себя различные познавательные игры, конкурсы, викторины, квест-игры, выставки, челленджи;
  • закрытие предметной недели (линейка с видео или фотоотчетом);
  • рефлексия.

Участие обучающихся в предметной неделе способствует формированию базовых учебных действий:

- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;

- умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;

- умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

- умение оценивать результаты;

- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно.

 «Экология и математика».

В рамках предметной недели были проведены следующие мероприятия:

  • «Экомарафон», на котором были представлены задачи, решение которых помогло детям оценить вред, наносимый людьми окружающей среде.;
  • Виртуальные экскурсии «Самые, самые в мире растений», «Какие животные самые, самые», на которых обучающиеся знакомятся с необычными представителями флоры и фауны, решают задачи на разностное сравнение;
  • Деловая игра «Математика о вреде курения», наглядно показала обучающимся вред, приносимые людям при курении.

Формируемые компетенции: 

-расширение и углубление сведений об экологической культуре, о значимости природных ресурсов;

-развитие познавательной компетентности: расширение и углубление знаний в области биологии, умение работать с различными видами информации, приобретение опыта эффективной организации свободного времени, т.е. развитие общекультурной компетентности;

-формирование здорового образа жизни, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение здоровья;

-развитие социальной компетентности и коммуникативных способностей.

Квест- игра «Берегись бед- пока их нет».

В рамках предметной недели были проведены следующие мероприятия, нацеленные на формирование безопасного поведения жизнедеятельности:

  • Интерактивная игра «Соблюдай ПДД- не окажешься в беде» помогла решить  математические задачи, направленные на вычисление безопасного маршрута движения при возникновении различных обстоятельств;
  • Викторина «Что нужно знать о пожаре?» раскрыла практическую направленность, которая показывают опасность возгорания различных материалов;
  • Игра-путешествие «Твоя безопасность дома» показала связь математики и правил поведения в быту;
  • Проект  «Вокруг света. Стихийные бедствия» раскрыл представления о разрушительной силе  природных стихий;
  • КТД «Безопасный путь домой» показал связь дорожной безопасности и геометрии.

Формируемые компетенции: 

-формирование здорового образа жизни;

-развитие социальной компетенции, норм поведения и умение  ориентироваться в экстремальных ситуациях,  обеспечивающих сохранение здоровья,

-развитие познавательной компетентности: расширение и углубление знаний о природных явлениях;

-развитие коммуникативных способностей, умение работать с различными источниками информации.

«Народное творчество и математика»

Мероприятия предметной недели направлены на связь народного творчества и математики.

  • Проект «Числа в русском народном творчестве» помог выяснить, какие числа чаще встречаются в сказках, песнях, загадках;
  • Викторина «Числа в сказках» научила пользоваться различными источниками информации;
  • Выставка рисунков «Веселая геометрия» раскрыла творческие способности обучающихся, закрепила познавательный интерес к предмету;
  • Конкурс скороговорок с числами расширил коммуникативные способности и умение работать в коллективе.

Формируемые компетенции: 

-развитие патриотических чувств, нравственных устоев, уважение к русскому фольклору;

-расширение познавательных способностей: расширение знаний о русском народном творчестве, математики;

-умение работать с различными источниками информации;

-развитие коммуникативных способностей, умение работать в коллективе.

«Математика сквозь времена»

Мероприятия направлены на формирование патриотических чувств обучающихся.

  • Познавательная игра «Математики в городе» познакомила с историческими событиями г. Каменска-Уральского и закрепила умение решать задачи с единицами времени;
  • Виртуальная экскурсия «Любимый город»  помогла решить задачи практической направленности;
  • Челленджи #Математика рядом, #ЛюблюКаменск  закрепила умение пользоваться месседжерами «Вконтакте», «WhatsApp», оперативно пользоваться различными источниками информации;
  • Проект «Наш город в числах и величинах» раскрыл умение работать в коллективе.

 Формируемые компетенции: 

-развитие патриотических чувств, нравственных устоев, уважение к родному городу;

-расширение и углубление сведений об экологической культуре;

-развитие коммуникативных способностей и чувства ответственности перед коллективом за свои действия;

-развитие творческих способностей, любознательности, умений добывать и обрабатывать информацию.

Таким образом, можно увидеть практическую значимость проведения предметной недели для формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Средства предметной недели очень разнообразны и результативны, их применение позволяет расширить границы предметной области математики и достичь требуемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» Предметная область «Математика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Математические представления» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся...

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному предмету математика для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный....

Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучаю...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Обобщение опыта «Тактильные книги как средство формирования познавательного интереса на уроках естествознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Изучение естествознания невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорны...

Тема: «Создание педагогами условий для формирования жизненных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе деятельностного подхода».

Обучающиеся на коррекционных занятиях    получать знания о профессиях, и как  добросовестно трудиться .(повар, кондитер, швея, столяр)....