Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка

Смирнова Людмила Васильевна

Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся  достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.  В данном определении принимаются во внимание психологические принципы самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль.

  Способность к самостоятельной работе обеспечивается:

•         ключевые компетенции – базовые учебные действия;

•         саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль;

•         ставить цель своей деятельности, планировать свои действия корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью;

•         качества личности (умения работать в коллективе, самоутверждение, ответственность).Самостоятельная работа  – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное  для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся  достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.  В данном определении принимаются во внимание психологические принципы самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль.   Слабая подготовка обучающихся коррекционной школы к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является  одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое  и практическое значение.

Одной из важнейших теоретических и практических задач педагогики является максимальное содействие социализации детей с нарушением интеллектуальной нормы в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. 

Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельности. Им свойственны непосредственные, импульсивные реакции на внешние впечатления, необдуманные действия. Большинство из них легко поддаются внушению и в то же время упорно сопротивляются всему новому и неизвестному. Существенные отклонения у умственно отсталых детей наблюдаются как в познавательной деятельности, так и в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека.  Ребёнок,  в первый раз  преступающий  порог школы, не может самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах ещё планировать свои действия корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. Эти дети отличаются отсутствием интереса, инициативы. Они не стремятся стать самостоятельными, овладеть какими-либо навыками. Это отрицательно влияет на их социализацию, усложняет процесс адаптации. Основным показателем способности детей к обучению является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Уровень сформированности целенаправленной деятельности служит интегративным показателем психического развития ребенка. Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков, развития у него самостоятельности необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, с учетом имеющихся у него положительных возможностей.

Для развития самостоятельности у детей с нарушениями интеллекта большое значение имеет социальная среда и окружение. Ребенок берет пример с взрослых, которые его окружают, поэтому необходимо подавать ребенку правильный пример. Воспитание ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии происходит в так называемой «бытовой» деятельности:    Задачами обучения обучающихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к учёбе и труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация   недостатков физического и умственного развития), профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Задачами обучения обучающихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к учёбе и труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация   недостатков физического и умственного развития), профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.   Предопределяющими факторами формирования учебной самостоятельности  является сформированность базовых учебных действий .

Дидактические требования

   При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие.

1.Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач – приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них  познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2.Система  должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего     принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.                                                                                                                               

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели  и содержанию, чтобы обеспечить формирование  у  обучающихся разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность  выполнения  самостоятельных работ должно  логически  вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих.  В этом случае между отдельными работами обеспечиваются связи. 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Красноярского края, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования 30–31 января 2020 года в г. Красноярске провели XII Всероссийскую научно-методическую конференцию «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».

Педагоги школы участвовали  в работе дискуссионной площадки Центра развития инклюзивного образования. Тема  площадки "Возможности современной дидактики в становлении учебной самостоятельности обучающихся с ОВЗ".

 В рамках работы площадки  с докладом  выступила руководитель творческой группы по реализации ФГОС О УО, учитель – логопед высшей категории Людмила Васильевна Смирнова по теме «Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью».

 В ходе дискуссии, развернувшейся на площадке, учителем были приведены примеры из собственной практики: показаны видео - фрагменты уроков с использованием метода моделирования, где учащиеся продемонстрировали элементы учебной самостоятельности.  

Мнения участников площадки разделились: одни были против того, что у обучающихся с ОВЗ можно сформировать учебную самостоятельность, но большая часть педагогов согласилась с нашим мнением: частично можно сформировать учебную самостоятельность у обучающихся с умственной отсталостью, что подтверждается практикой трудового обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Учитель – логопед высшей категории Людмила Васильевна Смирнова 30–31 января 2020 года XII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».

Слайд 2

Способность к учебной самостоятельности познавательная активность интерес мотивация инициативность творческая направленность постановка целей способность планировать деятельность

Слайд 3

Трудности личностные проявления: слабость развития волевых процессов, отсутствие инициативы и самостоятельности, умения работать в коллективе, ответственность; отклонения в познавательной деятельности: ставить цель своей деятельности, планировать свои действия, корректировать их осуществление, добиваться результата; недостатки мышления, речи, памяти, произвольного внимания; саморегуляция, самоорганизация, самоконтроль; уровень сформированности целенаправленной деятельности; ориентировки в учебном задании; сформированность ключевых компетенций – базовых учебных действий.

Слайд 4

Задачи успешного обучения развитие познавательных процессов; воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к учёбе и труду; формирование соответствующих качеств личности- умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; коррекция и компенсация недостатков физического и умственного развития; формирование ключевых компетенций - базовых учебных действий; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет, окончившим школу, работать на производстве .

Слайд 5

Базовые учебные действия (БУД) Коммуникативные: понимает обращенную речь; владеет вербальными средствами общения; умеет использовать альтернативные средства общения (жесты, мимика, фотографии, пиктограммы); умеет принимать помощь окружающих; проявляет способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, в разных видах деятельности и быту; умеет работать в группе, в паре.

Слайд 6

Личностные БУД: проявляет любознательность; мотивирован на конечный результат, на выполнение задания; проявляет интерес к новому школьному содержанию занятий; способен оценить свои действия, действия других учащихся; способен к социальному взаимодействию с учителем, одноклассниками .

Слайд 7

Познавательные БУД операции мышления: обобщает, сравнивает (на наглядном материале) дифференцирует, исключает; работает с несложной по содержанию и структуре информацией (понимает изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицы, предъявленные на бумажных и электронных носителях); способен к моделированию (использование знаково-символических схем, знаков, символов, предметов-заместителей); проявляет интерес к решению любых учебных задач; способен к запоминанию, воспроизведению рядов цифр, слогов, слов, текста.

Слайд 8

Регулятивные БУД Самоорганизация - ориентируется по звонку (начало, окончание урока); соблюдает правила учебного поведения, следует предложенному педагогом плану, работает в общем темпе; выполняет действия по образцу и заданному правилу; переходит от одного задания к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия; оценивает свою деятельность с учетом предложенных критериев; сотрудничает (со- регуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная); планирует свои действия в соответствии с действиями других детей и педагогов.

Слайд 9

Способы формирования и повышения учебной самостоятельности Моделирование: использование технологических карт для изготовления изделий на уроках профессионально-трудового обучения и ручного труда; картинный план предметно-схематические модели графические модели математические модели проектная деятельность

Слайд 10

Моделирование Наглядно – практический метод обучения целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Слайд 11

Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Слайд 12

Модель Материальная Информационная Словесная Серый. Большой. С хоботом. Графическая Математическая А+В=В+А

Слайд 13

Что такое «МОДЕЛЬ» и зачем она нужна Разделите предложенные изображения на две группы, укажите номера рисунков, вошедшие в каждую из них. Дайте название группам. 1 2 3 4 5 11 12 13 14 10 9 8 6 7 Перед вами реальные объекты и их модели. Модель – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки. .

Слайд 14

Мнемотехника

Слайд 15

Составление описательных рассказов по схемам

Слайд 17

Пересказы сказок

Слайд 18

Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).. может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад)..

Слайд 19

Рассказывание сказки «Колобок»

Слайд 20

Результат моделирования использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес, повышает мотивацию, инициативность в учебной деятельности; развивает познавательную активность; формирует логическое мышление, упорядочивает, структурирует учебный материал; формирует образные ассоциации; позволяет представить учебную информацию в наглядной форме; учит видеть главное, систематизировать полученные знания; облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает память; учит ставить цель и планировать деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Учитель – логопед высшей категории Людмила Васильевна Смирнова 30–31 января 2020 года XII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».

Слайд 3

Схемы по предметно – практическим действиям «Сделай так же»

Слайд 4

Модели для работы над предлогами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Учитель – логопед высшей категории Людмила Васильевна Смирнова 30–31 января 2020 года XII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».

Слайд 3

Модели по теме «Формирование словаря»

Слайд 5

Описание и сравнения времён года

Слайд 6

Модели для составления описательных рассказов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Учитель – логопед высшей категории Людмила Васильевна Смирнова 30–31 января 2020 года XII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».

Слайд 2

Формирование слогового синтеза

Слайд 3

Модель по формированию слогового синтеза - игра «Расшифровщики»

Слайд 4

Модель предложения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБОУ «Зеленогорская школа – интернат» Использование метода моделирования для формирования учебной самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Учитель – логопед высшей категории Людмила Васильевна Смирнова 30–31 января 2020 года XII Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования». Тема конференции 2020 года: «Современная дидактика и качество образования: проблемы и подходы становления учебной самостоятельности».

Слайд 3

Модель слогового анализа

Слайд 5

Модели по формированию звукового и звукобуквенного анализа

Слайд 7

Модель описания звуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".

Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...

Доклад "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Доклад на методическом объединении учителей основной школы  "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметной недели математики .

Статья представляет опыт работы учителя математики коррекционной школы с по формированию жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами предметно...

Сообщение на тему "Использование ИКТ технологий на логопедических занятиях с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Использование ЦОР на уроках профильного труда для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

В статье перечислены приемущества обраовательного процесса с применением ЦОР, виды ЦОР используемые учителем в работе с обучающимся с ОВЗ на уроках швейного дела....