Доклад "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
методическая разработка по русскому языку

Никифорова Светлана Ивановна

Доклад на методическом объединении учителей основной школы  "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Доклад

на методическом объединении учителей основной школы на тему

 « Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

     Развитие речи умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) обучающихся - одна из важнейших задач, которая решается специальной школой в процессе преподавания всех учебных предметов.

Когда мы работаем над исправлением различных нарушений речи, формируем речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции.       Полноценная речь ребенка - это путь к развитию его как личности, а в конечном итоге - способ достижения наилучшей социальной адаптации. 
 Основная нагрузка в формировании речи умственно отсталых (интеллектуальными нарушениями) детей приходится на уроки русского языка, где язык, речь не только средство обучения, но и предмет изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова,  отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.

Конкретно задачи работы по развитию речи умственно отсталых(интеллектуальными нарушениями) обучающихся на уроках русского языка сводятся к следующему:

1.Изучение речевого развития обучающихся.
2.Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
3.Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

6. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли
в письменной форме

    Уточнение обогащение и активизация  словарного запаса решаются на уроках русского языка в течение всего периода обучения. Ответы на вопросы учителя, самостоятельный пересказ прочитанного, составление устных рассказов по картинкам — эти виды упражнений используются в любом классе. В зависимости от года обучения меняются требования к выполнению упражнений: увеличивается объем устных высказываний, повышается самостоятельность, происходят качественные изменения самого вида работы (дословный, краткий пересказ, пересказ от третьего лица и т.д.).

 Так, изучение речи детей осуществляется преимущественно на первом году обучения, поскольку точное знание уровня речевого развития каждого ученика - непременное условие правильного построения системы работы. В процессе обучения школьники могут неточно понимать слово, неправильно устанавливать его связи с другими словами, допускать искажения в последовательности оформления мыслей.
      Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст реализуется прежде всего в процессе коммуникации.

Развитие речи – основная задача уроков русского языка и чтения, требующая постоянной и систематической работы и предполагающая движение от простого к сложному, от уже усвоенного к неизученному.

Достижению поставленной цели способствуют следующие методы и приемы:

  • письменное изложение или устный пересказ текста;
  • свободный или творческий диктант;
  • письменный пересказ с дополнительными заданиями;
  • конструирование  словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

Очень эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы:

  • заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);

  • проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
  • объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.

Эффективность этих приемов увеличивается при использовании наглядого материала, игровых форм работы, при  демонстрации презентаций.

2. Для   обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся  на уроках используется  словарная работа.

Групповая работа со словарным словом.

Комплексный анализ слова.

Схема.

1.Прочитай слово выразительно.

2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную, которую необходимо запомнить в слове.

3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически./

4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук .Фонетическая запись слова /болото/.

5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю .Запись значения под диктовку учителя или с образца.

6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

7. Подберите словосочетания с данным словом.

8. Составьте предложение.

9.Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется, исправляется.

10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.

Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает абстрактное мышление.

различные виды диктантов: словарный диктант; диктант по памяти; диктант «Угадай словечко» (читаю толкование слова, а дети записывают само слово).

  • сочинения-миниатюры по опорным словам;
  • карточки с разнообразными заданиями;
  • игру «Объясни разницу» — работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению;
  • работу со словарями: оформление карточек и знакомство класса с новым словом;
  • игру «Справочное бюро»   - работа со словарями: поиск  «адреса» слова в словаре, объяснение его толкования, правописания и произношения;
  • традиционную словарную подготовку к изложению или сочинению.

Для обогащения грамматического строя речи учащихся используются:

  • Упражнения на построение (составление, конструирование) определенных словосочетаний, предложений, мини-сочинений, а также предложений с изучаемыми языковыми средствами: по графической схеме, по данному образцу. Эффективность таких упражнений увеличивается, если указать учащимся на содержательную основу для конструирования.

3.       Обучение различным видам речевой деятельности предполагает обучение слушанию, обучение чтению, обучение устной и письменной речи

Обучая слушанию, использую такие виды работ, как:

  • повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
  • записать во время слушания опорные слова;

На уроках   как можно чаще вовлекаю ребят в обсуждение, подбирать тексты на актуальные и интересные темы. Использую следующие вопросы и задания:

  • прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
  • прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль...);
  • разбить текст на абзацы, озаглавить;
  • проанализировать происходящие в произведении события,  охарактеризовать героев

     При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:

-Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я провел каникулы»)

-Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).

-Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд- учеба»).

Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.

     Еще одним из эффективных методов и приемов работы является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

   Таким образом, цель уроков развития речи – формирование у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  способности к самовыражению в речи, уважительного отношения  к слову, бережного с ним обращения, формирование потребности в практическом владении навыками  ясной, выразительной речи. А все это возможно только при систематической работе. 

 




















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности лексико – грамматической стороны речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В своей статье постаралась отразить результаты исследований, направленных на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта. Изучение этих особенностей может оказать неоценимую ...

Особенности речи обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Особенности речи обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Сенорное развитие" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллект...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Особенности обучения письму и развитию речи учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...