«Развитие связной речи на уроках русского языка для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
статья

Гнездилова Виктория Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие связной речи

на уроках русского языка для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)»

                 

Составила учитель русского языка: В.Н. Гнездилова

Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с учащимися ОВЗ (легкая умственная отсталость). Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она базируется на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения, окружающей действительности и познания мира. В основе программы лежит психологический подход к речевой деятельности как многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический компоненты.

Данный курс является коррекционно – направленным: наряду с развитием общих способностей предлагается проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи и обогащению словарного запас учащихся с ОВЗ, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Основной принцип коррекционно – развивающего обучения учащихся  с ограниченными возможностями здоровья – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.

В занятия включены материалы по:

  • формированию слогового анализа и синтеза слов;
  • формированию умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
  • формированию умения анализировать предложения;
  • формированию умения обозначать границы  предложения на письме;

  • формированию умения самостоятельно составлять развёрнутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать;

  • формированию умения и навыка построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов;

  • формированию умения работать с деформированными предложениями, текстами;

  • формированию умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного;

  • формированию умения анализировать тип текста, выделять характерные признаки повествования, описания, рассуждения;

  • развивать умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;

  • совершенствовать приёмы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана;

  • формирование умения последовательно пересказывать, опираясь на составленный план.

Задачи: создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития.

Особенности занятий: календарно-тематическое планирование курса занятий «Развитие речи» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – развитие связной речи. Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество

закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.

Продолжительность занятия 20-25 минут два раза в неделю.

Направления работы:

  •  Формирование практических  речевых умений и навыков;
  •  Формирование навыков речевой коммуникации;
  • Развитие фонематических процессов;
  • Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
  •  Развитие умения последовательно излагать суть выполняемого задания;
  •  Формировать умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию;
  •  Формирование умения самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться  выяснить и объяснить их значение (первый опыт использования различных видов словарей);
  •  Обогащение активного и пассивного словарного запаса, через определение смысловых связей между словами и преодоление неправильного, неточного употребление слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дисорфографии.

Примерное тематическое планирование коррекционной работы по формированию связной речи (2ч в неделю)

№п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

2.

3.

4.

5.

Обследование устной речи.

Устная связная речь.

Лексика.

Предложение.

Текст.

8

20

15

14

11

ИТОГО

68

Список литературы:

1. Гордилова В. И., Кудрявцева м. З Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. – 384 с. – (Коррекционная педагогика).

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г.  Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.

3. Лайло В. В. Изучение алфавита и развитие восприятия. – М., 2000.

4. Лайло В. В. Повышение грамотности и развитие мышления. – М., 2001.

5. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы

Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной  специальной методике преподавания русского языка и литературы....

Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"

Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку, для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными) нарушениями.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью. Программа расчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы.

Рабочая адаптированная общеобразовательная программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), 5-9 классы....