ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
презентация на тему

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_k_dokladu_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.rar2.84 МБ

Подписи к слайдам:

Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
Горнова Светлана Васильевна, учитель МБС(К)ОУ № 128
Особенности нарушения речи обучающихся С(К)ОУ VIII вида
Характер нарушения
В чем проявляется
Дефекты произношения
Отсутствие тех или иных звуков, их искажение, замены, смешение согласных, нарушение слоговой структуры слова
Нарушения лексической стороны речи
Ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов и неточное их использование, патологическое различие между пассивным и активным словарем
Нарушения грамматического строя речи
Малая распространенность предложений, пропуск слов и словосочетаний необходимых для построения фразы, редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение, нарушение связи слов в предложении, порядка слов, разрыв словосочетаний
Особенности работы по развитию речи у обучающихся С(К)ОУ VIII вида
Коррекционно - практическая направленность уроков
Последовательность и комплексность работы по развитию устной речи
Учет индивидуальных возможностей детей
Выбор методов обучения
Требования к организации занятий по развитию связной речи
Классификация обучающихся СКОШ VIII вида по В.В.Воронковой
Группа
Характеристика особенностей детей
Коррекционно-воспитательные мероприятия
I группа (1 чел.)Наиболее успешно овладевающие программным материалом
Задания выполняют самостоятельно. Используют имеющийся опыт при выполнении новой работы. Сознательно усваивают программный материал. Доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешно применяют на практике. При выполнении более сложный заданий нуждаются в незначительной активизирующей помощи взрослых.
Помощь в виде побуждения (подумай, вспомни) или незначительная помощь при выполнении очень сложных заданий.
II группа (3 чел.) Испытывают несколько большие трудности, чем обучающиеся I группы
Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изученный материал, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут. Отмечаются меньшей самостоятельностью, нуждаются в помощи учителя. При переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью. Свои действия объясняют недостаточно точно.
Помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
III группа (1 чел.)С трудом усваивающие программный материал
Недостаточно осознают сообщаемый материал, с трудом определяют главное, не могут установить логическую связь. Нуждаются в дополнительном объяснении. Низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже. Умеют применять знания и умения при выполнении аналогичных заданий. Требуют постоянной организации своей деятельности.
Нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логических, наглядных предметно-практических). Меньший объем материала, помощь в выполнении. Работа по образцу.
IV группа (1 чел.)Овладевающие учебным материалом на самом низком уровне
Самостоятельно сделать простейшие выводы, даже повторить не могут. Знания усваивают механически, быстро забываются.
Требуется неоднократное объяснение, использование наглядности. Подкреплять большим количеством примеров и упражнений. Помощь в виде прямой подсказки.
Применение методов, приемов для коррекции и развития связной речи
Характер нарушения
В чем проявляется
Используемые методы, приемы для коррекции и развития
Дефекты произношения
Отсутствие тех или иных звуков, их искажение, замены, смешение согласных, нарушение слоговой структуры слова
«Фонематические», «песенные» минутки, слоговое, с ритмическим отхлопыванием, хоровое проговаривание слов, визуализация слов, использование сигнальных карточек, кинезиалогические упражнения и т.п.
Нарушения лексической стороны речи
Ограниченность, бедность словарного запаса, неправильное понимание слов и неточное их использование, патологическое различие между пассивным и активным словарем
Словарная работа, группировка слов по смысловой и корневой родственности, прием актуализации словарного запаса, дифференциация лексического значения слов
Нарушения грамматического строя речи, связной речи
Малая распространенность предложений, пропуск слов и словосочетаний необходимых для построения фразы, редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение, нарушение связи слов в предложении, порядка слов, разрыв словосочетаний
Распространение предложений, нахождение связи слов в предложении, выделение главной мысли, озаглавливание текста, выделение частей текста, введение учебного диалога, включение алгоритмов, работа с деформированным текстом, интегрированные задания и т. п.
Последовательность развития связной речи
1
2
3
4
Развитие умения анализировать наглядную ситуацию или задание, выделять главное и существенное, основное и фоновое.
Формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности.
Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (н-р, запоминание последовательности работы, пересказы коротких и длинных текстов)
Осуществление работы (речевого высказывания) в заданной последовательности
Последовательность развития связной речи
Развитие умения анализировать наглядную ситуацию или задание, выделять главное и существенное, основное и фоновое
Формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности
Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (н-р, запоминание последовательности работы, пересказы коротких и длинных текстов)
Осуществление работы (речевого высказывания) в заданной последовательности
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ
В КАКОМ ПОРЯДКЕ
ЗАПОМНИТЬ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ ПО АЛГОРИТМУ
Технологическая карта коррекции и развития связной речи на структурных элементах урока
Этап урока
Использование метода, приема
Направленность используемого метода, приема
Орг. момент. Подготовка к работе
Прием выделения (букв, слов, словосочетаний и т.п.) ЗАДАНИЕ 1
Умение соблюдать последовательность; развитие внимания; настрой на предстоящую работу
Повторение пройденного материала
Прием алгоритмизации (закрепление орфограмм) ЗАДАНИЕ 2
Умение анализировать, соотносить с правилом; развитие орфографической зоркости; коррекция и развитие объяснительной речи
Изучение нового материала и его первоначальное закрепление
Прием алгоритмизации (планирование работы) ЗАДАНИЕ 3
Умение планировать содержание, намечать ход развития мысли, реализовывать намеченный план, соблюдать последовательность
Подведение итогов урока. Домашнее задание
Метод моделирования речевых ситуаций (вопросно-ответный диалог) ЗАДАНИЕ 4
Стимуляция коммуникативного намерения, речевого общения; умение выделять ключевые слова, выражающие существенную информацию
Задание 1
Наша речь – в наших руках.
Напиши количество букв, использованных в данной фразе, расположив их в алфавитном порядке
Задание 2
Правдивость речи хороша и гладкость,Но как прекрасна слов правдивых краткость.
Отметь цифрой орфограмму над словом, где находится данная орфограмма. Устно подбери, где нужно, проверочное слово:1. Безударные гласные в корне слова2. Звонкие и глухие согласные в корне слова3. Непроизносимые согласные в корне слова
Задание 3
Не знаю ничего более прекрасн..., чем умение сил… слова приковывать к себе толпу слушател…, привлекать их расположение, направлять их вол.. куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.
Прочитай текст, вставь пропущенные окончания, обозначь падеж имен прилагательных. Спиши текст, озаглавив его
Задание 4
Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.
Прочитай. Скажи кратко, о чем идет речь. Придумай и задай собеседнику вопросы по содержанию прочитанного

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Развитие связной речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида.

Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отри...

Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленк...

Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...