Главные вкладки

    Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Пелипенко Елена Николаевна

    Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

     

    Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.

    Задачи:

    Образовательные: учить анализировать художественный текст.

    Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.

    Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышение мотивации к изучению чтения.

    Оборудование: листы бумаги, ручка, карандаш, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8_kl_loshadinaya_familiya.docx26.2 КБ
    Office presentation icon 8_kl_loshadinaya_familiya.ppt2.21 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтение и развитие речи.                          8  класс.                       Дата _____________

    Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

    Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.

    Задачи:

    Образовательные: учить анализировать художественный текст.

    Коррекционные: развивать речь через умение задавать вопросы и отвечать на них; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость; развивать творческие способности.

    Воспитательные: развивать эмоциональную сферу личности через создание ситуации успеха и самореализацию, повышение мотивации к изучению чтения.

    Оборудование: листы бумаги, ручка, карандаш, аудиозапись рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

    Ход урока

     1. Организационный момент.  

    Приветствие обучающихся (слайд 1).

    - Доброе утро! Я очень рада, что вы все присутствуете на уроке в добром здравии и хорошем расположении духа. Надеюсь, что в конце урока настроение ваше станет ещё лучше.  А сейчас сядет тот, кто назовёт нужную букву (на слайде появляются поочерёдно, по щелчку буквы).

    - первая буква в названии третьего дня недели. (с-среда)

    - первая буква в названии третьего месяца года (м-март)

    - вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е-Лермонтов)

    - третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х-Чехов)

    - первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю-Юрьевич)

    - первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М-Москва)

    - четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о-Чехов)

    - вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р-врач)

    - Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня.  (слайд 2) 

    - И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом  к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

    - Итак, наша цель:

    Постараться рассмеяться.

    (Ведь смеяться не грешно).

    Рассмеявшись, докопаться,

    Почему нам так смешно.

    2. Актуализация знаний обучающихся.

    - А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки (На сладах ученики читают строчки из произведений Чехова и вспоминают названия рассказов).

    (Слайд 3) «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)

    (Слайд 4) «Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась»     («Каштанка»)

    (Слайд 5) «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»  («Ванька»)

    - Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов) (слайд 6)

    3Повторение изученного материала.

    - Совершенно верно. На прошлом уроке мы познакомились с биографией этого великого русского писателя. 

    - Какое задание на дом вы получили? (пересказать биографию писателя)

    4. Изучение нового материала.

    - Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». 

    - Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы обучающихся). Действительно, многие рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы попробуем узнать. Итак, тему сегодняшнего урока вы видите на экране (слайд 7) (А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ.)

     

    4.1. Словарная работа.

    В теме нашего урока есть слово «юмор» (слайд 8) 

    Как вы его понимаете? (ответы учеников). А сейчас прочитайте более точное определение этого слова (Ученики зачитывают определение слова «юмор»  - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.)

    4.2. Первичное восприятие текста. Постановка проблемных вопросов.

    - Ребята, сейчас я предлагаю вам прослушать аудиозапись  рассказа  «Лошадиная фамилия» (слайд 9)

    - Во время прослушивания рассказа, подумайте, почему этот рассказ называют смешным (ребята слушают)

    - Ребята, понравился вам рассказ? Почему? ( ответы обучающихся)

    5. Физкультминутка

    - А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста! (слайд 10)

    На экране вы видите шесть упражнений, размещённых в таблице, и фигурку шагающей девочки. Эта девочка будет перемещаться по полю, ваша задача – выполнять то упражнение, на поле которого находится девочка. Эту физкультминутку мы делаем до тех пор, пока фигурка девочки не вернётся на прежнее место.

    - Немного отдохнув, продолжим наш урок.

    6. Анализ произведения. (слайд 11)

    - Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше?» У нас 2 команды, ученики на 1 и 2 ряда. Суть игры проста – вам нужно вспомнить  как можно больше смешного в рассказе «Лошадиная фамилия» (смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу; смешны способы лечения; смешны лошадиные фамилии; смешна речь героев; смешна своей неожиданностью развязка и т.д.).

    - Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.

    1) Яркое название рассказа  («Лошадиная фамилия») 

    2) Говорящие фамилии (Овсов) 

    3) Смешные названия станций, деревень (Девкино)

    4) Мало действующих лиц (Булдеев и Иван Евсеевич) 

    5) Речь персонажей индивидуальна

    - Объясните выбор названия для своего рассказа А.П.Чеховым?

    - Как вы думаете, что автор высмеивает в своих рассказах? (Суеверие, необразованность, темноту)

    - Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)

    - Рассказы Чехова достаточно легко инсценировать. Как вы думаете, почему? (много диалогов, мало описания)

    7. Работа с текстом учебника. Первичное закрепление изученного материала (слайд 12)

    - Сейчас вам предстоит выбрать себе задание для самостоятельной работы. Вам нужно выбрать ленточку красного, синего или жёлтого цвета. Красный цвет означает задание повышенной сложности, синий – упрощённый вариант задания, а жёлтый – задание творческого характера.

    Выполняя задание, вам нужно будет пользоваться текстом учебника.

     Приступайте к выбору (ученики читают текст учебника, выполняют индивидуально задания трёх вариантов:  I вариант (красный) – ответить на вопросы теста;

    II вариант (синий) – выбрать предложения из текста  соответствующие иллюстрации на стр. 153;

    III вариант (жёлтый) – сочинить мини-рассказ по сюжетной картинке (5-7 предложений), используя «секреты юмора» А.П.Чехова) (слайд 13)

    8. Подведение итогов урока.

    - Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах.

    (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев) 

    -Давайте послушаем рассказы, которые написали ваши одноклассники. (Ребята зачитывают свои мини-рассказы).

    - Какие приёмы юмористического жанра они использовали?

    -По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя.  Его короткие рассказы  очень емкие по содержанию,  многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других.  

    9. Домашнее задание (слайд 14)

    - Домашнее задание научиться читать по ролям рассказ «Лошадиная фамилия», стараясь передать характер и чувства героев.

    10. Заключительное слово учителя

    - Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее,  терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее. (слайд 15)

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок чтения С М Е Х О Ю М Р

    Слайд 2

    «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица» В. ГЮГО

    Слайд 3

    « Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником »

    Слайд 4

    « Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась»

    Слайд 5

    « Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»

    Слайд 6

    Проверка домашнего задания Антон Павлович Чехов

    Слайд 7

    Тема урока А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ

    Слайд 8

    А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Словарная работа «юмор» - деятельность человека, направленная на вызывание смеха, улыбки у окружающих. В более широком понимании — любые жизненные явления, ситуации, а также любые мысли, фантазии, и т. п., способные вызвать эти эмоции » ЮМОР

    Слайд 10

    Яркое название рассказа («Лошадиная фамилия») А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Секреты юмористического жанра Говорящие фамилии (Овсов) Смешные названия станций, деревень (Девкино) Мало действующих лиц (Булдеев и Иван Евсеевич) Речь персонажей индивидуальна

    Слайд 11

    А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Самостоятельная работа

    Слайд 13

    А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический рассказ Домашнее задание Стр. 133-137 отвечать на вопросы.

    Слайд 14

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения и развития речи в коррекционной школе 3 класс.

    ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»      Урок чтения и развития речи в 3 классе.      Урок подготовила учи...

    Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)

    Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль се...

    Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

    Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...

    Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»

    Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида...