Урок чтения и развития речи в коррекционной школе 3 класс.
план-конспект урока на тему

Гальцова Юлия Викторовна

 

ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

 

 

 

 

 

 

Урок чтения и развития речи в 3 классе.

 

 

 

 

 

 

Урок подготовила учитель начальных классов :

Гальцова Юлия Викторовна

 

 

 

 

 

 

Урок чтения и развития речи в 3 классе.

Тема: «Люби живое» М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели: 1)Создать условия для развития навыков чтения, эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

2)Создать условия для знакомства с новым литературоведческим понятием, для формирования читательских умений и развития речи учащихся.

3)Воспитывать любовь к природе, любовь к Родине и бережное отношение к ней.

Оборудование: магнитофон, музыка  П.И.Чайковского. плакат с девизом, опора ,портрет М.М. Пришвина, словарь настроений. стенд «Моя малая Родина», горшок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_klass.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

Урок чтения и развития речи в 3 классе.

Урок подготовила учитель начальных классов :

Гальцова Юлия Викторовна

Урок чтения и развития речи в 3 классе.

Тема: «Люби живое» М.М.Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели: 1)Создать условия для развития навыков чтения, эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

2)Создать условия для знакомства с новым литературоведческим понятием, для формирования читательских умений и развития речи учащихся.

3)Воспитывать любовь к природе, любовь к Родине и бережное отношение к ней.

Оборудование: магнитофон, музыка  П.И.Чайковского. плакат с девизом, опора ,портрет М.М. Пришвина, словарь настроений. стенд «Моя малая Родина», горшок.

Ход урока.

1.Вводная часть. (все дети стоят)

-Ребята, представьте себе, что мы с вами снежинки. Представили?

(Включается музыка П.И Чайковского «Спящая красавица»).

-Вот пошёл сильный снег. Снежинки весело кружат в воздухе.(Произвольное движение под музыку).

-постепенно они опускаются на землю. Сначала опускаются маленькие. Хрупкие снежинки9садятся девочки),затем снежинки побольше(садятся мальчики). Все снежинки оказались на земле, их танец окончен. Опустите головы на парту и закройте глаза. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь (минутка тишины0. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись  солнышку и, окончательно проснувшись, сказали друг другу «Доброе утро» (прикоснулись друг к  другу ладонями), гостям: «Доброе утро». А теперь прогнали остатки сна.

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом.

-Мне очень хочется, чтобы вы поднялись на ступеньку выше во время работы на уроке. Успехов вам и удач! (выключит музыку).

-Девиз урока чтения: «Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума».(плакат)

2.Речевая разминка.

1)Сегодня вы будете не просто читателями, а читателями…(хором)

Ч.                            В.

                                 Д.

                                  И.

(внимательными,думающими,исследователями)

2)Начнем речевую разминку.

-Произнесем четко гласные звуки

(а-о-у-ы-и-э)

(а-о,ы-у,э-а,и-э)  (На доске записи)

(аоуиэ,аиуоэ,ауоиэ)

3)Чтение скороговорки губами. Дед Данила делил дыню: дольку Диме, дольку Дине.(запись на доске)

Чтение вслух.Сопровождение чтения вслух движением рук.

4)игра «Фотоглаз»

Фотографируем сразу все слово. Четко проговорить конец слова. Даю несколько секунд. Повторить.

кипяток-кипятилось

обыкновенно-необыкновенное   (на доске)

вставать-вставание

пробуждение-пробуждается

3.Проверка домашней работы.

1)-Мы прочитали уже несколько поэтических тетрадей.

_Почему сборники стихов названы так необычно? Поэтическая тетрадь.

2)Обобщение делает ученик.

-Это пошло с давних времен, когда книгопечатание было сложным и дорогостоящим делом. Любители поэзии заводили для себя отдельные альбомы или тетради, куда записывали понравившиеся стихотворения. Кроме того, на литературных вечерах, которые были очень популярны в  прошлых веках, сами поэты записывали родившиеся строчки в альбомы молодых дамю

-Эта традиция сохранилась и в дальнейшем. Поэтому, наверное, и составители наших учебников, назвав сборники стихов «Поэтической тетрадью» собрали в них лучшее произведения поэтов. У нас с вами тоже получилась своя «Поэтическая тетрадь», где мы собрали понравившиеся стихи, нарисовали иллюстрации к ним.

-Сегодня мы закрываем «Поэтическую тетрадь» № 4.

-С какими поэтами вы познакомились, читая её?

-Какой темой объединены стихи этих авторов?

-Я хочу чтобы вы сейчас прочитали выразительно понравившиеся стихотворения.А что значит выразительно прочитать?

-Кто хочет прочитать вслух стихотворение?

4.Сообщение темы.

-Сегодня мы открываем новый раздел. Он называется «Люби живое».

 Впереди нас ждут новые имена и интересные произведения. И первый рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина». Что это значит, мы узнаем позже.

5. Подготовка к восприятию произведения.

(отрывается портрет)

-М.М. Пришвин-великий мастер слова, с которым вы уже немного знакомы. Предлагаю вместе представить его.

-Кто он?-

-Когда он жил?

-А это те книги, которые вы принесли и прочитали и больше всех…

-О че и о ком писал?

-Вся жизнь Пришвина была посвящена природе и связана с ней. Он любил лес и все живое. Когда читаешь рассказы, то кажется, что писатель взял тебя за руку и повел за собой. И, читая его произведения, научишься ещё лучше любить и понимать родную природу. Она станет твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.

6.Первичное чтение текста.

-Сейчас я прочитаю рассказ «Моя Родина». Это воспоминания автора. А воспоминания-это своего рода дневниковые записи. Читая их ,мы заглядываем в душу человека.

(После чтения минутка тишины)

-Над чем же заставляет задуматься автор?

7.Повторение чтение про себя.

-Прочтите рассказ про себя в режиме жужжащего чтения и ответьте на вопрос : о чем этот рассказ. Но прежде,

-Посмотрите на текст. Скажите себе-я должен читать красиво, я буду читать правильно(хором).

8. Анализ произведения

1)- о чем этот рассказ?

2)физминутка

3) Игра «Философский стол»

Познакомимся с новым словом философ

-Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни.,пытались открыть законы ,по которым должны жить люди. А теперь представьте, что вы все философы. Ваша цель-поговорить о произведении и выразить свои мысли.

-Кто главный герой рассказа?

- Родина для человека начинается с песни матери, с картинки в букваре, с березки, растущей рядом с домом.

-А у Пришвина  с чем связано воспоминание о Родине?

Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте его за диктором.

-Что значит «вставала рано, до солнца»?

-Чем угощала мам по утрам автора?

-Кто из вас пробовал такой чай?

-Вкусный чай с молоком? А особенно он вкусен, если молоко вскипятить вот в таком горшочке.

Как можно назвать эту картину?

-почему автор говорит, что это угощение решило всю его жизнь?

-Зачем, по мнению автора, все люди должны вставать рано?

- Найдите этот отрывок. Пр. в парах. Почему здесь два восклицательных знака?

-Прочтите так, чтобы мы почувствовали это настроение.

-Куда уходил автор на охоту?

-Совершая прогулки, он внимательно смотрел вокруг, изучал природу, радовался новым находкам.

-Почему нужно охранять леса,степи.горы?

Чтение хором Рыбе-вода,птице-воздух,зверю-лес,степь,горы.

-А что нужно человеку? Родина.

9.Обобщение

-Прочитайте слова, которые выражают главную мысль.

-Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

-В нашей стране существует Закон  об охране природы. Он обязывает людей беречь природу, помогать ей, постоянно заботиться о ней.

10.Чтение хором стихотворения.

-ведь гибнут леса, исчезают редкие растения и животные, реки превращаются в лужи. Земля стонет от человеческого невежества.

Берегите землю, берегите!

Ради птичьих голосов.

Ведь дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведь небо без птиц- не небо,

А море без рыб-не море.

И земля без зверей-не земля.

Бросьте же природе

Спасательный круг!

11. Работа с планом

Прочитайте план на доске. Найдите ошибку. Восстановите порядок.

3.Охота за наблюдениями.

2.Вставать до солнца.

4.Призыв к молодым друзьям.

1.Вкусный чай.

12.Игра «Волшебная кисточка».

-Представьте,что вы художники. Что бы вы нарисовали к рассказу?Расскажите

13.Итог.

-Придумайте другой конец к рассказу.который начинается так:

«Я люблю…»

14.Эта рефлексии.

-Я бы хотела услышать, как вы себя ощущали на уроке. Нарисуйте розу ветров и свое направление вектора.

15.Домашнее задание.

1.Нарисовать в тетради иллюстрации к рассказу.

2. Наизусть выучить обращение к  молодым друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Урок чтения и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Русские народные сказки"

Данный урок является обобщающим по разделу "Русские народные сказки". К уроку подготовлена презентация. Цель использования ЦОР направлена на формирование интереса учащихся к чтению, реализацию принцип...

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Урок чтения и развития речи во 2 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...