Главные вкладки

    Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»
    план-конспект урока (8 класс) по теме

    Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_i_razvitiya_rechi_v_8_klasse.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе

    Тема урока: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Цель урока: Совершенствование навыка осознанного, выразительного чтения.

    Задачи урока:

    Обучающие:

    -учить анализировать и выразительно читать данное произведение;

    -формировать навык работы над образными средствами языка.

    Коррекционно-развивающие:

    -развивать память учащихся, внимание, мышление, воображение, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;

    -развивать связную устную речь учащихся;

    -развивать эмоциональную сферу учащихся;

    -формировать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    -активизировать и пополнять словарный запас учащихся.

    Воспитывающие:

    -прививать интерес к творчеству С.А. Есенина;

    -пробуждать интерес к предмету;

    -воспитывать любовь к Родине, к родной природе.

    Оборудование урока

    1.Эпиграф к уроку.

    2.Портрет С.А. Есенина.

    3.Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

    4.ТСО (компьютер, музыкальный центр, диск с записью классической музыки,  диск с записью стихотворения, романса).

    5.Таблицы со словарными словами.

    6.Карточки для самостоятельной работы учащихся.

    7.Учебник чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. З.Ф. Малышевой.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    -Я очень рада нашей встречи, встрече с нашими гостями, хорошей погоде.

    -Скажите, чему рады вы?

    -Начинаем наш урок. Мне хочется, чтобы он получился интересным, увлекательным, красивым. В этом поможете  мне вы. Поэтому, настройтесь на работу.

    II. Подготовка к восприятию темы.

    -Сегодня, мы отправимся в мир поэзии.

    -Что такое поэзия?

    ( стихи, произведения написанные стихами)

    -Прочитайте предложения, данные на доске.

    Поэзия весеннего утра.

    Поэзия золотой осени.

    Поэзия родной природы.

    -Заменим слово поэзия словом красота.

    -Сколько же значений слова поэзия выяснили? (два)

    -Назовите их.

    -Обратимся за более точным определением слова к словарю С.И. Ожегова.

    ( учитель зачитывает значение слова)

    -Ребята, в этом словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова встают в определенный строй,  и мы слышим прекрасные поэтические творения.

    III. Речевая разминка.

    -Проведем речевую разминку.

    -Читаем вслух по моей указке.

      Шум, блеск, всплеск, гам.

                   Гром, треск, плеск, гам.

    - Похожи эти слова на стихотворение?

    -Почему? (произносятся складно)

    -Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой.

    -Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)

    -Правильно. Это называется интонацией.

    -Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом первое слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.

    -Хорошо!

    -Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем , выделяя голосом четвертое слово, соблюдаем паузы.

    -Что мы сейчас повторили?

    (правила выразительного чтения)

    -Перечислите их.

    (-читать не торопясь,

    -выделять голосом отдельные слова

    -останавливаться на знаках препинания)

    IV.Сообщение цели и темы урока.

    1.Вводная беседа.

    -Сегодня, ребята, мы начинаем изучать жизнь и творчество замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

    Есенин - нежное имя,

    Соловьиный звон.

    Кудрями золотыми

    Звенел веселый клен.

    Из солнечного ливня

    Весеннее лицо

    Овеял ветер нивный

    Цветочною пыльцой.

    -Поэт прожил на земле до обидного мало - всего три десятилетия. Он писал, что его творения отзовутся и останутся в людских сердцах. На уроках, посвященных его творчеству, мы постараемся увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

    -Вглядитесь внимательно  в портрет Есенина.

    -Что вы можете сказать об этом человеке?

    -О его жизни нам расскажут…

    (учащиеся рассказывают краткую биографию поэта, на экране демонстрируются картины родного края Есенина, звучит мелодия пьесы Чайковского « Времена года»).

    2.Рассказ учителя

    Сергей Есенин - исконно русский, глубоко национальный поэт. «Какой русский и какой чистый поэт», - говорил о нем Максим Горький. Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности.

    Чарующую синеву глаз у бездонных озер и голубых небес;  Мягкие кудри- у крон родных берез; золото волос- у российских нив:

    «Эти волосы взял я у ржи,

    Если хочешь на палец вяжи-

    Я нисколько не чувствую боли…»

    А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу:

    Душа моя - поле безбрежное…»

    Сергей Есенин воспевал в своих стихах природу, и не зря его называют певцом русской природы.

    V.Изучение нового материала. Работа над  стихотворением.

    1.Вводная беседа.

    -Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в которой поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. И эпиграфом к уроку возьмем слова. В. Ходасевича об этом произведении:

    «Это…яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле…»

    2.Чтение стихотворения учителем.

    -Ребята, это стихотворение относится к такому жанру, как пейзажная лирика.

    Лирика- выражение чувств поэта.

    -Я прочитаю вам его.

    (учитель читает стихотворение наизусть)

    -Ребята, что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?

    -Какое время года описано? Почему?

    3.Словарная работа.

    -Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов?

    • Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
    • Равнина  - ровная, без холмов земная поверхность
    • юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью

    (На экране демонстрируется толкование слов после высказываний учащихся)

    4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

    -Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».

    (учащиеся читают вполголоса)

    -Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

    -Послушайте, ребята, еще раз это стихотворение в исполнении профессионального чтеца. Внимательно слушайте и следите за его интонацией (звучит запись стихотворения).

    Физкультминутка.

    5.Анализ стихотворения. Работа над средствами языковой выразительности.

    -Понравилось вам исполнение актера?

    -Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение. Для этого нам нужно поставить логическое ударение в тексте и проанализировать стихотворение. Работу проведем по карточкам.

    *Чтение по цепочке.

    -Я буду читать по одному четверостишию, голосом выделяя слова и паузы.

    -Вы должны подчеркнуть эти слова и расставить паузы.

    (учитель читает по четверостишию, учащиеся работают в карточках. Затем учитель проверяет, задавая вопросы:

    -Какие слова подчеркнули?

    -Где следует поставить паузы?)

    (После проделанной работы дети читают стихотворение по цепочке по четверостишию.)

    -Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

    (тоска, одиночество, сожаление)

    -Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

    -В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.

    -Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

    -Зачитайте эти строки.

    -Кем чувствует себя поэт?

    (осенней рощей)

    -Да, ребята. Поэт и роща - двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты. Этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал «себя» деревом, травой, рощей. Это как бы «олицетворение наоборот».

    -Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

    -А о чем печалится поэт?

    (о прошедшей юности, об ушедшем лете)

    -Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

    ( красивое,  пронизано любовью к родной земле).

    *Выразительное чтение.

    -Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

    -Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

    -Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

    *Хоровое чтение.

    -Молодцы!

    -Я даю вам минуту на тренировочное чтение.

    -Прочитай стихотворение….

    -Очень хорошо!

    VI.Закрепление знаний учащихся.

    -Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

    -«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» не могло

    не стать песней. Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный романс. Я предлагаю вам его послушать

    (звучит романс; на экране демонстрируются картины золотой осени)

    -Понравилось вам это произведение?

    -Какие чувства оно вызывает?

    (волнение, любовь к природе)

    -Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу каким – то таинственным, тихим светом.

    VII. Домашнее задание.

    -Домашнее задание, ребята,  будет немного  необычное. Обычно,  если мы учим стихи наизусть, нам это задание предлагает учебник. А сегодня такого задания в учебнике нет. Но мне бы хотелось, чтобы это произведение осталось в вашей памяти.

    VIII. Подведение итогов урока.

             Оценивание.

    -Ребята, что на ваш взгляд, отличает поэзию Есенина?

    (любовь к Родине, к природе, к родным местам)

    -В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим  настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь его голос.

    Наш урок подошел к концу. Но на этом уроке мы не закончили изучать творчество С. А. Есенина. В этом разделе учебника только два произведения поэта, но я думаю, что вы еще не раз в течение своей жизни  откроете томик стихов Есенина.

     Поэтому, мне хочется вам пожелать: читайте, любите,  наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина.

    -Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.

    -За активную работу…

    -За красивое, выразительное чтение…

    -Хорошо работали…

    -Вам, ребята, понравился урок?

    -Что нового узнали?

    -Что было наиболее увлекательным?

    -Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

    -Спасибо всем за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

    Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII в...

    Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

    В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

    Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

    Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

    Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида

    Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...

    Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

    План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

    Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    Метод эмоциональной стимуляции на уроках чтения и развития речи в спе­циальной (коррекционной) школе VIII вида....

    Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида

    Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....