Главные вкладки

    Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Шкуро Валентина Борисовна
    Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Сегодня обучение умственно отсталых детей требует смены педагогического мышления, поиска новых приёмов и новых дидактических средств. Представляется эффективным использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства (ИЗО) с уроками чтения и развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете развития у ребёнка полноценного художественного восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt-4.docx24.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного урока

    чтения и изобразительного  искусства в 5 классе

    коррекционной школы VIII вида

    Тема: «Зимняя сказка»

    Цель: создать у детей целостный литературно-художественный образ

                зимнего пейзажа, представить его и воплотить в рисунке и в

                выразительном чтении.

    Задачи:

    1. научить  детей выразительному чтению стихотворения Ф.Тютчева;
    2. научить новому способу рисования на бумаге с помощью воска;
    3. развивать  творческое воображение;
    4. способствовать формированию эстетического вкуса;

    Оборудование: 

    1. компьютер со слайдами о зимней природе, зимние узоры на окне;
    2.  картина с зимним пейзажем;
    3. новые слова, написанные на карточках: «пейзаж», «чародейка», «очарован», «чары»;
    4. портрет Ф.И.Тютчева;
    5. таблица с высказыванием Тургенева И.С.: «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно»;
    6.  учебники чтения для 5 класса;
    7. принадлежности для рисования: альбомные листы; акварельные краски; кисточка широкая; стаканчики для воды;
    8. куски восковых свечей в подарочном Рождественском  сапожке;
    9.  магнитофон с записями Чайковского «Времена года».

    Этапы урока.

    Содержание

    Методы, приёмы.

    I Вступление.

    Учитель чтения

    Учитель рисования

    Учитель чтения

    II Объяснение нового материала.

    Учитель чтения

    Учитель рисования

    Физкультминутка

    Учитель чтения

    Учитель рисования

    Учитель чтения

    III  Практическая работа.

    Учитель рисования

    Учитель чтения

    Учитель рисования

    Учитель чтения

    Учитель рисования

    IV Подведение итогов.

    Учитель чтения

    Учитель рисования

    Учитель чтения

    Учитель рисования

                                 

    Мороз и солнце;

    День чудесный.

    Утро туманное, утро седое,

    Нивы печальные, снегом покрытые.

    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

    На мутном небе мгла носилась;

    Луна, как бледное пятно,

    Сквозь тучи мрачные желтела .

    - Как вы думаете, какая тема  сегодняшнего урока?

    ( Тема нашего урока – зима)

    - А как вы догадались, что говорить мы будем о зиме?

    ( Потому что вы читали стихи о зиме).

    - Правильно, молодцы. Урок мы назвали «Зимняя сказка». 

     - Как называют людей, которые в стихах могут отобразить мир?

    (Таких людей называют поэтами.)

    - Поэты отобразили зиму в стихах. А кто ещё может изобразить зиму?  

    (Зиму могут изобразить художники в картинах).

    - Верно. О зиме пишут не только поэты, но и художники. Вот поэтому мы с учителем чтения решили объединить усилия, и вместе с вами попробуем описать зиму словами и с помощью красок. Я научу вас оригинальному способу изображения зимней природы.

    - А я познакомлю вас со стихотворением замечательного русского поэта, современника Пушкина – Фёдора Ивановича Тютчева.

    Но прежде мне хотелось бы прочитать слова, которые сказал о Тютчеве писатель И.С.Тургенев:

        «Чувство природы в нём необыкновенно тонко, живо и верно».

    Итак, звучит стихотворение Ф.И. Тютчева:

    Чародейкою зимою

    Очарован, лес стоит-

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован,

    Не мертвец и не живой,-

    Сном волшебным очарован,

    Весь окутан, весь окован

    Лёгкой тенью пуховой…

    - Понравилось вам стихотворение?

    - А что в нём понравилось?

      Дети отвечают, что когда они слушали стихотворение, то сразу представили зимний лес, и что лес показался сказочным.

    - Прочитайте про себя «жужжащим» чтением.

    - Как поэт называет Зиму?

    (Чародейкою)

    - Почему слово Зима написано с большой буквы?

       (Поэт олицетворяет зиму, приписывает ей признаки живого существа)

    - Какие родственные слова встречаются в этом стихотворении?

    (Чародейка, очарован)

    -  Что означают эти слова?

    - Близки ли им по смыслу слова «околдован», «волшебный»?

    - Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса?

    -  Найдите их в тексте и прочитайте.

    -  О чём говорит поэт?

    (о снеге, инее)

    - Каким тоном, с каким настроением следует читать это стихотворение?

    - Сейчас при чтении стихотворения попробуйте передать это настроение.

    - Чтобы описать природу, поэты пользуются таким орудием, как слово. А с помощью чего может описывать природу художник?

    (С помощью красок, кисточки, карандашей)

    - Изображение природы художником называется  пейзажем. Посмотрите на картину.

    - Что изобразил художник?

    (зимний пейзаж)

    - На компьютере вы видите, как фотохудожник запечатлел зимнюю природу. Обратите внимание на цвет. Какие бы краски вы взяли для изображения зимнего пейзажа?

    (синий, белый, фиолетовый, серый)

    - Как вы думаете, эти цвета холодные или тёплые?

    (холодные)

    - Давайте проверим. Для этого нам необходима серая бумага. Я буду подставлять на серую бумагу разноцветные листы, а вы определяйте: какой это тон – тёплый или холодный?

    - Действительно, когда на серый лист бумаги подставляли синюю или белую полоску, кажется, что повеяло холодом. Как сейчас в зимнем лесу, наверное, холодно! Может, отправимся в зимний лес немного «подрожать»?

    - Когда я смотрю на зимний пейзаж, у меня возникает в душе чувство какого-то волшебства, таинственности.

    - Меня тоже завораживает зимний лес. Давайте вместе прикоснёмся к этому волшебству,  побудем немного в роли художника-волшебника. 

    - Я научу вас рисовать зимний лес необыкновенным, можно сказать, немного волшебным способом. Для начала давайте проверим, всё ли вы приготовили для практической работы?

    (альбомный лист, краски, широкая кисточка, тряпка, стаканчик с водой, палитра, клеёнка под альбомный лист)

    - У вас в конвертах находятся трафареты деревьев, которые вы можете перевести, экономя время. Распределите их на разных уровнях.

    - Поможет вам лучше почувствовать зимнее настроение  музыка Чайковского «Времена года». Ведь в ней можно услышать и шум ветра, и завывание вьюги, и таинственные звуки трескучего мороза.

    - Каким цветом можно раскрасить зимние деревья?

    (белым)

    - А если я вам скажу, что краской белого цвета мы сегодня пользоваться не будем. Что же нам делать?

     

    - Совсем скоро наступит Новый год и Рождество. Эти праздники чуточку волшебные. Может, и нам волшебники помогут.

    - Да, конечно, помогут, тем более у нас припасён Рождественский сапожок, в котором наверняка есть что-то полезное.

    - Что это? Кусок свечи. Может, он нам пригодится?

    Натрите тщательно всё дерево. Можете нарисовать снежинки маленькими кружочками, снег на земле.

    А теперь, дорогие волшебники-художники, приступаем к самому ответственному моменту. Зимой быстро темнеет. Поэтому мы изобразим вечерний зимний лес. Какой можно это сделать краской?

    (синей, серой, фиолетовой)

    Возьмите кисточки, выберите соответствующие цвета красок и закрасьте полностью весь лист бумаги, включая деревья, натёртые свечой.

    Давайте посмотрим, что у нас получилось?

    - Получился великолепный зимний пейзаж. Эти рисунки могут послужить иллюстрацией к стихотворению Ф.Тютчева. Давайте объединим очарование музыки, красоту слов и волшебство красок.

    - И получим настоящую зимнюю сказку. Прикрепите, пожалуйста, каждый свой рисунок на доску и прочитайте стихотворение.

    (Оценка практической работы и выразительного чтения)

    - Мы научились выразительно читать?

    - Мы научились интересному способу рисования зимней природы?

    -Значит, мы выполнили задачи нашего урока?

    - Молодцы! Мы отлично поработали! Всем спасибо!

    Учителя читают по очереди отрывки из стихотворений о зиме

    Учитель чтения

    открывает доску, на ней тема урока и картина с зимним пейзажем

    Прикрепляется портрет поэта на доску.

    Учитель чтения читает слова, написанные на доске.

    Во время чтения стихотворения учитель рисования демонстрирует слайды  зимней природой на компьютере.

    Первичное восприятие

    Беседа по содержанию.

    Словарная работа.

    На доску прикрепляются карточки со словами

    «чародейка» «очарован»

    «чары»

    Круговое чтение.

    Чтение стихотворения

    2-3 учащимися полностью.

     На доску прикрепляется слово «пейзаж»

    На магнитной доске полоски бумаги разных цветов.

    Дети по очереди определяют тёплые и холодные тона.

    Учителя показывают под музыку движения, а ученики повторяют за ними. (похлопывание себя по плечам; дрожание; растирание ладоней, щёк, носа, ушей; притопывание).

    Учащиеся проверяют принадлежности для рисования.

    Звучит негромко музыка Чайковского «Времена года»

    Каждый из детей вынимает из

    Рождественского сапожка кусочек восковой свечи.

    Дети натирают деревья, рисуют снежинки.  

    Из-под кисточки волшебным образом появляется рисунок

    Дети по желанию прикрепляют свои рисунки на доску и читают стихотворение. Звучит негромко музыка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

    Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

    Рабочая программа по чтению для учащихся 7 классов коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа по чтению  предназначена для   развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.ЦЕЛЬ: ...

    Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов коррекционной школы VIII вида

    В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.Учащиеся  должны:...

    Рабочая программа по чтению для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида

    Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 6 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч.Цель уроков чт...

    Интегрированный урок швейного дела и математики в коррекционной школе VIII вида Тема урока: Наволочка с клапаном. Расчёт расхода ткани.

    Формирование знаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применения выкройки, учитывая ширину ткани....

    Конспект урока чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».

    Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия». Цель: познакомить с содержанием рассказа А.П. Чехова ”Лошадиная фамилия”, раскрыть природу смешного в рассказе.Задачи: Образовательны...